Требования к уровню усвоения дисциплины


Цели и задачи дисциплины

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

учебной дисциплины «Методы принятия управленческих решений»

цикла ГСЭ.Б1.ДВ2 (Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

направления 080100 «Экономика»

профиль 08010004 «Мировая экономика»

профиль 08010010«Региональная экономика»

направления 080400 «Управление персоналом»

и другие

 

Составитель

к.э.н., доц. Н.Ф. Новосельская

 

Ростов-на-Дону

 

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований ФГОС)

Целью курса является формирование у студентов современного экономического мышления; изучение основ разработки альтернативных вариантов управленческих решений, обоснование выбора решения с учетом социально-экономической эффективности и возможных рисков; получение практических навыков применения методов принятия управленческих решений в различных условиях производственной деятельности. Основными задачами изучения дисциплины являются: организационно-управленческая деятельность: участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации; разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления); информационно-аналитическая деятельность: сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений; создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций; оценка эффективности управленческих решений; предпринимательская деятельность: разработка бизнес-планов создания нового бизнеса; организация предпринимательской деятельности.
Студент должен знать основные понятия, категории и инструменты принятия управленческих решений; основные этапы процесса разработки и принятия управленческих решений; классификацию методов принятия управленческих решений; методы, применяемые на этапе диагностики проблемы и проблемы формулировки критериев и ограничений; о роли методов принятия решений в бизнесе современной организации, о средствах информационных технологий обеспечения управленческой деятельности с применением программных средств
Студент должен уметь анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; использовать современные методы и технологии поддержки принятия решений, компьютерные технологии обработки экономической информации использования программных продуктов, интегрированных программных пакетов и программных комплексов.
Студент должен владеть практическими навыками определения класса управленческой проблемы, выбора подходящего и наиболее эффективного метода обоснования принимаемого решения, определения экономических и социальных последствий реализации принятого управленческого решения; использования информационных технологий при проведении диагностики внутренней и внешней среды организации, обосновании управленческих решений;
Студент должен иметь представление о реальных задачах и проблемах, связанных с внедрением и использованием методов поддержки управленческих решений в современных организациях; о методах принятия решений в условиях неопределенности и риска; методах контроля выполнения управленческих решений; о принципах организации компьютерных информационных систем поддержки управленческих решений
 
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) бакалавра экономики: - способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); - способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8); - способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); - способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); - способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10).
 

2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
    Лекции      
24-29   Модуль 1 Проблемы принятия решений в управлении экономическими системами      
24-25 - Тема Общая постановка задач принятия решений. Понятия управляющей и управляемой подсистемы, их связи в процессе принятия решения. Классифи­кация задач принятия решений. Классификация методов принятия решений. Количественные и качественные методы М ОК-4, ОК-8  
26-27   Тема. Технология выработки управленческого решения Типовой процесс принятия решения, его этапы и модификации в зависимости от типа задач. Принятие решений в зависимости от сложности проблемы .М, ПБ ОК-4, ОК-8  
28-29 - Тема Принятие качественных решений Методы психологи­ческой активиза­ции: мозговой штурм, метод фокальных объек­тов, «Бритва Оккама» и др. Ме­тоды систематизирован­ного поиска, Методы направленно­го поиска, Методы управ­ления: Метод Дельфи, "Диаграмма Исикавы", "Диаграмма Парето", ABC-анализ"и др. Дерево решений М, П ПК-1, ПК-4  
30-41   Модуль 2 Количественные методы принятия управленческих решений      
30-31   Тема Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы, формулировании критериев и ограничений Методы сбора информации и принятия решений Методы ситуационного анализа. Метод многомерного шкалирования. Методы моделирования.Метод «мозгового штурма».SWOТ-анализи другие. Анкетирование: разработка анкеты, определение типа анкеты, определение содержания вопросов, определение последова­тельности вопросов, тестирование анкеты Метод экспертных оценок. Метод анализа иерархий. Виды оценок. Шкала оценок. Локальные и глобальные индексы согласованности. Мето­дика опроса экспертов и обработки данных. Синтез приоритетов. Результаты при­менения метода.Анализ альтернативи обоснование решения. М, П, ПБ ПК-1, ПК-4, ПК-10  
32-35 - Тема Методы принятия решения в условиях недостатка информации и риска. Принципы максимакса, максимина (критерий Вальда), минимакса (критерий Сэвиджа), критерий Гурвица — компромиссный способ принятия решений. "Дерево" решений М, П ПК-1, ПК-4, ПК-10  
36-41   Тема Методы принятия решения в условиях определен­ности Принятие решений на основе расчетных показателей. Принятие оптимальных решений методом линейного программирования.Общая постановка и математическая модель задачи поиска оптимального решения. Анализ оптимального решения. Многокритериальные задачи.   ПК-1, ПК-4, ПК-10  
                 
  Практические занятия /семинары    
24-30 Модуль 1 Проблемы принятия решений в управлении экономическими системами    
24-25 - Тема Общая постановка задач принятия решений. Классифи­кация задач принятия решений. Модель информа­ции в процессе принятия решений. ДИ «Катастрофа на Луне» Д, ПБ ОК-15
26-27   Тема Технология выработки управленческого решения Этапы и модификации в зависимости от типа задач процесса принятия решения. Типы задач в зависимости от сложности проблемы. Примеры разных типов задач и их анализ И,ПГ ОК-15, ОК-18
28-29 Тема Принятие качественных решений. решений Методы психологи­ческой активиза­ции: мозговой штурм, метод фокальных объек­тов, «Бритва Оккама» и др. Ме­тоды систематизирован­ного поиска, Методы направленно­го поиска, Методы управ­ления: Метод Дельфи, "Диаграмма Исикавы", "Диаграмма Парето", ABC-анализ и др. Дерево целей.ДИ «Мозговой штурм». И,ПГ ОК-15, ОК-16 ОК-18
30-41   Модуль 2 Количественные методы принятия управленческих решений    
30-33   Тема Принятие решений в условиях полной неопределен­ности Анкетирование: разработка анкеты по заданию преподава­теля, определение типа анкеты, определение содержания и типа вопросов, определение последовательности вопросов, тестирование анкеты. Обсуждение анкет студентов. Метод экспертных оценок. Примеры реальных ситуаций для опроса экспертов. Формулирование проблем, критериев и альтернатив решения для конкретных ситуаций. Мето­дика опроса экспертов и обработки данных. Критерии согласованности мнений экспертов. Результаты применения метода. Решение задач (по вариантам заданий) в среде MS Excel. Результаты применения метода. Примеры И,ПГ,Э ОК-15, ОК-17
34-37   Тема Методы решения многокритериальных задач в условиях недостатка информации. Принципы максимакса, максимина, минимакса, критерий Гурвица — компромиссный способ принятия решений и их применение на примере индивидуальных заданий. "Дерево" решений (по вариантам) И,ПГ,Э ОК-15, ОК-16 ОК-18
38-41   Тема Методы принятия решения в условиях определен­ности Принятие решений на основе расчетных экономи­ческих пока­зателей (на конкретном примере). Построение модели различных задач оптимума. Принятие оп­ти­маль­ных решений методом линейного программирования. Решение задач поиска оптимума с использованием MS Excel.    

 

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
    Лекции    
    Тема: Разработка и принятие управленческих решений Сущность, свойства и классификация управленческих решений. Основные этапы процесса разработки и принятия управленческих решений. Понятие метода принятия управленческих решений. Классификация методов принятия управленческих решений. М,П ОК-4, ОК-8  
    Тема: Методы принятия управленческих решений Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы и проблемы формулировки критериев и ограничений. Методы, применяемые на этапе определения альтернатив. Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения. М,П, ПБ ПК-1, ПК-4
    Практические занятия    
    Методы управ­ления: Метод Дельфи, "Диаграмма Исикавы", "Диаграмма Парето", ABC-анализ и др. Дерево целей. ДИ «Мозговой штурм». Э,И ПК-1, ПК-4
    Разработка и принятие управленческих решений на основе экспертных оценок на примере определения конкурентной позиции фирмы М, Д ОК-4, ОК-8  
    Разработка и принятие управленческих решений многокритериальных задач в условиях недостатка информации. Анализ результатов применения методов. Э,И ПК-1, ПК-4
    Решение задачи получения оптимального решения. Обоснование актуальности использования математических методов и программных средств Э,И ПК-1, ПК-4

 

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
    Лекции    
    Тема: Разработка и принятие управленческих решений Сущность, свойства и классификация управленческих решений. Основные этапы процесса разработки и принятия управленческих решений. Понятие метода принятия управленческих решений. Классификация методов принятия управленческих решений. М,П ОК-4, ОК-8  
    Тема: «Методы принятия управленческих решений» Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы и проблемы формулировки критериев и ограничений. Методы, применяемые на этапе определения альтернатив. Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения. М,П, ПБ ПК-1, ПК-4
    Практические занятия    
    Методы управ­ления: Метод Дельфи, "Диаграмма Исикавы", "Диаграмма Парето", ABC-анализ и др. Дерево целей. ДИ «Мозговой штурм». Э,И ПК-1, ПК-4
    Разработка и принятие управленческих решений на основе экспертных оценок на примере определения конкурентной позиции фирмы М, Д ОК-4, ОК-8  
    Разработка и принятие управленческих решений многокритериальных задач в условиях недостатка информации. Анализ результатов применения методов. Э,И ПК-1, ПК-4
    Решение задачи получения оптимального решения. Обоснование актуальности использования математических методов и программных средств Э,И ПК-1, ПК-4

 

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 2 года 6 месяцев

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
    Лекции    
    Тема: Разработка и принятие управленческих решений Сущность, свойства и классификация управленческих решений. Основные этапы процесса разработки и принятия управленческих решений. Понятие метода принятия управленческих решений. Классификация методов принятия управленческих решений. М,П ОК-4, ОК-8  
    Тема: Методы принятия управленческих решений» Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы и проблемы формулировки критериев и ограничений. Методы, применяемые на этапе определения альтернатив. Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения. М,П, ПБ ПК-1, ПК-4
    Практические занятия    
    Методы управ­ления: Метод Дельфи, "Диаграмма Исикавы", "Диаграмма Парето", ABC-анализ и др. Дерево целей. ДИ «Мозговой штурм». Э,И ПК-1, ПК-4
    Разработка и принятие управленческих решений на основе экспертных оценок на примере определения конкурентной позиции фирмы М, Д ОК-4, ОК-8  
    Разработка и принятие управленческих решений многокритериальных задач в условиях недостатка информации. Анализ результатов применения методов. Э,И ПК-1, ПК-4
    Решение задачи получения оптимального решения. Обоснование актуальности использования математических методов и программных средств Э,И ПК-1, ПК-4