Структура спроса на ИТ в США


Рост численности пользователей Интернета в США

Государственные расходы на ИТ, предусмотренные федеральным бюджетом

Слайд 27

Спрос на информацию со стороны американского государства определяется:

- потребностями обеспечения национальной безопасности;

- функциональными обязанностями федеральных ведомств, предусмотренными системой электронного правительства.

Косвенно структура государственного спроса на ИТ может быть охарактеризована бюджетными расходами федеральных ведомств, представленными в табл. 2.

Таблица 2

 
Всего, млрд. долл. 38,0 50,44 59,37 63,53 65,50
Министерство обороны 20,0 24,09 27,90 31,66 31,32
Гражданские ведомства 18,0 26,35 31,47 31,87 34,14
НАСА 2,21 2,16 2,34 2,14
Национальный научный фонд 0,03 0,05 0,05 0,12
Администрация малого бизнеса 0,03 0,06 0,04 0,07

Население использует информационные технологии для осуществления коммуникаций, дистанционного образования, справочных услуг, развлечений, в качестве средств личной безопасности, онлайнового кредитования и оплаты приобретаемых товаров и услуг. В 2006 году около 70 % американцев использовали Интернет для трудоустройства и карьерного роста. В 2000 году в США на 100 жителей приходился 61 компьютер, в ФРГ – 32.

Если считать, что в году всего 8760 (24×365) часов, то на информационное потребление в 2000 году американцы тратили 38 % общего бюджета времени, в 2008 – более 40 %.

В настоящее время в США общество настолько насыщено информационными технологиями, что рост Интернет-населения США происходит в основном за счёт выходцев из Латинской Америки и афроамериканцев (табл. 3).

Таблица 3

(млн. человек)

 
Дома
На работе
Всего

 

Многие университеты сейчас накрывают сетями Wi-Fi свои здания и общежития. Некоторые города создают целостные беспроводные сети.

Становятся реальностью вездесущие системы наблюдения, которые регулярно наполняют информацией персональные, торговые, медицинские, полицейские, правительственные и прочие базы данных. Население воспринимает это как стремление к безопасности, порядку и комфорту.

Политические условия, необходимые для широкого применения в бизнесе информационных технологий на новой (глобальной) основе, сложились к началу 90-х годов. А начавшиеся процессы экономической глобализации потребовали от американского бизнеса мобилизации тех ресурсов конкурентоспособности, которые связаны с преимуществами в освоении информационных технологий.

По некоторым косвенным оценкам, в начале XXI в. ежегодные расходы бизнеса на ИТ превысили 2 трлн. долл. Структура информационного спроса в США представлена в табл. 10.3.

Таблица 10.3

(млрд. долл.)

 
Население 170,3 266,4
Государство 50,4 59,4 63,5 65,5
Бизнес 1200-2000

 

Сказанное позволяет утверждать, что:

1. За последние десятилетия США стали информационно зависимой страной. Прогнозируется, что быстрый и устойчивый рост спроса на информацию будет многократно опережать динамику спроса на традиционные товары и услуги, что и определяет преимущества новой экономики по сравнению с обычной.

2. В развитой рыночной экономике подавляющая часть спроса на информацию предъявляется бизнесом.

3. За последние десятилетия качественные изменения претерпел не только американский промышленный рынок, но и в целом рыночный механизм американской экономики. В результате экономика США в целом стала очень чувствительной к информации, её качеству, содержанию и своевременности.

Главной политической проблемой современной Америки является сохранение доминирующей «военно-политической, научно-технической и экономической роли США в мире». В XXI веке это невозможно сделать без глобального лидерства в информационных технологиях. В свою очередь, обеспечить глобальное лидерство в этой области невозможно без активной помощи американского государства, которое играет важную роль в развитии информационной инфраструктуры общества и сделало активную поддержку развития соответствующего сектора американской экономики составной частью своей внешнеэкономической, научно-технической и военно-технической политики.

В настоящее время США рассматривают спектр радиочастот таким же критически важным экономическим ресурсом, какими в ХХ веке были сталь, лес, нефть и природный газ. При этом незащищённые беспроводные сети рассматриваются в качестве потенциального инструмента осуществления криминальной деятельности, включая террористической.

Политика экспортного контроля всегда являлась результатом выверенного на высшем государственном уровне баланса между противоречивыми интересами национальной безопасности и бизнеса. В конце ХХ века в США одним из приоритетных направлений этой политики стал контроль зарубежных продаж компьютерных технологий, которые, охватывая как производство самих компьютеров, программного обеспечения, так и микроэлектронику (микропроцессоры), сетевое и телекоммуникационное оборудование, сформировали в американской экономике самостоятельную отрасль.

В США ещё в 1993 году была принята программа создания Национальной информационной инфраструктуры (НИИ), которая представляет собой концепцию развития системы телекоммуникационных, информационных и компьютерных технологий, ориентированных на решение общегосударственных задач. Одна из них – формирование в США информационной «супермагистрали», обеспечивающей быстрый и эффективный поиск любой нужной информации (где бы она ни находилась), а также представление её по запросу отдельного человека или организации.

В развитии информационного общества ключевая роль отводилась государственным структурам. В 2000 году в США начал работу единый общеправительственный Интернет-сервер (портал), объединивший около 20 тысяч сайтов государственных организаций.

Сказанное позволяет утверждать, что роль американского государства в развитии информационных технологий была и остаётся ключевой.

В заключении укажем на отдельные черты информационного общества США:

1. Экономика информационного общества развивается, опираясь на два главных элемента рыночной конкуренции:

- Механизм неограниченного заимствования капитала (рефинансирование долгов);

- Высокую скорость оборота капитала.

2. С социальной точки зрения информационное общество представляется как общество тотального взаимного мониторинга кредитозависимых индивидов.

3. С технологической точки зрения информационное общество можно охарактеризовать как информационную систему, в которой особую значимость приобретают специальные технологии, дающие преимущества в конкурентной борьбе, бизнесе, государственной политике.

4. С военной точки зрения информационное общество можно охарактеризовать как очень агрессивную, но трудно защищаемую структуру, которая склонна к стратегии превентивной обороны, то есть предотвращения угроз до их возникновения.

11. Международное сообщество о политике в области государственной информации, являющейся общественным достоянием.[3]