Главное управление информационных систем (ГУИС) ФАПСИ


Федеральное агентство правительственной связи и информации

11 марта 2003 года В.В. Путин подписал указ, согласно которому упразднил ФАПСИ, создав на базе Агентства Службу специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России).

Как и ее знаменитый американский аналог Агентство национальной безопасности (АНБ), ФАПСИ - это крайне закрытая спецслужба, действующая в области радиоэлектронной разведки. Сотрудники этого ведомства на публике говорят только об одной стороне деятельности Агентства - защите информации, и всегда тщательно обходят тему своей разведывательной деятельности. Между тем, ФАПСИ - это, наверное, самая боеспособная российская спецслужба. В отличие от ФСБ она не подвергалась постоянным перестройкам и реорганизациям. Кроме того, мало кто представляет, что численность сотрудников ФАПСИ намного превышает число как фээсбэшников, так и сотрудников СВР. Ведь в органах правительственной связи и информации есть даже свои войска. Не стоит забывать и о том, что сейчас во всем мире агентурная разведка уходит на второй план, уступая технической, и прежде всего - радиошпионажу. А ведь это - основная специализация ФАПСИ, владеющей своими спутниками, зарубежными центрами радиоперехвата по всему миру и т.п. ФАПСИ - это федеральный орган исполнительной власти, подведомственный непосредственно Президенту РФ. Федеральные органы правительственной связи и информации являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и входят в систему органов федеральной исполнительной власти.

Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации согласно закону являются:

– организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов; обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов;

– организация и обеспечение криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;

– организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;

– обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально - экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.

В составе ФАПСИ существовали:

– Главное научно-техническое управление (ГНТУ)

– Главное управление правительственной связи (ГУПС)

– Главное управление безопасности связи (ГУБС)

– Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи (ГУРРСС)- внешняя радиоэлетронная разведка

– Главное управление информационных систем (ГУИС)

– Главное административное управление (ГАУ) - бывший штаб ФАПСИ

– Криптографическая служба - внешней радиоэлектронной разведкой и шифрованием. Следует особо отметить, что она собирает и осуществляет первичную обработку развединформации, направляя ее в Ситуационный центр, другие спецслужбы и правоохранительные органы.

– Управление внешних связей - руководитель Уланов Александр Борисович.

 

Это управление через Ситуационный центр поставляет президенту России около 80% информации и отвечает за информационное и информационно-технологическое обеспечение всех заинтересованных органов государственной власти от Совбеза до ФСБ, включая и региональный уровень.

Главное управление информационных систем ФАПСИ отвечает за информационное и информационно-технологическое обеспечение органов государственной власти, включая и региональный уровень. Агентство, с одной стороны выполняет функции интегратора информационных ресурсов, а с другой - разработчика собственных аналитических материалов, подготавливаемых на основе оригинальных методик и моделей, образующих ядро информационно-аналитических систем (ИАС). На сегодняшний день специалисты ГУИС осуществляют информационную поддержку баз данных, создаваемых в региональных и ведомственных структурах управления, готовят по заказу государственных органов проблемные материалы (прогнозы, аналитические обзоры, ретроспективные справки), проводят контент-анализ материалов, публикуемых в центральных и местных СМИ.

Участвуют в формировании, сопровождении и предоставлении пользователям справочных, фактографических и проблемно-ориентированных баз и банков данных.

Информация, которую готовит ГУИС, в основном общественно- политического и социально-экономического характера. Кроме этого, ГУИС проводит мониторинг чрезвычайных ситуаций на территории страны, участвуют в реализации программы правовой информатизации регионов. Общественно-политическая информация отражается данными и аналитическими материалами об общественно-политической жизни и проблемам России. Эти документы формируются на основе социологических опросов, обзоров и анализа публикаций средств массовой информации Информационно-аналитическая поддержка этих работ осуществляется с помощью соответствующей ИАС.

Ресурсы по социально-экономической тематике представлены паспортами субъектов РФ и документами сравнительного анализа социально- экономического развития субъектов РФ, предоставляемыми на основе информации из Госкомстата РФ. Информационно-аналитическая деятельность в объеме социально-экономических проблем поддерживается с помощью ИАС «Экономика России». Отличительной особенностью ИАС «Экономика России» является способность интегрировать информацию, поступающую из различных ведомств и регионов, отвечающих за состояние деятельности в подведомственной им сфере. Это расширяет аналитические возможности системы, так как позволяет оценивать социально-экономические процессы с различных точек зрения, учитывая сложность причинно- следственных взаимосвязей.

ФАПСИ располагает и обширным фондом информации о чрезвычайных ситуациях (ЧС) на территории РФ. В фонде содержатся данные за период с апреля 1990 года по настоящее время о фактах, угрозе возникновения и ходе локализации ЧС, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями и эпифитотиями, событиями социально-политического характера. В фонде данных о ЧС имеются база данных оперативных сведений и архив аналитических материалов о чрезвычайных ситуациях. Для обеспечения государственных органов управления Российской Федерации сведениями об информационных ресурсах в сфере государственного управления подготовлен реестр баз данных, эксплуатируемых в федеральных министерствах и ведомствах, в государственных региональных органах административного управления. Данные представлены более чем по 2000 базам.