Структура спроса на ИТ в США
Рост численности пользователей Интернета в США
Государственные расходы на ИТ, предусмотренные федеральным бюджетом
Слайд 27
Спрос на информацию со стороны американского государства определяется:
- потребностями обеспечения национальной безопасности;
- функциональными обязанностями федеральных ведомств, предусмотренными системой электронного правительства.
Косвенно структура государственного спроса на ИТ может быть охарактеризована бюджетными расходами федеральных ведомств, представленными в табл. 2.
Таблица 2
Всего, млрд. долл. | 38,0 | 50,44 | 59,37 | 63,53 | 65,50 |
Министерство обороны | 20,0 | 24,09 | 27,90 | 31,66 | 31,32 |
Гражданские ведомства | 18,0 | 26,35 | 31,47 | 31,87 | 34,14 |
НАСА | … | 2,21 | 2,16 | 2,34 | 2,14 |
Национальный научный фонд | … | 0,03 | 0,05 | 0,05 | 0,12 |
Администрация малого бизнеса | … | 0,03 | 0,06 | 0,04 | 0,07 |
Население использует информационные технологии для осуществления коммуникаций, дистанционного образования, справочных услуг, развлечений, в качестве средств личной безопасности, онлайнового кредитования и оплаты приобретаемых товаров и услуг. В 2006 году около 70 % американцев использовали Интернет для трудоустройства и карьерного роста. В 2000 году в США на 100 жителей приходился 61 компьютер, в ФРГ – 32.
Если считать, что в году всего 8760 (24×365) часов, то на информационное потребление в 2000 году американцы тратили 38 % общего бюджета времени, в 2008 – более 40 %.
В настоящее время в США общество настолько насыщено информационными технологиями, что рост Интернет-населения США происходит в основном за счёт выходцев из Латинской Америки и афроамериканцев (табл. 3).
Таблица 3
(млн. человек)
Дома | |||||
На работе | |||||
Всего |
Многие университеты сейчас накрывают сетями Wi-Fi свои здания и общежития. Некоторые города создают целостные беспроводные сети.
Становятся реальностью вездесущие системы наблюдения, которые регулярно наполняют информацией персональные, торговые, медицинские, полицейские, правительственные и прочие базы данных. Население воспринимает это как стремление к безопасности, порядку и комфорту.
Политические условия, необходимые для широкого применения в бизнесе информационных технологий на новой (глобальной) основе, сложились к началу 90-х годов. А начавшиеся процессы экономической глобализации потребовали от американского бизнеса мобилизации тех ресурсов конкурентоспособности, которые связаны с преимуществами в освоении информационных технологий.
По некоторым косвенным оценкам, в начале XXI в. ежегодные расходы бизнеса на ИТ превысили 2 трлн. долл. Структура информационного спроса в США представлена в табл. 10.3.
Таблица 10.3
(млрд. долл.)
Население | 170,3 | … | … | 266,4 | … |
Государство | 50,4 | 59,4 | 63,5 | 65,5 | |
Бизнес | 1200-2000 | … | … | … | … |
Сказанное позволяет утверждать, что:
1. За последние десятилетия США стали информационно зависимой страной. Прогнозируется, что быстрый и устойчивый рост спроса на информацию будет многократно опережать динамику спроса на традиционные товары и услуги, что и определяет преимущества новой экономики по сравнению с обычной.
2. В развитой рыночной экономике подавляющая часть спроса на информацию предъявляется бизнесом.
3. За последние десятилетия качественные изменения претерпел не только американский промышленный рынок, но и в целом рыночный механизм американской экономики. В результате экономика США в целом стала очень чувствительной к информации, её качеству, содержанию и своевременности.
Главной политической проблемой современной Америки является сохранение доминирующей «военно-политической, научно-технической и экономической роли США в мире». В XXI веке это невозможно сделать без глобального лидерства в информационных технологиях. В свою очередь, обеспечить глобальное лидерство в этой области невозможно без активной помощи американского государства, которое играет важную роль в развитии информационной инфраструктуры общества и сделало активную поддержку развития соответствующего сектора американской экономики составной частью своей внешнеэкономической, научно-технической и военно-технической политики.
В настоящее время США рассматривают спектр радиочастот таким же критически важным экономическим ресурсом, какими в ХХ веке были сталь, лес, нефть и природный газ. При этом незащищённые беспроводные сети рассматриваются в качестве потенциального инструмента осуществления криминальной деятельности, включая террористической.
Политика экспортного контроля всегда являлась результатом выверенного на высшем государственном уровне баланса между противоречивыми интересами национальной безопасности и бизнеса. В конце ХХ века в США одним из приоритетных направлений этой политики стал контроль зарубежных продаж компьютерных технологий, которые, охватывая как производство самих компьютеров, программного обеспечения, так и микроэлектронику (микропроцессоры), сетевое и телекоммуникационное оборудование, сформировали в американской экономике самостоятельную отрасль.
В США ещё в 1993 году была принята программа создания Национальной информационной инфраструктуры (НИИ), которая представляет собой концепцию развития системы телекоммуникационных, информационных и компьютерных технологий, ориентированных на решение общегосударственных задач. Одна из них – формирование в США информационной «супермагистрали», обеспечивающей быстрый и эффективный поиск любой нужной информации (где бы она ни находилась), а также представление её по запросу отдельного человека или организации.
В развитии информационного общества ключевая роль отводилась государственным структурам. В 2000 году в США начал работу единый общеправительственный Интернет-сервер (портал), объединивший около 20 тысяч сайтов государственных организаций.
Сказанное позволяет утверждать, что роль американского государства в развитии информационных технологий была и остаётся ключевой.
В заключении укажем на отдельные черты информационного общества США:
1. Экономика информационного общества развивается, опираясь на два главных элемента рыночной конкуренции:
- Механизм неограниченного заимствования капитала (рефинансирование долгов);
- Высокую скорость оборота капитала.
2. С социальной точки зрения информационное общество представляется как общество тотального взаимного мониторинга кредитозависимых индивидов.
3. С технологической точки зрения информационное общество можно охарактеризовать как информационную систему, в которой особую значимость приобретают специальные технологии, дающие преимущества в конкурентной борьбе, бизнесе, государственной политике.
4. С военной точки зрения информационное общество можно охарактеризовать как очень агрессивную, но трудно защищаемую структуру, которая склонна к стратегии превентивной обороны, то есть предотвращения угроз до их возникновения.
11. Международное сообщество о политике в области государственной информации, являющейся общественным достоянием.[3]