Архитектура и зобразительное иск-во перв десятелитей ХХ века


Дореволюционного образования и просвещения в России

Проблема соотношения Московской и Петербургских школ –

-Милюков – Москвичи стремятся к обобщениям, широким выводам, Петербург – скорее источниковедческий анализ. Причина в расположении Университетов. СПб универ под более жёстким правительственным контролем. Москвичи – свободнее в своих выводах. Именно поэтому именно московский университет формулирует некие концепции – Соловьев , Ключевский. Петербуржцы менее склонны к теоретизированию, поэтому больше уделяют внимание каким то источниковедческим проблемам.

Сергей Фёдорович Платонов –Петроградская школа, возгл историко – филологический факультет университета, становиться одним из лидеров исторической школы, кот

Проблема обсуждения места Петербургской исторической школы – статья Валка в 40-е годы, давая общую характеристику Петерб исторической школы. – Ленинградцы не потребительски изучали источники, в угоду концепции правительственной, а .

В 90 е годы – Романов , Валк – продолжатели в советское время Петербургской исторической школы – более осторожное отношение к концепциям неким обобщающим.

Интерес к петербургской исторической школе появляется в пике переломные эпохи, когда Петербург начинает осознавать свою ущербность , академическая провинция, уступает Москве по всем показателям, попытка подуть свою значимость- - в 30- е гг , переезд всех академических учреждений в Москву, но целая группа политических лидеров выходцы из Петербурга. 90 – е годы –

Т.е много субъективного, больше каких то личных, политических моментов.

Возможно и не было каких то явных школ, были отдельные направления, но находясь в Петербурге, не имели Петербургского базового образования

-Шахматов – летописи, в 10-е гг , но выходец

- Ник Петр Лихачёв – выходец из Казанского унта

- Вас Осипович Ключевский – автор сам попул учебного пособия, касат древней истории, созд нек концепц истор России, явл одной из ведущих концепций ,в целом обобщающей историю России.

Излагает всем известные факты в неком концептуальном ключе

Создатель географического направления в историчеких исследованиях – древнерусск житие изучал, до сих пор актуальна( работа XIX века)- блестящий источниковед.

 

 

 

Архитектур – новое, особ ярко представлено в СПб – модерн

 

Стиль Модерн – новая эстетика исскуства. Из германии.

-харрактер растит животн формы стилизованные

- не только новые формы но и новая архит эстетика, основанная на новом восприятии среды, сказалось что в нач Хх века активно осваиваются новые технологии строительства – железобетон, позволяет

- новая система планировки зданий, особенн характер для Северн модерна – СПб – более открыта архитектура расположенная на лицевой части улицы. Если Петербург Достоевского это дворы колодцы, то стиль модерн – разворачивает дворы колодцы, в конданьеры- небольшой дворик, открытый одной стороной на красную сторону улицу, отдел красивой кованной решёткой, во дворе садик.

- привлечение стилей барокко, классицизма, ампира, органически переработаны.

- в убранстве фасадов интерьеров широко применяются метал, мозаика, витражи. Во многом предвосхищая конструктивизм.

 

Отличия модерна Москвы и Петербурга. Связанны с разными строительными традициями. Питер более западно – европейский стиль. Наиболее отчётливо в период предмодерна) эпоха Александра III - неорусский стиль ( Спасс на крови). Но в Петербурге не так отчётливо заметно. В Москве – весь ансамбль красной площади решён в неорусском стиле – историч музей, бывш гор Дума… Третьяковская галерея- элементы подражательного стиля. Отсюда и творчество многих художников- интерес к русским темам. Появление народного оркестра. Очень популярное направление, причём поддерживаемое государством( русофильство Ал III). Поэтому Москва как древняя столица и стала центром неорусского стиля.

Московский модерн – Фёдор Осипович Шехтель - Москва ,театральный оформитель, с сер 90-х – архитектор, Особняк Морозовых на Спиридоновке. К отделке привлёк Врубеля. Один из самых роскошных в Москве. ( заказчик Савва Морозов( известный меценат, старообрядец, всё недвижимое имущество записывалось на жён)

- особняк Рябушинского на Малой Никитской. Стилизация под готику.

- Ярославский вокзал. Сочетание готики, модерна, мозаика, глазурированный кирпич( один из характерных признаков в целом), кокошник над окном, решённом в псевдорусским стиле

- Московский художественный театр в 1902 г

 

Северный модерн – влияние климата – штукатурные фасады недолговечна, использование естественного акмня – одна из характерных черт

Фёдор Лидваль- первое здание дом Лидвалей на Каменноостровском пр-те

Здание Азовского морского банка на Морской улице, элементы классицизма, включает

Здание общества взаимного кредита

На Каменоостровском пр – до 20 типов окон

Гостиница Астория

Дом Зингер – 2 года, новые технологии, использование металла и железобетона, водосточные трубы внутри самого фасада. Отделка естественным камнем – полированный гранит.

Особняк Кшесинской

Музей Суворова

Мечеть на Петроградке

Консульство Германии на Исаакиевской пл

Здание банка Невский – во многом напоминание в дворец дожей.

 

 

22 марта 2012