Требования к уровню усвоения дисциплины
Цели и задачи дисциплины
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины «Методы принятия управленческих решений»
цикла ГСЭ.Б1.ДВ2 (Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
направления 080100 «Экономика»
профиль 08010004 «Мировая экономика»
профиль 08010010«Региональная экономика»
направления 080400 «Управление персоналом»
и другие
Составитель
к.э.н., доц. Н.Ф. Новосельская
Ростов-на-Дону
1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра (с учетом квалификационных требований ФГОС)
Целью курса является формирование у студентов современного экономического мышления; изучение основ разработки альтернативных вариантов управленческих решений, обоснование выбора решения с учетом социально-экономической эффективности и возможных рисков; получение практических навыков применения методов принятия управленческих решений в различных условиях производственной деятельности. Основными задачами изучения дисциплины являются: организационно-управленческая деятельность: участие в разработке и реализации комплекса мероприятий операционного характера в соответствии со стратегией организации; разработка и реализация проектов, направленных на развитие организации (предприятия, органа государственного или муниципального управления); информационно-аналитическая деятельность: сбор, обработка и анализ информации о факторах внешней и внутренней среды организации для принятия управленческих решений; создание и ведение баз данных по различным показателям функционирования организаций; оценка эффективности управленческих решений; предпринимательская деятельность: разработка бизнес-планов создания нового бизнеса; организация предпринимательской деятельности. |
Студент должен знать основные понятия, категории и инструменты принятия управленческих решений; основные этапы процесса разработки и принятия управленческих решений; классификацию методов принятия управленческих решений; методы, применяемые на этапе диагностики проблемы и проблемы формулировки критериев и ограничений; о роли методов принятия решений в бизнесе современной организации, о средствах информационных технологий обеспечения управленческой деятельности с применением программных средств | |
Студент должен уметь анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; использовать современные методы и технологии поддержки принятия решений, компьютерные технологии обработки экономической информации использования программных продуктов, интегрированных программных пакетов и программных комплексов. | |
Студент должен владеть практическими навыками определения класса управленческой проблемы, выбора подходящего и наиболее эффективного метода обоснования принимаемого решения, определения экономических и социальных последствий реализации принятого управленческого решения; использования информационных технологий при проведении диагностики внутренней и внешней среды организации, обосновании управленческих решений; | |
| |
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) бакалавра экономики: - способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); - способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность (ОК-8); - способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); - способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); - способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10). | |
2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения
Неделя | Кол. час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, тема и краткое содержание | Методы | Реализуемые компетенции | |||
Лекции | ||||||||
24-29 | Модуль 1 Проблемы принятия решений в управлении экономическими системами | |||||||
24-25 | - | Тема Общая постановка задач принятия решений. Понятия управляющей и управляемой подсистемы, их связи в процессе принятия решения. Классификация задач принятия решений. Классификация методов принятия решений. Количественные и качественные методы | М | ОК-4, ОК-8 | ||||
26-27 | Тема. Технология выработки управленческого решения Типовой процесс принятия решения, его этапы и модификации в зависимости от типа задач. Принятие решений в зависимости от сложности проблемы | .М, ПБ | ОК-4, ОК-8 | |||||
28-29 | - | Тема Принятие качественных решений Методы психологической активизации: мозговой штурм, метод фокальных объектов, «Бритва Оккама» и др. Методы систематизированного поиска, Методы направленного поиска, Методы управления: Метод Дельфи, "Диаграмма Исикавы", "Диаграмма Парето", ABC-анализ"и др. Дерево решений | М, П | ПК-1, ПК-4 | ||||
30-41 | Модуль 2 Количественные методы принятия управленческих решений | |||||||
30-31 | Тема Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы, формулировании критериев и ограничений Методы сбора информации и принятия решений Методы ситуационного анализа. Метод многомерного шкалирования. Методы моделирования.Метод «мозгового штурма».SWOТ-анализи другие. Анкетирование: разработка анкеты, определение типа анкеты, определение содержания вопросов, определение последовательности вопросов, тестирование анкеты Метод экспертных оценок. Метод анализа иерархий. Виды оценок. Шкала оценок. Локальные и глобальные индексы согласованности. Методика опроса экспертов и обработки данных. Синтез приоритетов. Результаты применения метода.Анализ альтернативи обоснование решения. | М, П, ПБ | ПК-1, ПК-4, ПК-10 | |||||
32-35 | - | Тема Методы принятия решения в условиях недостатка информации и риска. Принципы максимакса, максимина (критерий Вальда), минимакса (критерий Сэвиджа), критерий Гурвица — компромиссный способ принятия решений. "Дерево" решений | М, П | ПК-1, ПК-4, ПК-10 | ||||
36-41 | Тема Методы принятия решения в условиях определенности Принятие решений на основе расчетных показателей. Принятие оптимальных решений методом линейного программирования.Общая постановка и математическая модель задачи поиска оптимального решения. Анализ оптимального решения. Многокритериальные задачи. | ПК-1, ПК-4, ПК-10 | ||||||
Практические занятия /семинары | |||||
24-30 | Модуль 1 Проблемы принятия решений в управлении экономическими системами | ||||
24-25 | - | Тема Общая постановка задач принятия решений. Классификация задач принятия решений. Модель информации в процессе принятия решений. ДИ «Катастрофа на Луне» | Д, ПБ | ОК-15 | |
26-27 | Тема Технология выработки управленческого решения Этапы и модификации в зависимости от типа задач процесса принятия решения. Типы задач в зависимости от сложности проблемы. Примеры разных типов задач и их анализ | И,ПГ | ОК-15, ОК-18 | ||
28-29 | Тема Принятие качественных решений. решений Методы психологической активизации: мозговой штурм, метод фокальных объектов, «Бритва Оккама» и др. Методы систематизированного поиска, Методы направленного поиска, Методы управления: Метод Дельфи, "Диаграмма Исикавы", "Диаграмма Парето", ABC-анализ и др. Дерево целей.ДИ «Мозговой штурм». | И,ПГ | ОК-15, ОК-16 ОК-18 | ||
30-41 | Модуль 2 Количественные методы принятия управленческих решений | ||||
30-33 | Тема Принятие решений в условиях полной неопределенности Анкетирование: разработка анкеты по заданию преподавателя, определение типа анкеты, определение содержания и типа вопросов, определение последовательности вопросов, тестирование анкеты. Обсуждение анкет студентов. Метод экспертных оценок. Примеры реальных ситуаций для опроса экспертов. Формулирование проблем, критериев и альтернатив решения для конкретных ситуаций. Методика опроса экспертов и обработки данных. Критерии согласованности мнений экспертов. Результаты применения метода. Решение задач (по вариантам заданий) в среде MS Excel. Результаты применения метода. Примеры | И,ПГ,Э | ОК-15, ОК-17 | ||
34-37 | Тема Методы решения многокритериальных задач в условиях недостатка информации. Принципы максимакса, максимина, минимакса, критерий Гурвица — компромиссный способ принятия решений и их применение на примере индивидуальных заданий. "Дерево" решений (по вариантам) | И,ПГ,Э | ОК-15, ОК-16 ОК-18 | ||
38-41 | Тема Методы принятия решения в условиях определенности Принятие решений на основе расчетных экономических показателей (на конкретном примере). Построение модели различных задач оптимума. Принятие оптимальных решений методом линейного программирования. Решение задач поиска оптимума с использованием MS Excel. |
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 5 лет
Неделя | Кол. час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, тема и краткое содержание | Методы | Реализуемые компетенции |
Лекции | |||||
Тема: Разработка и принятие управленческих решений Сущность, свойства и классификация управленческих решений. Основные этапы процесса разработки и принятия управленческих решений. Понятие метода принятия управленческих решений. Классификация методов принятия управленческих решений. | М,П | ОК-4, ОК-8 | |||
Тема: Методы принятия управленческих решений Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы и проблемы формулировки критериев и ограничений. Методы, применяемые на этапе определения альтернатив. Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения. | М,П, ПБ | ПК-1, ПК-4 | |||
Практические занятия | |||||
Методы управления: Метод Дельфи, "Диаграмма Исикавы", "Диаграмма Парето", ABC-анализ и др. Дерево целей. ДИ «Мозговой штурм». | Э,И | ПК-1, ПК-4 | |||
Разработка и принятие управленческих решений на основе экспертных оценок на примере определения конкурентной позиции фирмы | М, Д | ОК-4, ОК-8 | |||
Разработка и принятие управленческих решений многокритериальных задач в условиях недостатка информации. Анализ результатов применения методов. | Э,И | ПК-1, ПК-4 | |||
Решение задачи получения оптимального решения. Обоснование актуальности использования математических методов и программных средств | Э,И | ПК-1, ПК-4 |
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 3 года 6 месяцев
Неделя | Кол. час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, тема и краткое содержание | Методы | Реализуемые компетенции |
Лекции | |||||
Тема: Разработка и принятие управленческих решений Сущность, свойства и классификация управленческих решений. Основные этапы процесса разработки и принятия управленческих решений. Понятие метода принятия управленческих решений. Классификация методов принятия управленческих решений. | М,П | ОК-4, ОК-8 | |||
Тема: «Методы принятия управленческих решений» Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы и проблемы формулировки критериев и ограничений. Методы, применяемые на этапе определения альтернатив. Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения. | М,П, ПБ | ПК-1, ПК-4 | |||
Практические занятия | |||||
Методы управления: Метод Дельфи, "Диаграмма Исикавы", "Диаграмма Парето", ABC-анализ и др. Дерево целей. ДИ «Мозговой штурм». | Э,И | ПК-1, ПК-4 | |||
Разработка и принятие управленческих решений на основе экспертных оценок на примере определения конкурентной позиции фирмы | М, Д | ОК-4, ОК-8 | |||
Разработка и принятие управленческих решений многокритериальных задач в условиях недостатка информации. Анализ результатов применения методов. | Э,И | ПК-1, ПК-4 | |||
Решение задачи получения оптимального решения. Обоснование актуальности использования математических методов и программных средств | Э,И | ПК-1, ПК-4 |
Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) - заочная форма обучения, срок подготовки 2 года 6 месяцев
Неделя | Кол. час | в том числе в интерактивной форме, час. | Вид занятия, тема и краткое содержание | Методы | Реализуемые компетенции |
Лекции | |||||
Тема: Разработка и принятие управленческих решений Сущность, свойства и классификация управленческих решений. Основные этапы процесса разработки и принятия управленческих решений. Понятие метода принятия управленческих решений. Классификация методов принятия управленческих решений. | М,П | ОК-4, ОК-8 | |||
Тема: Методы принятия управленческих решений» Методы, применяемые на этапе диагностики проблемы и проблемы формулировки критериев и ограничений. Методы, применяемые на этапе определения альтернатив. Методы, применяемые на этапе оценки альтернатив. Методы, применяемые на этапе выбора, реализации решения. | М,П, ПБ | ПК-1, ПК-4 | |||
Практические занятия | |||||
Методы управления: Метод Дельфи, "Диаграмма Исикавы", "Диаграмма Парето", ABC-анализ и др. Дерево целей. ДИ «Мозговой штурм». | Э,И | ПК-1, ПК-4 | |||
Разработка и принятие управленческих решений на основе экспертных оценок на примере определения конкурентной позиции фирмы | М, Д | ОК-4, ОК-8 | |||
Разработка и принятие управленческих решений многокритериальных задач в условиях недостатка информации. Анализ результатов применения методов. | Э,И | ПК-1, ПК-4 | |||
Решение задачи получения оптимального решения. Обоснование актуальности использования математических методов и программных средств | Э,И | ПК-1, ПК-4 |