Тема 12 Развитие системы защиты государственных секретов в 30-е гг.


Международные договора об информационной безопасности с участием России

Российская Федерация также участвует в международных договорах в области защиты информации. Таких как:

– "Конвенция о защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера» (ETS N 108) (Заключена в г. Страсбурге 28.01.1981).

– Директива N 91/250/ЕЭС Совета Европейских Сообществ "О правовой охране компьютерных программ» (Принята в г. Брюсселе 14.05.1991).

– Директива N 95/46 ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза "О защите личности в отношениях обработки персональных данных и свободном обращении этих данных (Принята Европейским союзом 24.10.1995).

– "Европейская конвенция о правовой защите услуг, предполагающих ограниченный доступ" (ETS N 178) (Заключена в г. Страсбурге 24.01.2001).

– «Соглашение о сотрудничестве государств - участников содружества независимых государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации" (Заключено в г. Минске 01.06.2001).

– "Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации" (ETS N 185) (Заключена в г. Будапеште 23.11.2001).

– Директива N 2002/5 8/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О защите тайны и электронных коммуникациях» (Принята Европейским союзом 12.07.2002).

 

 

Этот период характеризуется организационными построениями и взаимоотношениями органов госбезопасности и органов внутренних дел, а также подготовкой к военным действиям против Германии, Италии, Японии и их союзников.

В 1930 г. НКВД во всех союзных республиках были упразднены. В результате милиция, уголовный розыск оказались бесхозными. Сначала их подчинили напрямую СНК СССР, потом милицию переподчинили ОГПУ, а конвойную стражу – армии. Окончательно единство органов государственной безопасности и внутренних дел оформилось в 1934 г. созданием ведомства – Народного комиссариата внутренних дел СССР.

По постановлению ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1933 г. была создана прокуратура СССР. Для контроля за деятельностью всех судов СССР в июле 1936 г. был создан общесоюзный орган судебного управления – Народный комиссариат юстиции СССР. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. были ликвидированы народные комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик. 25 мая 1931 г. был принят первый общесоюзный нормативный акт о милиции – «Положение о рабоче-крестьянской милиции», утвержденное постановлением СНК СССР, согласно которому милиция являлась административно-исполнительным органом Советской власти. Милиция делилась на общую и ведомственную.

Постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. был образован общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел. В его состав включено ОГПУ. В составе НКВД СССР было создано Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Основные функции ОГПУ перешли к этому управлению. Иностранный отдел стал 5-м отделом ГУГБ НКВД СССР. При НКВД СССР создавалось Особое совещание, которому предоставлялось право применять в административном порядке высылку, ссылку, заключение в исправительно-трудовые лагеря на срок до 5 лет и высылку за пределы СССР. В феврале 1941 г. НКВД был разделен на два наркомата: Народный комиссариат внутренних дел и Народный комиссариат государственной безопасности СССР.

После реорганизации НКВД в 1934 г. в его составе был сохранен аппарат особоуполномоченного, которому ставились отдельные задачи по обеспечению собственной безопасности наркомата внутренних дел. Он выполнял специальные поручения наркома внутренних дел и его заместителей, связанных с проверкой и расследованием уголовных дел в отношении сотрудников НКВД. Осуществлял проверку и рассмотрение заявлений, жалоб, рапортов, материалов, нему поступающих и касающихся возможных должностных, бытовых и государственных преступлений, совершенных сотрудниками наркомата внутренних дел. Особоуполномоченный изучал отдельные участки оперативно-служебной деятельности местных органов НКВД с целью установления фактов совершения преступления.

Через месяц после того, как в феврале 1941 г. НКВД СССР был разделен на два самостоятельных наркомата: НКВД и НКГБ, – функции особоуполномоченного передаются вновь образованной особой инспекции, структурно входившей в отдел кадров НКГБ СССР и осуществлявшей свою деятельность до конца 1950-х гг.

С сентября 1939 г. Главное экономическое управление НКВД СССР основное внимание сосредоточило на отраслях промышленности, обеспечивавших оборонный потенциал страны. Причины такой перестройки заключались прежде всего в том, что в СССР был создан мощный экономический потенциал. Органы госбезопасности были не в состоянии в равной мере осуществлять контрразведывательное обеспечение работы промышленных объектов и информирование высшего руководства о состоянии развития практически всех отраслей народного хозяйства. Так, в середине 1930-х гг. были выделены почти 200 промышленных предприятий, составлявших оборонный комплекс страны, которые стали объектами постоянного внимания экономических подразделений НКВД, а с февраля 1941 г. НКГБ СССР.

В феврале 1941 г. НКВД разделился на два наркомата – НКГБ (народный комиссариат государственной безопасности) и НКВД. Внешняя разведка относилась к органам НКГБ.

Одним из коренных условий укрепления обороноспособности СССР являлось налаживание учета населения, поскольку без этого невозможно было на надлежащем уровне решать задачи развития экономики, военного строительства, борьбы с преступностью, обеспечения государственной безопасности. Сложившаяся в 1920-е гг. так называемая легитимационная система, при которой документами, удостоверяющими личность, признавались любые справки (сельских советов, жилищных контор), студенческие билеты и т.п., а получение удостоверений личности согласно действовавшим нормативно-правовым актам было не обязательным, не только не способствовала решению названных задач, но, наоборот, весьма затрудняла их достижение. Введение в конце 1932 г. единой паспортной системы и других мероприятий позволили обеспечить учет населения на достаточно высоком уровне.

Также осуществлена «чекизация» органов ЗАГС, что выразилось в назначении на должности начальников местных отделов ЗАГС сотрудников ГУГБ НКВД СССР. Последовательно совершенствовалась паспортная система. В 1937 г. установлена обязательная наклейка в паспорта фотографий владельцев, в 1940 г. фотографии стали скреплять специальным рельефным штампом. Эти и другие аналогичное меры направлены прежде всего на то, чтобы затруднить подделку документов, удостоверяющих личность, а в условиях реальной угрозы войны обеспечить государственную безопасность, укрепить обороноспособность страны. Утвержденное постановлением Совета народных комиссаров СССР от 10 сентября 1940 г. новое положение о паспортах еще более укрепило систему учета населения, поскольку паспортизация распространялась на большую, нежели это предусматривалось положением о паспортах 1932 г., территорию страны. Кроме того, несколько усложнялась процедура получения паспорта (устанавливался перечень документов, на основании которых могли выдаваться паспорта), вводилась система отметок в паспортах (в том числе, о времени приема на работу и увольнении, специальные отметки для жителей запретных зон пограничной полосы и др.).

В предвоенные годы проводились реформы органов и подразделений НКВД СССР, носившие военно-стратегический характер и направленные прежде всего на укрепление обороноспособности страны. На основании постановления СНК СССР от 2 февраля 1939 г. была проведена реорганизация Главного управления пограничных и внутренних войск НКВД СССР, в результате которой оно разделено на шесть главных управлений НКВД СССР: пограничных войск, войск по охране железнодорожных сооружений, войск по охране особо важных предприятий промышленности, конвойных войск, военного снабжения войск, военно-строительное управление войск. В рамках ГУЛАГ НКВД СССР были созданы лагеря специального, оборонного, промышленного, железнодорожного и шоссейного строительства, по строительству аэродромов, строительству и эксплуатации предприятий горно-металлургической, топливной, химической, целлюлозно-бумажной промышленности.

Большое значение для укрепления обороноспособности страны имело наведение порядка на транспорте: снижение аварийности, борьба с расхищением перевозимых ценностей, недопущение диверсий, пресечение попыток вражеских разведок наладить подрывную работу. Создание в 1937 г. железнодорожной милиции было направлено на достижение этих целей. На нее возлагалась охрана общественного порядка, борьба с преступностью, осуществление паспортного режима и тому подобные обязанности. ГУГБ, Транспортное управление НКВД СССР сосредоточили усилия на оперативно-чекистском обслуживании путей сообщения. В 1938 г. с целью своевременного выявления шпионов, террористов, диверсантов на должности начальников поездов стали назначаться штатные оперативные работники ГУГБ НКВД.

В предвоенные годы значительно активизировалась мобилизационная работа внутри системы органов НКВД. 20 апреля 1939 г. был образован мобилизационный отдел НКВД СССР, одной из задач которого была подготовка органов НКВД к осуществлению ими функций в условиях мобилизации и военного времени, а также организация командирской учебы и военной подготовки личного состава органов НКВД.

В предвоенные годы значительные силы и средства органов госбезопасности отвлекались на борьбу с антисоветскими организациями и вредительством в СССР, что объективно ослабляло другие направления деятельности.

В 1931 г. была созвана и начала функционировать система правительственной междугородной высокочастотной связи СССР (ВЧ-связи). По мере расширения и материально-технического совершенствования ее сети ВЧ-связь превратилась в общегосударственную систему специальной электросвязи страны, обслуживающую высшее партийно-государственное руководство, а также ряд органов исполнительной власти в центре и на местах. Принадлежность центральных подразделений правительственной связи к органам государственной безопасности и внутренних дел (оперативные отделы ОГПУ и ГУГБ НКВД, а затем 2-й спецотдел и особое техническое бюро НКВД) обусловлена прежде всего важностью решаемых ими задач, а также режимом строжайшей секретности, в котором проводились все организационные и технические мероприятия по развитию сети ВЧ-связи.

В организационно-техническом отношении система правительственной междугородной связи опиралась на сеть периферийных станций (ВЧ-станций), включенных в штат соответствующих подразделений и органов НКВД (станционный компонент), и постоянные воздушные линии Наркомата связи (линейный компонент). Целенаправленная деятельность СНК и НКВД СССР позволила к концу 1930-х гг. вывести систему правительственной междугородной связи на достаточно высокий технический уровень, достижению которого во многом способствовало насыщение станционных сооружений (ВЧ-станций и трансляционных пунктов) вновь разработанной и поставленной на серийное производство отечественной аппаратурой связи (засекречивающей, каналообразующей, коммутационной). В частности, внедрение на сети ВЧ-связи аппаратуры засекречивания различных типов стало одним из важнейших факторов, обусловивших присвоение этой связи статуса правительственной.

Первая отечественная серийная секретная аппаратура «секретка» была создана в середине 1935 г. и работала по принципу простой инверсии (или переворачивания) разговорного спектра. Эта аппаратура просуществовала в органах безопасности и армии до 1942 г., когда на их смену пришло более современное оборудование.

Положение об эксплуатации ВЧ-связи утверждено СНК только в мае 1941 г. До этого включение в состав абонентов элитарной сети осуществлялось в рамках служебной переписки руководства СССР.

Внутриполитический курс на форсированные темпы создания крупного индустриального государства требовал жесткой централизации управления, укрепления единоначалия. Трудности и просчеты в экономическом строительстве привели к абсолютизации насильственных методов в управлении государством. В этой связи для осуществления централизованного управления осужденными 25 апреля 1930 г. было создано Управление лагерей ОГПУ (УЛАГ), а с 1 сентября того же года Главное управление лагерей (ГУЛАГ). С 1930 по 1956 гг. через ГУЛАГ прошли 35,4 млн человек из них погибли 1,738 млн человек.

Руководством пополнения трудовыми ресурсами ГУЛАГА осуществляли секретно-политический отдел, а также экономический, транспортный отделы НКВД. Они также осуществляли политический розыск, часто исходя из принципа бывшей социальной или партийной принадлежности граждан.

Вооруженные силы. В 1939 г. территориально-милиционная система перестала существовать и вооруженные силы перешли на систему кадровой армии. В 1935 г. состоялся пересмотр рангов, его главной целью являлось устранение из армии непригодных элементов, количество которых увеличилось во время Гражданской войны. Правительство, еще недавно желавшее, чтобы будущий офицер был сыном крестьянина либо рабочего, предпочитает в настоящее время этому классовому критерию критерий культурный. В 1935 г. вводятся персональные воинские звания, утверждаются новая форма и знаки различия командного состава Красной Армии и Флота. Для сухопутных и военно-воздушных сил устанавливаются следующие воинские звания: лейтенант, старший лейтенант, капитан, майор, полковник, комбриг, комдив, комкор, командарм II ранга, командарм I ранга, маршал Советского Союза; для военно-морских сил: лейтенант, старший лейтенант, капитан III ранга, капитан II ранга, капитан I ранга, флагман II ранга, флагман I ранга, флагман флота II ранга, флагман флота I ранга.

В 1937 г. был образован Нарком Военно-Морского Флота. 13 марта 1938 г. был учрежден Главный военный совет Красной Армии и Главный совет Военно-Морского Флота. Увеличилось число военных округов, которые возглавляли военные советы. Эти органы состояли из командующего войсками округа и двух членов военного совета. Военный совет являлся высшим органом военной власти в округе, ему подчинялись все войсковые части и военные учреждения, расположенные на территории округа. Военный совет подчинялся Наркому обороны СССР.

Закон «О всеобщей воинской обязанности» принят 1 сентября 1939 г., по которому увеличивались сроки службы: до 3 лет в сухопутных частях и до 5 лет во флоте. 13 мая 1940 г. установлены генеральские и адмиральские звания для высшего командно-начальствующего состава. Для сухопутных вооруженных сил были установлены следующие генеральские звания: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал армии; в военно-морских силах: контр-адмирал, вице-адмирал, адмирал и адмирал флота. Адмирал флота приравнивался к званию маршала Советского Союза. С установлением генеральских и адмиральских званий прежние звания упразднялись. В 1937 г. введено звание младшего лейтенанта, а в 1939 г. – подполковника.

В течение 1939–1941 гг. происходила определенная перестройка деятельности особых отделов, которые все больше подчинялись Народному комиссариату обороны СССР (НКО), что привело к трениям между НКО и НКВД СССР. В январе 1939 г., после периода массовых репрессий, принято решение о большем участии военного ведомства в формировании и осуществлении кадровой политики в органах военной контрразведки, и начальник особого отдела назначался совместным приказом НКО и НКВД. Ликвидируется практика, существовавшая в период массовых репрессий, согласовывать с особым отделом назначения на большинство руководящих должностей в частях Красной Армии, что вызывало возмущение наркома обороны и Главного политического управления СССР.

В феврале 1941 г. особые отделы были выведены из подчинения НКГБ СССР. В наркоматах обороны и военно-морского флота были созданы 3-и управления, являющиеся органами военной контрразведки. Переподчинение особых отделов военному ведомству привело правительство к потере возможности получения объективной информации о состоянии боеготовности Красной Армии и канала контроля за выполнением правительственных решений, касающихся армии. С середины апреля 1941 г. была введена должность заместителя начальника 3-го управления, назначаемого приказом НКГБ СССР к подотчетного наркому госбезопасности. Сотрудникам Наркомата госбезопасности предоставлялись полномочия брать для расследования любые дела из 3-го управления НКО, связанные с контрреволюционными преступлениями, и разрабатывать их самостоятельно.

Таким образом, в подчинении военного ведомства органы военной контрразведки просуществовали чуть более двух месяцев, а затем вновь в значительной мере была восстановлена их независимость, которая являлась основой для объективного информирования руководства страны и проведения оперативных мероприятий без вмешательства военного командования.

Пограничные войска. В 1931 г. были приняты положения «Об оперативных секторах», «О городских и районных отделениях», «О районных уполномоченных». Согласно первому положению, оперативные секторы фактически заменили окружные отделы ОГПУ и создавались путем «слияния» управлений погранотрядов и комендатур с райотделами ОГПУ. В пограничных районах они подчинялись пограничным отрядам за некоторым исключением. Во многих крупных населенных пунктах пограничных районов имелись машинно-тракторные станции (МТС), в которые на должности заместителей начальников политотделов назначались сотрудники ОГПУ. Параллелизм в работе выявил недостатки в оперативной работе по охране госграницы: не определена организация оперработы в населенных пунктах в пределах 7,5-километровой пограничной полосы, которые также обслуживались заместителями начальников политотделов МТС.

Таким образом, в начале 1930-х гг. на границе создалось положение, когда пограничные отряды и комендатуры стали средством решения задач, возложенных на оперативные секторы. Это не способствовало изысканию эффективных способов охраны госграницы.

В 1934 г. в связи с образованием НКВД СССР погранохрана и внутренние войска были выведены из подчинения органов госбезопасности. Главное управление пограничной охраны и войск ОГПУ было переименовано в Главное управление пограничной и внутренней охраны НКВД (ГУПВО НКВД). В составе Главка оказались и войска по охране железнодорожных сооружений, особо важных промышленных предприятий, конвойные войска, а также учреждения военного снабжения и военного строительства. Множество разнообразных функций, возложенных на одно ведомство, не способствовало эффективной охране государственной границы. В результате сложилось положение, при котором начальники оперативных отделов ГУГБ без ведома начальников войск пограничных округов стали отдавать распоряжения о проведении тех или иных мероприятий на границе. Начальники же управлений войск округов, изолированные от агентурно-оперативной работы и не располагавшие никакими оперативными данными, отвечали за охрану государственной границы, а начальники оперативных отделов НКВД, владевшие оперативной информацией, получаемой от агентурного аппарата, никакой ответственности за охрану границы не несли. В ряде случаев управления НКВД передавали обязанности своих районных отделений пограничным отрядам, а штатную численность, положенную для райотделений, использовали в аппаратах оперативных отделов управлений.

Указанные меры отрицательно сказались на надежности охраны границы, в связи с чем в декабре 1934 г. ГУПВО вышло с предложениями по улучшению руководства охраной границы и оперативной работы, однако реорганизация оперативных органов пограничной охраны была проведена лишь в 1939 г.

Внешняя разведка. Разведка к 1930 г. накопила определенный опыт, имела неоспоримые достижения по белой эмиграции, получению важной политической информации. И все же работа разведки не удовлетворяло руководство страны. Сложная международная обстановка требовала прежде всего достоверной информации об антисоветских планах и намерениях основных капиталистических государств, а также упрочнения позиций СССР в приграничных странах, в которых разведки и специальные службы капиталистических государств по-прежнему вели подрывную работу.

Все эти вопросы рассматривались на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 г. В принятом решении были определены приоритетные районы разведывательной работы, задачи и направления ее деятельности. ИНО СОУ ОГПУ предложено сосредоточить свои усилия на развертывании разведывательной работы прежде всего против Великобритании, Франции, Германии, Польши, Румынии, Японии и лимитрофов – Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии.

В числе задач, поставленных в этом решении Политбюро ЦК ВКП(б) перед внешней разведкой, были и принципиально новые:

– раскрытие интервенционистских планов, разрабатывавшихся руководящими кругами Великобритании, Германии, Франции, Польши, Румынии, Японии, и выяснение сроков реализации этих планов;

– выявление планов руководства перечисленных стран по финансово-экономической блокаде СССР;

– добывание документов о секретных военно-политических соглашениях и договорах между указанными иностранными государствами;

– добывание для промышленности СССР сведений об изобретениях, конструкторских и производственных чертежей и схем, технических новинках, которые не могут быть получены легальным путем.

Вопрос подготовки войны против СССР стал главным предметом озабоченности советской внешней разведки.

После реорганизации, проведенной в разведке в соответствие с постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 г., работой по научно-технической разведке (линия Х) стало заниматься 8-е отделение ИНО СОУ ОГПУ. В феврале 1930 г. директивными органами СССР принимается решение о переходе к военно-технической разведке – линия XY. Основаниями для этого были возникновение военной опасности со стороны Германии и откровенно враждебное отношение к СССР Японии. Центр информировал резидентуры, созданные на основе постановлений правительства СССР от 5 марта 1926 г., о «реорганизации систем работы по технической разведке, именуемой в дальнейшем XY, которой сейчас придается весьма серьезное значение и она … организационно выделяется в самостоятельную область работы» [28].

Резидентуры за границей начали работу по вербовке агентуры, специально ориентированной на получение материалов по научно-технической проблематике. В 1932 г. разведка начала укреплять с этой целью нелегальные резидентуры в Великобритании, Франции, США, Германии.

Выполняя заявки советской промышленности и военных ведомств, внешняя разведка сумела получить большое количество секретной технической информации по различным отраслям промышленности и видам вооружений.

К середине 30-х гг. основной целью советской внешней политики стало обеспечение безопасности страны и предотвращение войны, в которой наиболее вероятными противниками будут Германия, Италия и Япония. Эти задачи станут приоритетными в деятельности внешней разведки на весь предвоенный период.

С учетом изменения во внутренней и внешнеполитическом устройстве Германии в конце 20-х и начале 30-х гг. в сторону национал-социалистов 2 ноября 1932 г. была реорганизована внешняя разведка по Германскому направлению. Распоряжение по ИНО СОУ ОГПУ включало: «Перестроение всей агентурно-оперативной деятельности провести на основе возможного переключения всей работы в случае каких-либо осложнений с нелегальных рельс исключительно на подполье. Для этого:

а) правильно распределить агентуру по нелегальным группам;

б) организовать промежуточные пункты сдачи материалов по линии как связи с легальной резидентурой, так и магистральной связи с Советским Союзом;

в) подготовить подпольное руководство нелегальными группами, предусматривая создание нескольких нелегальных резидентур.

По мере осуществления этой работы проводится постепенное сокращение берлинской легальной резидентуры и объема ее работы. При этом центр тяжести переносится в подполье».

До прихода в Германии фашистов к власти освещение ее внешнеполитической деятельности не было первоочередной задачей разведки, и поэтому она формировалась в общем виде – разрабатывать и разоблачать националистическую работу в Германии против СССР и добывать политическую информацию.

В начале 1934 г. главными объектами советской разведки в Германии являлись армия, полиция, МИД, НСДАП, а к концу 1934 г. Центр поставил перед резидентурой задачу по проникновению в окружение Гитлера, Геринга и военного министра Бломберга. Указывалось на необходимость приобретения источников информации о секретных военно-политических соглашениях и договорах Германии с другими капиталистическими странами, направленных против СССР. Резидентуре предлагалась также приобретать источники информации для освещения конъюнктуры на рынках хлеба, леса, нефти, пушнины.

Научно-техническая разведка рассматривалась как одно из главных направлений работы по Германии. Резидентура должна была добывать информацию о новейших видах военной технике, а также выявлять планы немецких концернов по развертыванию враждебной деятельности на территории СССР. Резидентуре рекомендовалось с этой целью обеспечить создание агентурной сети в концернах «Сименс», «АЭГ», «ИГ Фарбениндустри», «Крупп», «Юнкерс», «Рейнмен», «Бамаг», «Ман», «Цейсс».

В декабре 1933 г. политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление об активизации внешнеполитической деятельности советского государства с целью предотвращения войны на основе плана коллективной безопасности.

В мае 1934 г. правительство СССР рассмотрело вопрос о повышении эффективности разведывательной работы ИНО ОГПУ и Разведывательного управления РККА, улучшении координации их деятельности. Была создана постоянная комиссия в составе начальников этих органов. На нее возлагалась разработка и согласование общего плана разведывательной работы за границей, обмен опытом, взаимная информация о провалах, тщательное изучение их причин.

Постоянный оперативный контакт между двумя разведками на уровне их руководителей как в центральном аппарате, так и в резидентурах, взаимная помощь, согласованность в действиях – все это сыграло немаловажную роль в успешном решении ряда разведывательных задач. Однако в 1938 г. сотрудничество нарушилось в связи с незаконными арестами и обвинениями ряда руководящих работников обеих разведок.

В июле 1934 г. после образования ГУГБ НКВД СССР правительство перед 5-м отделом, занимающимся внешней разведкой, поставило ряд задач:

«– выявление направленных против СССР заговоров и деятельности иностранных государств, их разведок и генеральных штабов, а также антисоветских политических организаций;

– вскрытие диверсионной, террористической и шпионской деятельности на территории СССР иностранных разведывательных органов, белоэмигрантских центров и других организаций;

– руководство деятельностью закордонных резидентур;

– контроль за работой бюро виз, въездом за границу иностранцев, руководство работой по регистрации и учету иностранцев в СССР».

В 1938 г. руководство СССР вновь вернулось к вопросу совершенствования разведывательной деятельности за рубежом. Работа 5-го отдела ГУГБ НКВД СССР подвергнута тщательному и всестороннему анализу, были рассмотрены предложения об ее улучшении с таким расчетом, говорилось в принятом документе, «чтобы отдел смог развернуть широкую разведывательную работу за рубежом по линии политической, научно-технической разведки, выявлению поисков иностранных разведок и белоэмигрантских центров на территории Советского Союза». Таким образом, сохранились основные направления деятельности внешней разведки: политическое, научно-техническое и внешняя контрразведка.

Штат 5-го отдела ГУГБ НКВД СССР был утвержден в количестве 210 человек, в его структуре создано 13 подразделений, 7 из которых занимались руководством зарубежными резидентурами по географическому принципу. Остальные подразделения выполняли различные функции, необходимые для ведения разведывательной работы. Они, в частности, осуществляли руководство научно-технической разведкой, работой по русской эмиграции, «разработкой» троцкистских и правых организаций, оперативными учетами и т.д. Хотя и небольшой по численности, 5-й отдел обретал накануне войны достаточно развернутую, продуманную структуру, нацеленную на работу в широких масштабах.

Для обеспечения безопасности СССР на восточном направлении в мае 1938 г. правительство СССР подписало соглашение с руководством Китая о создании на паритетных началах Объединенного бюро с целью ведения совместной разведывательной работы против Японии. Объединенное бюро состояло из трех отделов. Первый отдел занимался организацией разведывательной сети, подготовкой личного состава и изучением оперативной техники; второй отдел – информационный, обрабатывал агентурные сообщения; третий отдел – хозяйственный.

К 1940 г. китайские разведчики из Объединенного бюро начали вербовать советских разведчиков, а также требовать от 5-го отдела ГУГБ НКВД СССР шифры, оперативную технику и другие специфические материалы. В такой сложившейся обстановке советские представители из Объединенного бюро отозваны, вследствие чего Объединенное бюро перестало существовать, а сотрудничество с китайской разведкой стало носить эпизодический характер.

Успешную в целом работу советской внешней разведки в предвоенные годы серьезно подорвали обрушившиеся на нее репрессии. К 1938 г. были ликвидированы почти все нелегальные резидентуры. Потери состава внешней разведки были столь велики, что в 1938 г. в течение 127 дней подряд из внешней разведки руководству страны вообще не поступало никакой информации. Так, в 1935 г. резидентура Германии состояло из 16 сотрудников, а к началу 1939 г. в резидентуре остались 2 оперативных работника без резидента. Для пополнения личного состава разведки профессиональными сотрудниками в 1938 г. создана Школа особого назначения (ШОН) при НКВД СССР (ШОН, затем – Разведывательная школа (РШ), потом – Высшая разведывательная школа (ВРШ, она имела зашифрованное название – школа №101), с ноября 1968 г. – Краснознаменный институт (КИ), в дальнейшем имени Ю.В. Андропова, с октября 1994 г. – Академия внешней разведки Российской Федерации).

В 30-х гг. из-за массовых репрессий в разведке сложилась обстановка недоверия и подозрительности ко многим чекистам, главным образом к руководящим работникам не только центрального аппарата, но и резидентур иностранного отдела НКВД за рубежом. Разведчиков обвиняли в измене Родине и подвергали репрессиям. В течение 1938–1939 гг. почти все резиденты иностранного отдела отозваны в Москву и многие из них – репрессированы. В связи с таким положением дел ЦК КПСС в 1938 г. принял решения по перестройки разведывательной деятельности «Об улучшении Иностранного отдела НКВД». Это решение обусловливалось также создавшейся международной обстановкой: образованием фашистского блока Рим–Берлин–Токио, захватом Германией Австрии, Мюнхенским соглашением, которое явно свидетельствовало о том, что Гитлер идет к развязыванию второй мировой войны. Неотложные меры по перестройки разведки способствовали мобилизации в разведку до 800 коммунистов с высшим образованием, имевших опыт партийной и руководящей работы. После шестимесячного обучения в Школе особого назначения НКВД их направили как в центральный аппарат, так и в периферийные органы.

К середине 1940 г. в центральном аппарате 5-го отдела ГУГБ НКВД СССР работало 695 человек. К 1941 г. благодаря самоотверженной работе сотрудников внешняя разведка СССР сумела восстановить работоспособный агентурный аппарат в Германии, Италии, Англии, Франции, США, Китае. Наиболее крупные резидентуры были в США – 18 человек, Финляндии – 17 человек, Германии – 13 человек. Всего к этому времени внешняя разведка имела 40 резидентур. В них работало 242 разведчика, у которых на связи находилось около 600 различных источников информации. Активно используя их, разведка регулярно получало накануне войны важную информацию о внешней и внутренней политике блока фашистских государств и ведущих западных держав.

После начала второй мировой войны (1939–1945 гг.), исходя из возможности развития событий по наихудшему сценарию для СССР, руководство разведки сочло необходимым заблаговременно осуществить меры по обеспечению бесперебойной работы в зарубежных странах в военное время. В сентябре 1939 г. Центром разработан и утвержден план реорганизации нелегальной сети, в соответствие с которым вся агентура еще раз тщательно проверялась с точки зрения надежности и возможностей, а затем разбивалась на три основные категории. В первую включались наиболее ценные и работоспособные агенты, из которых в дальнейшем сформировались нелегальные разведгруппы (резидентуры). Во вторую вошли агенты, работа с которыми временно прекращалась. Третью категорию составили лица, которые исключались из агентурной сети по соображениям безопасности и по другим причинам.

До 22 июня 1941 г. вся разведывательная информация направлялась в Главное разведывательное управление Красной Армии, а наиболее важная – в три адреса: И.В. Сталину, В.М. Молотову, К.Е. Ворошилову.

Военная разведка. В 1935 г. были введены новые штаты и изменена структура Разведупра РККА. Структурно центральный орган военной разведки состоял из таких элементов:

· начальник управления и его заместители;

· отделы:

1-й (западный);

2-й (восточный);

3-й (военная техника);

4-й (военно-морской);

5-й (разведотделы округов и флотов);

6-й (радиоразведка);

7-й (дешифровальный);

8-й (военная цензура);

9-й (монголо-синьцзянский);

10-й (специальной техники);

11-й (внешних сношений);

12-й (административный);

13-й (радиосвязи, с 1937 года);

· спецотделение "А" (диверсионное);

· секретно-шифровальное отделение.

Кроме того, в подчинение Разведупра находилась Центральная школа подготовки командиров штаба и НИИ по технике и связи.

С мая 1939 г. Разведывательное управление РККА было переименовано в 5-е Управление РККА. Его структура была следующая:

1-й (западный) отдел;

2-й (восточный) отдел;

3-й (военно-технический) отдел;

4-й (паспортный) отдел;

5-й (информационный) отдел;

6-й (приграничной разведки) отдел;

7-й (радиоразведки) отдел;

8-й (радиосвязи) отдел;

9-й (шифровальный) отдел;

10-й (внешних сношений) отдел;

11-й (дешифровальный) отдел;

специальный отдел "А";

политотдел;

отдел кадров;

общий отдел;

административно-хозяйственный отдел;

центральная школа подготовки командиров штаба (ЦШПКШ);

курсы усовершенствования комсостава;

НИИ по технике связи;

институт оперативной техники.

Прежний 9-й (монголо-синьцзянский) отдел стал самостоятельным подразделением Генерального штаба РККА под названием «Отдел специальных заданий».

В июне 1940 г. 5-е (разведывательное) управление РККА вновь было передано в подчинение Генеральному штабу РККА и получило название «Разведывательное управление Генерального штаба РККА».

В состав Разведупра вернули отдел специальных заданий, а ЦШПКШ стала именоваться теперь Высшей специальной школой Генерального штаба. Несколько изменилась и структура Разведупра:

начальник управления;

заместитель начальника управления;

1-й (западный) отдел;

2-й (балканский) отдел;

3-й (восточный) отдел;

4-й (военно-технический) отдел;

6-й (паспортный) отдел;

7-й (приграничной разведки) отдел;

8-й (радиоразведки и радиосвязи) отдел;

9-й (шифровальный) отдел;

10-й (дешифровальный) отдел;

11-й (контрразведывательный) отдел;

отдел внешних сношений;

отдел Центральной военной цензуры;

информационный отдел;

отдел спецзаданий;

общий отдел;

отдел кадров;

политотдел;

административно-хозяйственный отдел;

высшая специальная школа;

разведывательные курсы усовершенствования комсостава Высшей специальной школы;

НИИ по технике связи;

институт оперативной техники.

Этот период характеризуется как положительными так и отрицательными сторонами укрепления органов государственной безопасности СССР. С одной стороны, наличие у органов государственной безопасности и Разведывательного управления РККА, то есть у всех спецслужб государства, одного руководящего центра позволяло избегать дублирования и параллелизма в деятельности, экономнее расходовать бюджетные ассигнования, маневрировать силами и средствами с целью повышения эффективности их работы. С другой стороны, такое руководство влияло на усиление функций спецслужбы как органа политической полиции, когда значительные средства отвлекались на борьбу с силами, оппозиционными правящей партии.