Порядок расчета огневых возможностей и эффективности боевых действий отработаем на практическом занятии.
Таблица огневых возможностей и эффективности боевых действий (вариант). Таблица №2
Направ- ление, вариант действий СВН | Тип, кол-во СВН (Nсвн) t нал. | Соотношение СВН по высотам, % | Номера зрдн, участвующих в отражении налета СВН | П ог. стр- б / мин | N стр. (1БК/ t нал) | М ов (1БК/ t нал) | Кэф.= Мц∑ Nсвн | ||||||
МВ | СБВ | МВ | СБВ | МВ | СБВ | МВ | СБВ | МВ | СБВ | 1БК | t нал | ||
С-З 1 | ТА- 24 СКР-4 t нал= 7 мин | 70 | 30 | 1;2 | 1;2;3 | 4 | 6 | 24 4 | 24 8 | 22 3 | 23 7 | 0,83 | 0,6 |
Алгоритм расчёта огневых возможностей можно представить в виде: (рис. №3.2.1).
Алгоритм расчета огневых возможностей и ожидаемой эффективности боевых действий:
кол. 9,10 числ. кол. 11,12 числ. кол.14
Nсвн
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
t н
Nсвн
|
|
|
|
|
|
|
Рис.3.2.1
Основные тактические характеристики ЗРК, используемые при расчетах огневых возможностей приведены в таблице №3.
Основные ТТХ ЗРК. Таблица №3
Характеристики | С-300ПС | С-300ПМ | С-200ВМ | С-75М | С-125М1 |
Боекомплект | 24-48 | 24-48 | |||
Расход ракет на 1стр. | |||||
№ стр. одним БК | 12-24 | 12-24 | |||
t раб. (с) | |||||
dб/tб , МВ | 5/10 | 5/10 | 17/29 | 7/16 | 3,5/9 |
dд/tд , МВ | 20/20 | 38/32 | 38/50 | 24/40 | 11/21 |
dд/tд , СВ | 45/45-К 72/72-Р | 150/132 | 240/224 | 38/57 | 17/30 |
Тц ср, мин | 1,5 | 2,5 | 1,5 | ||
Пог стр/мин | 0,4 | 0,7 | |||
РП | 0,93 | 0,93 | 0,9 | 0,88 | 0,73 |
При совместном выполнении боевых задач частями и соединениями ЗРВ и ПВО Сухопутных войск в составе локальных зенитных группировок территориальных формирований огневые возможности оцениваются с использованием коэффициентной методики.
3.3 Возможности по переходу в «готовность №1»
Возможности по переходу в «готовность №1» характеризуются временем, необходимым для перевода подразделений части из данного состояния боевой готовности в готовность №1. Они зависят от технических характеристик вооружения, особенностейдислокации зрдн, уровня выучки боевых расчетов.
Сроки перевода подразделений в состояние готовности к ведению боя, готовность №1, из различных состояний определяются нормативами по боевой работе, исходя из технических возможностей. Составляющие технических возможностей, состоящих на вооружении ЗРК.
Сроки перехода в готовность №1 дежурных подразделений определяются руководящими документами по боевому дежурству и приведены в таблице №4:
Сроки перехода в готовность №1 дежурных подразделений. Таблица №4
Способ перевода | Сроки перевода в минутах (не более) | |||||||
При питании от внешней электросети | При питании от штатных ДЭС | |||||||
С-200 | С-300 | С-75 | С-125 | С-200 | С-300 | С-75 | С-125 | |
1 Перевод в готовность № 1 из готовности № 2: | ||||||||
в режиме ускоренной подготовки к бою | 6* | 3,5 | 4* | 4* | 8* | 5* | 5* | |
в обычном режиме | 5,5 | |||||||
2 Перевод в готовность № 1 из готовности № 3: | ||||||||
3 Перевод в готовность № 1 из готовности № 4: |
Во всех случаях для своевременного обстрела цели на дальней границе зоны поражения по балансу времени потребное время Тпотр, состоящееиз времени запаздывания информации tзап, времени перехода в готовность №1tгот№1, работного времени зрдн tраб и полетного времени ракеты до дальней границы зоны поражения tд, не должно превышать располагаемого времени Трасп:
Тпотр ≤ Трасп
Располагаемоевремя для приведения зрдн в готовность к бою определяется подлетнымвременем воздушного противника.
Вспомним определение. Подлетное время воздушного противника (Тподл.) - это время полета средств воздушного нападения с момента их обнаружения передовыми радиотехническими подразделениями до дальней границы зоны поражения ЗРК, которое определяется по формуле:
где Dобн – дальность обнаружения СВН передовыми радиотехническими подразделениями;
D - удаление передового радиотехнического подразделения от позиции ЗРК;
dд - дальность до дальней границы зоны поражения;
Vц – скорость цели на малой высоте.
На рис. №2.5 представлено пояснение расчёта подлётного времени СВН в зависимости от положения подразделения РТВ относительно подразделения ЗРВ (позиции ЗРК).
Рис.3.3.1Определение подлётного времени
воздушного противника
Подлетное время воздушного противника зависит от дальности обнаружения СВН противника обеспечивающим подразделением РТВ dобн, дальней границы зоны поражения зрдн dд , скорости полета СВН на заданной высоте
(Vц), взаимного положения рлр и зрдн (Δ).
"Δ" берется со знаком "+", если обеспечивающее подразделение РТВ расположено относительно дивизиона в сторону противника (впереди зрдн), со знаком "-'' - в противном случае.
3.4 Маневренные возможности
Маневренные возможности характеризуются:
· временем перевода подразделения (части) в походное положение (сроком готовности к маршу tгм);
· временем совершения марша на определенное расстояние tм;
· временем перевода в боевое положение и подготовки к стрельбе в новом районе tразв.
Маневренные возможности части, подразделения зависят от характеристик вооружения, грузоподъемных и транспортных средств, подготовки личного состава, физико-географических, природно-климатических условий района боевых действий, времени года и суток. Маневренные возможности рассчитываются по формуле:
tМВ = tГМ + tм + tразв.
Срок готовности к маршу (t гм) определяется условием содержания техники, временем прибытия личного состава на технику, временем перевода техники в походное положение и формирования колонн.
Время совершения марша (tм ) рассчитывается по формуле:
где - протяженность участков шоссейных, грунтовых улучшенных и естественных дорог;
Vш, Vгр.улуч, Vгр.ест - скорости движения по этим дорогам, которые принимаются соответственно днем 30,20,15 км; ночью - 25, 15, 10 км/ч;
К, N, Р - количество железнодорожных переездов, бродов, привалов на маршруте соответственно;
tжд,tбр,tост,tпр,tзп - времена прохождения железнодорожных переезде (20 мин на один переезд), брода принимается на каждый автопоезд днем 5 мин, ночью - 10 мин, осмотра техники после начала движения (принимается 20 мин.), продолжительности привала, занятия позиции.
Исходные данные для оценки маневренных возможностей приведены в нормативах по боевой работе и технических описаниях на зенитные ракетные комплексы и АСУ. Маневренные возможности в первую очередь предопределяются степенью мобильности. Вполне закономерно, что наибольшими такими возможностями обладают самоходные ЗРК, способные свертываться и развертываться за время 5-7 мин, и передвигаться по соответствующим дорогам со скоростью до 60 км/ч.
Исходные данные для оценки маневренных возможностей приведены в таблице №5:
Времена занятий позиций и перевода техники в боевое и походное положение. Таблица №5
Занятие позиции | Перевод техники в(из) походное (го) положение(я) | |||||
полевой | с сооруж. | в боевое | из боевого | |||
на полевой позиции | на позиции с укрытием | на полевой позиции | на позиции с укрытием | |||
АКП | ||||||
"Байкал-1" | ||||||
первая очередь | 7мин | 10мин | 15мин | 35мин | 1ч10мин | |
полный состав | 20мин | 25мин | 2ч | 2ч | 2ч30мин | |
5Н83 | 4ч30мин | 4ч30мин | ||||
5Н83С | ||||||
первая очередь | 14мин | 25мин | ||||
полный состав | 4ч30мин | 3ч20мин | ||||
зрдн | ||||||
С-300ПТ | 5ч | 8ч | 4ч | 7ч | ||
С-300ПС | ||||||
первая очередь | 13мин | 26мин | ||||
полный состав | 5ч | 7ч | 4ч | 6ч30мин |