Тема 17 Основные особенности организации защиты информации на современном этапе


 

Защита информации, как приоритетная задача обеспечения национальной безопасности

Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 января 1992 г. № 9 в целях обеспечения национальной безопасности народов и территорий Российской Федерации в части приоритетов и защиты информации в области обороны, политики, экономики, науки, экологии, ресурсов и противодействия иностранным техническим разведкам.

Ни одна сфера жизни современного общества не может функционировать без развитой информационной структуры. Национальный информационный ресурс является сегодня одним из главных источников экономической и военной мощи государства. Проникая во все сферы деятельности государства, информация приобретает конкретные политическое, материальное и стоимостное выражения. На этом фоне все более актуальный характер приобретает в последние десятилетия и особенно в настоящее время задача обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, как неотъемлемого элемента ее национальной безопасности, а защита информации превращается в одну из приоритетных государственных задач. Защита информации обеспечивается в любом государстве и в своем развитии проходит множество этапов в зависимости от потребностей государства, возможностей, методов и средств ее добывания (в частности разведки), правового режима государства и реальных его усилий по обеспечению защиты информации.

Важным этапом становления и совершенствования такой системы в нашей стране явился период 70-80-х гг. С начала 70-х гг. в разведывательной деятельности ведущих стран мира началось широкомасштабное применение технических средств разведки, 80-е гг., ознаменовавшись бурным научно-техническим прогрессом, особенно в военной области, дали новые импульсы в дальнейшем наращивании возможностей технических средств иностранных разведок: до 70 % разведывательной информации добывалось в то время с помощью технических средств. Сложившаяся обстановка потребовала совершенствования системы мер противоборства с иностранными разведками. Противодействие техническим разведкам стало задачей государственной важности и од ной из составных частей в общей системе мер по сохранению государственной и служебной тайны.

Для организации и координации работ в этой области решением правительства 18 декабря 1973 г. была создана Государственная техническая комиссия СССР. Возглавил ее тогда Н. В. Огарков, в 1977-1989 гг. председателем Гостехкомиссии был В. М. Шабанов. В 1989 г. председателем Гостехкомиссии назначен Ю. А. Яшин. С созданием Гостехкомиссии начала формироваться система научного обеспечения комплексного противодействия иностранным техническим разведкам. В 1974 г были сформированы концептуальные, организационные, научно-методологические и нормативные основы противодействия иностранным техническим разведкам и развернута большая практическая работа. Появившиеся уже в последнее время свидетельства западных специалистов разведки показывают, что в целом в тот период Гостехкомиссии удалось успешно выполнить поставленные перед ней задачи. В 80-е гг. задачи и возможности Гостехкомиссии значительно расширились. Была разработана цельная концепция по противодействию иностранной технической разведке. Совершенствовались нормативная база, методы и средства контроля.

К началу 90-х гг. произошли качественные изменения в военно-политической и научно-технической сферах, заставившие во многом пересмотреть государственную политику в области защиты информации в целом.

Во-первых, информационные технологии принципиально изменили объем и важность информации, обращающейся в технических средствах ее передачи и обработки.

Во-вторых, в России отошла в прошлое фактическая государственная монополия на информационные ресурсы, в частности получило конституционное закрепление право гражданина искать, получать и распространять информацию.

В-третьих, прежний административный механизм управления защитой информации стал и невозможен, и неэффективен, в то же время необходимость межведомственной координации в сфере защиты информации объективно возросла.

В-четвертых, завершилась острая военно-политическая конфронтация между СССР и странами НАТО, начавшееся контролируемое сокращение вооружений и развитие мер доверия в военной области потребовали обеспечить разумное сочетание мер открытости и мер по защите государственной тайны.

В-пятых, в связи с усиливающимся включением России в международное разделение труда, укреплением экономических, культурных, гуманитарных контактов с другими государствами многие режимно-ограничительные меры, облегчавшие защиту информации, например система регионов, закрытых для посещения иностранными гражданами, стали неприемлемы.

Следует особо отметить, что политическая ситуация, сложившаяся в мире в результате прекращения «холодной войны» между Западом и Востоком, по существу не затронула такого ее атрибута, как разведка. Ведущие западные страны продолжают модернизировать и развивать свои разведывательные службы, совершенствовать техническую разведку, наращивать ее возможности. Так, например, общее количество технических средств разведки США и других стран НАТО, направленных на территорию России, увеличилось со 130 единиц в 1975 г. до 225 единиц в 1993 г. Все это происходит на фоне расширения возможностей ведения разведки непосредственно на территории России в связи с проведением инспекций при реализации международных договоров, созданием совместных с инофирмами предприятий, сокращением закрытых районов и территорий с регламентированным посещением их иностранцами. Наряду с традиционными приоритетами иностранных технических разведок в сферу их интереса все в большей вовлекаются вопросы технологий, финансов, торговли, ресурсов, доступ к которым открывается в связи с конверсией, развитием международных интеграционных процессов, широким внедрением компьютерных технологий.

В этих условиях слепое следование оправдавшим себя в прошлом решениям непременно привело бы к ущербу государственным интересам России в военной, политической, экономической других областях. Требовалось совершенствование как сложившейся системы защиты информации в организационном плане, так и концептуальных, методологических подходов к защите информации от иностранной технической разведки и от ее утечки техническим каналам.

Высшими органами государственной власти Российской Федерации был предпринят ряд принципиально важных шагов. В частности, Указом Президента в январе 1992 г. на базе Гостехкомиссии СССР был создан государственный орган более высокого статуса - Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссия России). Гостехкомиссия России, являясь органом государственного управления, осуществляет ныне проведение единой технической политики и координацию работ в области защиты информации, возглавляет Государственную систему защиты информации от технических разведок, несет ответственность за обеспечение защиты информации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам на территории Российской Федерации, осуществление контроля эффективности принимаемых мер защиты. Непосредственное подчинение Президенту Российской Федерации обеспечивает независимость Гостехкомиссии России от региональных, ведомственных и корпоративных влияний, гарантирует соответствие ее деятельности высшим государственным интересам. Гостехкомиссия России коллегиальный орган. В ее состав входят министры, председатели государственных комитетов, первые заместители (заместители) этих руководителей - всего 23 человека. Принятые решения не являются прерогативой какого-либо ведомства, в них учитываются прежде всего интересы государства, общества и личности. Этим полностью исключается монополия в принятии решений по важнейшим вопросам обеспечения национальной безопасности. Решения Гостехкомиссии России являются обязательными для исполнения всеми органами государственного управления, предприятиями, организациями и учреждениями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, которые по роду своей деятельности обладают информацией, составляющей государственную или служебную тайну.

Создание Гостехкомиссии России означало выход на новый качественный уровень развития не только самой Комиссии, но и всей Государственной системы защиты информации в Российской Федерации, сопровождаемый глубоким принципиальным реформированием государственных механизмов защиты информации в области обороны, политики, экономики, науки, экологии, ресурсов. Это, естественно, потребовало коренной реорганизации всей структуры Гостехкомиссии России, ее рабочего органа - центрального аппарата и проведения соответствующих организационно-распорядительных мероприятий в министерствах и ведомствах. В нынешних условиях Гостехкомиссия России целенаправленно отказалась от жесткого руководства, сосредоточии основные усилия на разработке и совершенствовании общей идеологии в сфере защиты информации, оказании помощи – технической, методической и консультативной, всем заинтересованным в этом, а также выполнении контрольных функций. При этом Гостехкомиссия России активно взаимодействует в настоящее со всеми органами федеральной и региональной государственной власти.

В новой обстановке значительно расширился круг решаемых Гостехкомиссией России задач. Деятельность в области защиты информации все более приобретает новый характер, соответствующий демократическим основам открытого общества. Большие изменения происходят и в методологии защиты информации. Осуществляется переход от дорогостоящего скрытия заведомо завышенного объема данных к гарантированной защите принципиально важных, «узловых точек». Закладываются правовые основы такой деятельности. Приняты Закон Российской Федерации «О государственной тайне» и Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». Этими правовыми актами сферу защиты информации распространен такой основополагающий принцип, как баланс интересов государства, общества и личности.

Произошло структурное совершенствование существующей системы органов защиты государственной тайны. Ее основным элементом стала Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, предназначенная для координации всей деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений организаций в этой области. Указом Президента Российской Федерации организационно-техническое обеспечение ее деятельности возложено на центральный аппарат Гостехкомиссии России, имеющий богатый опыт по подготовке межведомственных решений. Одними из главных результатов этой деятельности явились подготовка и утверждение Президентом Российской Федерации Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, и государственной программы по обеспечению защиты государственной тайны на 1996-1997 гг. Опубликование в открытой печати Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, открыло новый этап в обеспечении защиты информации, составляющей государственную тайну, явилось реальным результатом демократизации России в части открытости и гласности.

Возглавляя государственную систему защиты информации, Гостехкомиссия России постоянно осуществляет анализ ее деятельности, совершенствует ее структуру и методы ведения работ. В Российской Федерации в соответствии с законодательными и нормативными правовыми документами Гостехкомиссией России в пределах ее компетенции созданы и успешно действуют системы лицензирования деятельности предприятий, организаций и учреждений по осуществлению мероприятий и (или) оказанию услуг в области защиты информации и сертификации средств защиты информации. В настоящее время в Российской Федерации создано 7 региональных и 20 отраслевых лицензионных центров, обеспечивающих проведение лицензионной деятельности в области защиты информации. Проведены сертификационные испытания и выданы 43 сертификата на средства защиты информации по требованиям безопасности информации. Созданы и действуют в системе сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации 3 органа и 17 испытательных лабораторий. Предприятиям и организациям выдано 269 лицензий на право проведения работ в области защиты информации.

Вопросы защиты информации требуют наличия в государственных и других структурах, являющихся владельцами или пользователями информации ограниченного распространения, высокопрофессиональных специальных служб, укомплектованных компетентными специалистами в области защиты информации. Но до 1990 г. целенаправленной государственной политики в области подготовки специалистов по защите информации в стране не было. В настоящее время это стало одним из важнейших направлений деятельности Гостехкомиссии России. Во исполнение решения Гостехкомиссии России от 20 марта 1990 г. создана стройная, хорошо продуманная, нашедшая большую поддержку в министерствах и ведомствах система подготовки и переподготовки кадров по проблеме комплексной защиты информации. Работа этой системы проводится при методическом руководстве Гостехкомиссии России.

В учебных заведениях, входящих в систему подготовки кадров в области защиты информации и противодействия техническим разведкам, за 1991-1995 гг. прошли первичную подготовку, переподготовку и усовершенствовали свои знания около 3500 человек.

В настоящее время ведущими среди учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров в области защиты информации, являются МИФИ, РГГУ, Военная инженерно-космическая академия им. А. Можайского, Военный институт радиоэлектроники, Межотраслевой специальный центр при Минатоме России и Главный научно-методический центр Миноборонпрома России.

Важной задачей в этом плане является для нас перспектива подготовки специалистов в области защиты информации для стран СНГ. Так, в настоящее время ведется проработка данное вопроса специалистами Гостехкомиссии России и Республики Казахстан, соответствующие запросы поступали и от других стран СНГ.

В целом международному сотрудничеству в области защиты информации в деятельности Гостехкомиссии России отводится на современном этапе значительная роль. Руководство Гостехкомиссии России и ее представители участвуют в международных симпозиумах и конференциях по этой проблеме, принимают непосредственное участие в подготовке межправительственных соглашений в области защиты информации со странами как ближнего, так и дальнего зарубежья. Итогом этой работы явилось заключение межправительственных соглашений в этой области с Казахстаном и Украиной. Сейчас завершена подготовка аналогичного соглашения с Белоруссией.

Многое достигнуто в практической работе по обеспечению защиты информации, но еще очень многое предстоит сделать. Так, настоятельно требует скорейшей практической реализации Государственная программа обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации.

Острая потребность ощущается в законодательных актах по банковской и коммерческой тайнам, персональным данным, военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, как и другие подобные законы, нацеленные на дальнейшее урегулирование информационных отношений в обществе и государстве, напрямую влияют на процесс демократизации нашей страны, обеспечение безопасности государства, законных прав его граждан.

На законодательном уровне требуют уточнения и конкретизации с учетом новых условий цели, задачи и организационные основы защиты информации от утечки по техническим каналам и противодействия техническим разведкам. Проект Закона Российской Федерации «О защите информации от утечки по техническим каналам и противодействии техническим разведкам» подготовлен по запросу Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания и представлен в Комитет. Важным перспективным направлением деятельности Гостехкомиссии России является дальнейшее развитие сотрудничества со странами СНГ. Здесь на повестке дня - координация национальных законодательств в сфере защиты информации на базе уже принятого «Рекомендательного законодательного акта о принципах правового регулирования информационных отношений в государствах – участниках Межпарламентской ассамблеи».

Жизнь подтверждает необходимость соблюдения в вопросах защиты информации принципа сочетания коллегиальности при принятии решений общегосударственного значения с персональной ответственностью за состояние дел по обеспечению защиты информации. Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации, являясь коллегиальным органом государственного управления, позволяет наиболее эффективно сочетать в своих решениях эти компоненты, учитывая общегосударственные, национальные интересы страны. Обеспечивая защиту информации в области обороны, политики, экономики, ресурсов и противодействия техническим разведкам, она вносит свой вклад в выработку и реализацию мер.