Совершенствование деятельности органов защиты информации


Организация защиты информации в 1950-е годы

Год

Год

Июнь 1947 года

Постановление СМ СССР от 8 июня 1947 года «Об установлении перечня сведений, составляющих государственную тайну, разглашение которых карается по закону»

Принят Указ Президиума Верховного Совета СССР от 09.06.47 (от 9 июня 1947 года) «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну»1956 год

Председателем КГБ при СМ СССР утверждена «Инструкция по обеспечению сохранности государственной тайны в учреждениях и на предприятиях СССР». Разделы:

1 - общие положения;

2 - задачи секретных отделов, секретных частей;

3 - помещения секретных отделов и частей и их охрана;

4 - допуск лиц к OB, CC и С документам ;

5 - обязанности лиц, допущенных к OB, CC и С документам;

6 - определение степени секретности;

7 - ведение OB, CC и С работ;

8 - разработка, учет и размножение, хранение OB, С С и С чертежей и технической документации;

9 - размножение СС и С изданий в типографиях ;

10 - ведение OB, CC и С делопроизводства;

11 - составление и прохождение шифротелеграмм;

12 - пользование OB, CC и С сведениями в командировках;

13 - совещания по OB, CC и С вопросам;

14 - библиотеки СС и С изданий.

Постановление ЦК КПСС «О мерах по сохранению государственной тайны».

Постановление СМ СССР «О мерах по усилению секретности работ по специальным вооружениям и оборонной тематике».

Постановлением СМ СССР утвержден «Перечень сведений, составляющих государственную тайну».

Принята «Инструкция по обеспечению сохранности государственной тайны в учреждениях и на предприятиях СССР»

 

В начале 50-х г.г. продолжало функционировать МТБ СССР. Вопросами контрразведки и защиты информации в его структуре занималось Второе Главное управление МТБ.

В конце 1951г. был расформирован Комитет информации (КИ), занимавшийся с 1947г. вопросами внешней разведки. Его функции были снова переданы в МГБ.

МГБ СССР просуществовало до марта 1953г. После смерти Сталина совместным постановлением ЦК КПСС, Президиума ВС СССР, СМ СССР от 7 марта 1953г. МГБ СССР и МВД СССР были объединены в единое МВД СССР. Усилилась централизация в деятельности органов государственной безопасности.

Через год проведена следующая реорганизация. В соответствии с решением ЦК КПСС от 12 марта 1954г. Указом Президиума ВС СССР от 13 марта 1954г. был образован Комитет государственной безопасности при СМ СССР. Он являлся союзно-республиканским государственным комитетом и действовал на правах министерства (т.е. председатель КГБ входил в состав СМ СССР).

Новое в его деятельности - подчиненность и подконтрольность не только ЦК КПСС, но и СМ СССР.

Указами Президиумов ВС образовывались комитеты государственной безопасности при Совминах.

В краях и областях - управления или отделы КГБ при СМ СССР или при СМ .

В городах и районах вместо бывших городских отделов или отделений МВД СССР создавались аппараты уполномоченных КГБ при СМ СССР или КГБ при СМ.

Органами военной контрразведки являлись особые отделы КГБ округов, флотов и групп войск, особые отделы армий и флотилий, особые отделы - отделения дивизий и бригад; особые отделы КГБ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, аппараты уполномоченных УКГБ на железнодорожных станциях и в морских портах.

Коллегия КГБ являлась самостоятельным органом, подотчетным и подконтрольным СМ СССР и ЦК КПСС. При возникновении спорных вопросов, если председатель комитета оказывался в меньшинстве, то такие вопросы рассматривались этими органами.

Коллегии создавались также в КГБ при Советах министров ср. и а.р., в краевых и областных управлениях КГБ.

Коллегии ограничивали возможности руководителей органов КГБ единолично решать наиболее важные вопросы оперативно-служебной деятельности, в т.ч. и кадровой работы.

Только через 5 лет, 2 марта 1959г., совместным постановлением ЦК КПСС и СМ СССР было утверждено Положение о КГБ при СМ СССР и его органах на местах (№ 229-102).

Основные задачи органов государственной безопасности:

– разведывательная работа в капиталистических странах;

– борьба со шпионской, диверсионной, террористической и иной подрывной деятельностью иностранных разведывательных органов, зарубежных антисоветских центров и с их агентами внутри страны;

– контрразведывательная работа в Вооруженных силах;

– контрразведывательная работа на специальных объектах, особо важных объектах промышленности и на транспорте;

– охрана государственных границ;

– охрана руководителей партии и правительства;

– организация и обеспечение правительственной связи;

– организация радиоконтрразведывательной работы и учет необходимых данных ведомственных радиостанций, действующих на территории страны;

– разработка мобилизационных планов по разведыванию органов и войсковых частей КГБ;

– разработка проектов и издание основополагающих нормативных актов в сфере ЗГС и представление их для утверждения вышестоящим директивным органам и органам государственного управления;

– участие совместно с другими заинтересованными органами государственного управления в разработке отдельных нормативных актов, направленных на дальнейшее совершенствование системы мер по ЗГС;

– разработка и утверждение инструкций и положений, регламентирующих отдельные вопросы совершенствования системы мер по защите ГС, обязательных для всех учреждений, организаций и предприятий.

В данный период значительное внимание уделялось вопросам обеспечения защиты систем связи. 6 сентября 1958г. в соответствии с постановлением СМ СССР № 1019- 486 в Министерстве связи была создана Центральная межведомственная комиссия по электросвязи. Ее задачи:

1. Осуществление контроля за выполнением требований по защите средств связи от подслушивания ведущихся по ним телефонно-телеграфных передач в зоне А (государственная граница).

2. Разработка мероприятий по совершенствованию способов зашиты линий связи.

3. Организация и осуществление перевозок С, СС и СС ОВ документации и техники через спецсвязь и фельдсвязь.

4. ЗГС при осуществлении почтово-телеграфной и телефонной свои.