Долгосрочное финансовое планирование.


 

Целью долгосрочного планирования является составление прогноза баланса и отчёта о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах, организация разрабатывает оперативные бюджеты.

Качество финансового планирования определяется уровнем бухгалтерского учёта и финансового контроля. Финансовые отчёты организации должны включать такие ключевые позиции, как прибыльность, рыночная позиция, производительность, использование активов, инновации.

Для составления прогнозных (pro forma) финансовых документов применяются методы прогноза продаж, процента от продаж, анализа безубыточности и некоторые другие.

Прогноз продаж.

Процесс финансового планирования обычно начинается с прогнозирования будущих продаж.

Правильно определённый прогноз продаж служит основой для:

1) организации производственного процесса;

2) эффективного распределения средств;

3) должного контроля над запасами.

Период прогноза продаж должен быть увязан с общим плановым периодом. Обычно прогнозы продаж составляются на 1 год и на 5 лет. Годичные прогнозы продаж разбиты на квартальные и месячные. Чем короче прогнозы продаж, тем точнее и конкретнее должна быть содержащаяся в них информация.

Прогнозы продаж могут быть выражены как в денежном, так и в физических единицах. В любом случае они являются хорошим инструментом менеджмента, помогающим определить влияние таких явлений, как цена, объём производства и инфляция, на потоки наличности фирмы.

Методы прогноза продаж.

Величину будущих продаж можно определить следующими путями:

1. Оценка торговыми работниками. Это очень ценный источник информации, поскольку торговые работники наиболее тесно соприкасаются с нуждами и потребностями покупателей. Результат применения этого метода необходимо сравнить с другими результатами для выявления возможных расхождений.

2. Опросы потребителей. Они проводятся для определения объёма покупок в прогнозируемый период. Слабым местом этого метода является высокая вероятность неожиданных изменений рыночной конъюнктуры (например, появление новых видов товаров, на которые может переключиться внимание покупателей). Тем не менее хорошо подготовленный обзор предположений покупателей о будущих покупках в состоянии предложить множество вариантов для анализа продаж.

3. Анализ временных рядов. Необходим для учёта временных колебаний величины продаж товара. Включает в себя три основных метода:

1) анализ тенденций (экстраполяция трендов);

2) анализ цикличности;

3) анализ сезонности.

Анализ тенденций помогает определить изменения продаж в течение выбранного периода времени.

В рамках анализа цикличности выявляются изменения продаж, связанные с деловым циклом. Анализ цикличности применим для тех отраслей, где эта цикличность ярко выражена (например, для отраслей, производящих товары для строительной отрасли, отраслей, выпускающих потребительские товары длительного пользования).

Сезонный характер использования товаров также накладывает отпечаток на величину продаж. Так, продажа тёплой одежды неравномерно распределяется по сезонам года.

4.Эконометрические модели. С их помощью связывают размеры продаж с макроэкономическими переменами (ростом ВНП, колебанием учётной ставки и т.д.), а также с отраслевыми данными (например, ёмкостью отраслевого рынка, уровнем конкуренции). Данные о внешней среде могут быть получены методами анализа среды. Условия внешней и внутренней среды организации подвержены постоянным изменениям, поэтому лучше определить не единственно возможный уровень продаж, а их диапазон, включающий в себя некоторое число вариантов.

Метод процента от продаж и его применение в

финансовом планировании.

Использование метода процента от продаж – следующий шаг в финансовом планировании. Этот метод позволяет рассчитать каждый элемент планового баланса и отчёта о прибылях и убытках исходя из запланированной величины продаж. Т.обр., при помощи метода процента от продаж можно определить конкретное содержание pro forma документов.

Суть метода заключается в том, что каждый из элементов pro forma документов рассчитывается как определённое процентное соотношение от установленной величины продаж.

В основе определения процентного соотношения лежат:

1) процентные соотношения, характерные для текущей деятельности фирмы (т.е. в текущий период издержки составляют 80 % от продаж);

2) процентные соотношения, рассчитанные на основе ретроспективного анализа как за последние несколько лет;

3) заключения менеджмента, особенно в тех случаях, когда сложившиеся процентные соотношения не удовлетворяют управляющих и они хотели бы изменить для улучшения финансовых показателей. Например, менеджеров не устраивает такой показатель активности, как отношение величины запасов к уровню продаж, и они приходят к выводу: для ускорения оборачиваемости этой части активов необходимо уменьшить процентное соотношение запасов и продаж и снизить его, скажем, с 30 до 20 %.

Определение потребности во внешнем финансировании.

Применение метода процента от продаж поможет в определении необходимой величины внешнего финансирования.

Расчёт уровня внешнего финансирования включает три основных шага:

1. В качестве основы для расчёта используется общая формула:

Использование Источники

фондов = фондов , т.е.

Инвестиции в активы, Внутренние Внешние

необходимые для обеспечения = источники финан- + источники

прогнозируемого объёма сирования (резервы) финансирования

Первый шаг заключается в определении разности между планируемыми ростом общих активов и ростом текущих пассивов.

Требуемый рост Планируемый рост Плановый рост текущих

чистых активов = общих активов + пассивов (обязательств)

 

2. Второй шаг предполагает расчёт величины внутреннего финансирования за счёт резервов.

Величина

предусматриваемого = Чистая прибыль - Дивиденды

внутреннего финансирования

3. На третьем этапе производится расчёт величины необходимого внешнего финансирования.

Требуемое Требуемый Предполагаемое

внешнее = рост чистых - внутреннее

финансирование активов финансирование

Расчёт величины необходимого внешнего финансирования производится в тех случаях, когда мощности предприятия (его основной капитал) оказываются недостаточными для увеличения объёма продаж и нужны дополнительные вложения в основной капитал. Во многих случаях мощностей фирмы вполне хватает для увеличения выпуска и продаж продукции.

Регрессионный анализ.

Регрессионный анализ (т.е. анализ зависимости определённой величины от другой величины или нескольких других величин) – ещё один из методов определения потребности в капитале, помимо метода процента от продаж.

Регрессионный анализ связывает продажи и потребность в капитале напрямую, исследует эту взаимосвязь в диалектике. Поэтому метод даёт иногда более точные и конкретные прогнозы, чем расчёт процента от продаж.

Регрессионный анализ рассматривает потребность в финансировании как функции от объёма продаж.

 

В системе координат отмечаются соотношения между объёмом продаж и потребностью в капитале в каждом из предыдущих годов хозяйствования фирмы. Точки объединяются в единую линию:

1) она может быть прямой (линейная регрессия) – А;

2) или кривой (нелинейная регрессия) – В.

Полученный график определяет тенденцию соотношения между продажами и необходимыми объёмами финансирования в будущем периоде. Рассчитывая на тот или иной прогноз продаж, можно определить соответствующие ему потребности в капитале.

Линейная регрессия строится легче, однако даёт менее достоверные результаты.

Метод «издержки – объём – прибыль». Гибкость финансового планирования.

Анализ «издержки – объём – прибыль» является достаточно универсальным методом финансового планирования.

Он позволяет:

1) определить объёмы производства и продаж товара с т.зр. их безубыточности;

2) принимать решения о целевых размерах прибыли;

3) увеличивать гибкость финансовых планов путём учёта возможных изменений: в затратах материалов и издержках труда, накладных расходах, продажной цене и объёме продаж.

Иначе метод «издержки – объём – прибыль» называют анализом безубыточности или анализом точки разрыва.

Суть метода в поиске точки нулевой прибыли, или точки безубыточности, которая означает, что валовый доход от продаж фирмы равен её валовым издержкам. Т.е. нужно определить такой минимальный объём продаж, начиная с которого фирма не имеет убытков. При этом издержки фирмы равны её доходам.

Валовый доход = Валовые издержки, т.е.

Q * P = F + V * Q,

где Q – объём продаж,

Р – продажная цена,

F – величина постоянных (фиксированных) издержек,

V – величина переменных издержек на единицу продукции.

F

Тогда Q = ---------- , где Q – точка безубыточности, т.е. такой объём

P - V

продаж, начиная с которого проданная цена товара превышает издержки на его производство и реализацию.

Т.обр., для определения плановой величины продаж, соответствующей безубыточному состоянию фирмы, необходимо знать три величины:

1) продажную цену единицы товара;

2) объём постоянных (фиксированных) издержек, т.е. таких затрат, величина которых в коротком периоде времени не связана с объёмом производства и продаж и его изменениями. Это затраты на оборудование, его содержание и эксплуатацию, а также амортизационные отчисления, административные издержки, затраты на аренду, рекламу, социальное страхование, научные исследования и разработки и некоторые другие издержки.

3) объём переменных издержек, т.е. таких затрат, которые меняют свою величину в связи с изменением объёма производства и продаж. Если объём уменьшается, - переменные издержки снижаются и наоборот. К переменным издержкам относятся затраты на сырьё и материалы, заработную плату основного производственного и коммерческого персонала, транспортировка, страхование и т.д.

Предположим, что плановую точку безубыточности ищет фирма, выпускающая диски.

Цена одного диска - 100 руб.

Постоянные издержки - 120 тыс. руб.

Переменные издержки – 40 руб. на единицу продукции.

Тогда формула точки безубыточности будет такой:

 

Q = 120000 : (100 – 40) = 2000 единиц товара.

Графически точка безубыточности определяется как пересечение графиков валового дохода и валовых издержек.

 

Логика анализа безубыточности может быть применена также для определения объёма производства и продаж, необходимого для получения целевой величины прибыли.

Предположим, фирма планирует увеличить размеры прибыли до 60 тыс. руб. (что составляет 50 % оборота на фиксированные издержки). Тогда количество продаж, необходимое для получения плановой прибыли, будет равно:

Q = (F + Pr (прибыль) : (P – V) = 120000 + 60000) : (100 – 40) = 3000 единиц продукции.

Следовательно, фирма должна произвести и продать 3000 дисков, чтобы получить прибыль в 60000 руб.

Анализ «издержки – объём – прибыль» позволяет увеличить гибкость финансового планирования и снизить финансовый риск за счёт изменения структуры издержек, необходимых для производства и реализации продукции. Другими словами, используя этот метод, фирма может изменять (уменьшать или увеличивать) долю постоянных и переменных издержек в общем объёме затрат.

Что более выгодно для фирмы: уменьшить или увеличить удельный вес постоянных издержек в общей структуре затрат?

Правило производственного рычага утверждает, что увеличение постоянных издержек выгодно сказывается на прибыльности фирмы. Суть действия производственного рычага заключается в том, что при увеличении удельного веса постоянных издержек прибыльность фирмы возрастает.

Однако, как было показано в случае с финансовым рычагом, длина рычага, позволяя расширить размеры прибыли, одновременно увеличивает финансовый риск деятельности фирмы. При удлинении производственного рычага увеличивается та доля затрат, которая не может быть изменена в коротком периоде времени. Следовательно, структура финансовых затрат становится менее гибкой и менее приспособленной к изменениям.

Например, можно вложить деньги в строительство нового завода по выпуску дисков, а через некоторое время столкнуться с тем, что спрос на диски резко уменьшился из-за возрастания популярности МР-плеейров. Однако затраты на строительство уже произведены и повиснут тяжким грузом на балансе фирмы, снижая её доходность.

Переменные издержки, напротив, являются более гибкими, эластичными, лучше реагируют на изменения во внешней и внутренней среде фирмы. Увеличивая их вес в совокупной структуре затрат, фирма делает свой финансовый план более гибким, менее подверженным риску непроизводительных затрат.

Искусство плановика экономической организации состоит в умелом лавировании между преимуществами производственного рычага и необходимостью гибкого планирования финансов.