Лекция № 16. Социальная адаптация программы развития


Реализация крупных градостроительных проектов всегда связана со сложной системой согласования как с органами государственной надзора, так и с местным населением. Для того, чтобы местные жители стали союзниками в борьбе за скорейшую реализацию социальна значимых проектов, необходимо организовать их широкое участие в разработке и реализации градостроительных программ. Однако стратегические цели не всегда удается быстро реализовать на практике. Любой градостроительный проект обычно вызывает неоднозначные оценки. Существуют следующие категории оппонентов: жители, владельцы недвижимости; соседи по участку и микрорайону; владельцы приватизированных учреждений и предприятий; частные лица и общественные организации, выступающие против всякого развития. В ходе разработки стратегических планов необходимо учесть их интересы и включить в процесс необходимых перемен.

Закон г. Москвы (от 9 декабря 1998 г. № 28) «О градостроительном зонировании территории города Москвы»

(с изменениями от 1 декабря 1999 г.). Статья 15. Обязательные требования к разработке документации по градостроительному зонированию

«Документация по градостроительному зонированию до ее утверждения подлежит:

публикации и общественному обсуждению с участием жителе Москвы и иных заинтересованных лиц в составе градостроительных планов развития территориальных единиц города Москвы в соответствии с законодательством;

государственной экологической экспертизе;

согласованию со специально уполномоченными государственным органами по охране окружающей природной среды, по охране и использованию памятников истории и культуры, по земельным отношениям.

Выполнение указанных требований обеспечивают заказчик и разработчик документации по градостроительному зонированию».

В Италии, Норвегии, Англии в городском самоуправлении разработаны хорошо оправдавшие себя методы участия населения в процессе планирования. Помимо Городских советов в этих странах принято иметь еще Местные исполнительные советы (члены которых входят и в городской совет). Решение Центрального совета передается в Местный совет для обсуждения, часто публичного, и только после этого принимается к исполнению. Такая система вот уже более 25 лет обеспечивает высокую эффективность реализации сложных градостроительных программ, таких, например, как создание пешеходных зон в центральных районах Стокгольма, Копенгагена, Болоньи.

На основе обобщения зарубежного опыта по реализации сложных градостроительных проектов различные авторы выделяют от 5 до 12 стадий в реализации проекта — от замысла до управления функционированием. На основе этих стадий можно проследить различные формы участия общественности и распределения риска между участниками проекта.

 

Пример: проект реконструкции жилых домов силами жителей

Метод компенсационной реконструкции, обоснованный Б.А. Портновым , состоит в том, что государство берет на себя расходы по модернизации инженерной инфраструктуры в районах исторически сложившейся (усадебной) застройки при условии реконструкции жилых домов силами жителей без привлечения дополнительных государственных (муниципальных) средств и ресурсов.

Большие объемы малоэтажного частного фонда в серединной зоне города делают весьма затруднительной коренную реконструкцию. С це­лью повышения интенсивности использования городской территории предлагаются следующие мероприятия:

распределение всех земель в пределах городской черты между индивидуальными и коллективными собственниками и назначение дифференцированной платы за пользование землей с учетом ее реальной потребительской стоимости;

установление предельно допустимых показателей использования территорий с учетом требований обеспечения комфорта жизнедеятельности (принцип минимальной достаточности городского пространства);

ориентация на градостроительные программы, в которых централизованные инвестиции являются катализатором, а не движущей силой градостроительных преобразований (принцип приоритетности стимулирующих программ).

Положительным итогом систематической работы с населением можно считать достоверность и реализуемость планов, повышение индивидуальности застройки и привлечение частных инвестиций, в том числе и местных жителей.

Рекомендации: основные этапы работы с населением.Первым шагом к реализации программы следует считать определение участников проекта или, другими словами, заинтересованных лиц, к которым в первую очередь относятся: местная администрация, деловая общественность, социальные группы населения, научные круги, средства массовой информации.

Далее потенциальных участников процесса необходимо собрать вместе и проинформировать. Скорее всего это приведет к распространению слухов и возникновению вопросов, что необходимо использовать для расширения участия общественности.

Первое собрание должно еще больше усилить интерес к проекту и расширить количество участников обсуждения среди местных жителей. Обнаружатся некоторые неучтенные проблемы, местные особенности, сложившиеся предпочтения, проблемные ситуации. Таким образом от людей и заинтересованных лиц может быть получена очень важная информация.

После того как будет достигнут определенный уровень заинтересованности, необходимо создать эффективную организационную структуру. Задача состоит в том, чтобы объединить как можно больше участников и превратить энергию их идей в энергию действия. Здесь необходимо оценить и задействовать финансовые и людские ресурсы. Следует отобрать административную группу, включающую, как минимум, следующих людей: директора программы, отвечающего за планирование и администрирование; консультантов-экспертов, отвечающих за различные разделы проекта; аналитическую группу (группу по проведению опросов и исследований). Необходимо наладить прочные связи со средствами массовой информации, городскими властями и деловыми кругами.

Постановка целей, уточнение направленности проекта сплачивают и образовывают участников, способствуют кристаллизации замысла и обретению проектом своей общественной значимости, создают основу для проведения исследований, предопределяют направленность в выборе вариантов.

Опросы и исследования делятся на две принципиальные группы: общие и детальные. К исследованиям общего типа относятся анализ рентабельности использования земли, состояние фонда, экономики, а также подготовка опорного плана. Детальные исследования включают такие отраслевые проблемы как организация транспорта, автостоянок, доставка грузов, инженерное обеспечение. При организации исследований целесообразно выделить людей, координирующих работу (ставящих задачу и интерпретирующих результат), и непосредственных организаторов и участников опросов (ведущих наблюдения и собирающих анкеты). К первой группе относятся профессионалы-социологи и архитекторы, ко второй — добровольцы из общественности и привлеченные люди (студенты, учащиеся, пенсионеры). Организация исследований призвана не только собирать информацию; но и давать рекомендации, вырабатывать критерии будущих решений. Анализ информации может проходить в форме открытых заседаний рабочих групп, в ходе которых определяются пути достижения общественных целей. Чем больше информации открыто для населения на ранних стадиях проектирования, тем большую поддержку можно получить в ходе реализации проекта.

Постановка задач (выявление ограничений), в отличие от общих целей, представляет собой синтез рекомендаций и предложений, полученных на основе исследований. Они объединяются в сводный список и образуют план действий. Эти задачи следует обозначить как можно определеннее и выстроить в общее расписание с точными датами и количественными показателями. Полученный список служит официальным документом, отражающим социальные потребности населения конкретной территории, на удовлетворение которых направлен проект.

Выработка концепций и планов, разрешение противоречивых задач происходят на основе консультаций со специалистами-градостроителями. Оценка альтернатив, различных моделей использования земли, образных предпочтений, организации обслуживания также должна привлечь общественное внимание. Общественные обсуждения и слушания призваны сформировать единую концепцию градостроительного подхода. Полученные предложения в виде градостроительного задания передают на рассмотрение местной администрации (муниципалитету). Обычно этому предшествует серия публичных обсуждений. Идеи, замечания, предложения принимаются от всех соседей по микрорайону. На этой стадии крайне важно заручиться общественной поддержкой проекта. Для того, чтобы гарантировать высокую эффективность этих общественных мероприятий, необходимо позаботиться о рекламе, подключить средства массовой информации.

После утверждения градостроительного задания или концепции происходит предварительное резервирование участка и начинается стадия архитектурного проектирования. Успешная реализация долгосрочных проектов зависит от тщательного контроля за ходом их выполнения, анализа отклонений и новых условий. Об изменении сроков и отдельных составляющих проекта необходимо информировать участников процесса, чтобы согласовать их с реальными потребностями людей.

Рекомендуется заранее подбирать информацию и людей для защиты проекта. На предпроектных стадиях следует задействовать все возможные формы обсуждения с населением с тем, чтобы избежать противоречивых действий на более важных этапах. Чем меньше информационное время, тем более тщательным должен быть отбор передаваемой информации. Отбор производится в сторону сокращения количества направлений и разделов и упрощения содержания.