ЮВЕНИЛЬНОМ (ИГРОВОМ) ПЕРИОДЕ


Лекция 8

 

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

I. Общая характеристика игры у животных.

Ювенильный период развития поведения бывает только у детенышей высших животных, это период развития поведения перед половым созреванием в форме игровой активности. У других животных (подавляющее большинство) индивидуальное развитие поведения ограничивается процессами созревания врожденных форм поведения, облигатного и факультативного научения, а также элементарными формами исследовательского поведения.

Игры животных исследованы плохо. Существует две концепции, выдвинутые в XIX веке Г. Спенсером и К. Гроосом.

Г. Спенсер. Игровая активность рассматривается им как расход «избыточной» энергии. Рубинштейн отмечал, что основной недостаток этой трактовки в отрыве этой формы активности от ее содержания, в ее неспособности объяснить конкретные функции игры в жизни животных. Вместе с тем концепция «действий в холостую» указывает на возможные элементы эндогенной мотивации игрового поведения животных.

Вторая концепция трактует игровую деятельность «чисто функционально» - как упражнение в особо важных сферах жизнедеятельности. К. Ллойд-Морган (как и Гроос) рассматривал игру как «практику для взрослого поведения». Игра позволяет молодому животному без риска упражняться в жизненно важных действиях, т.к. ошибки не влекут пагубных последствий; возможно совершенствование наследственных форм поведения.

Голландский зоопсихолог Ф. Бойтендайк (против Грооса) утверждал, что игра важна только непосредственно для играющего, приводя его в положительное эмоциональное состояние, но не для его будущего. По его мнению инстинктивные формы поведения созревают независимо от упражнений, а где есть упражнение -, то это научение, а не игра.

Зоопсихолог Темброн отмечает – игра увеличивает альтернативу поведения особи по отношению к окружающему миру, а путем включения элементов научения формирует новые системы поведения в моторной сфере.

Игра зависит от внешних факторов (от объектов игры) и выступает в весьма стабильных формах. Для игрового повеления существуют поисковые фазы (и собственные ключевые раздражители). В отличии от инстинктивных действий (борьба, ловля, добыча) игровые действия выполняются многократно и неутомимо.

Швейцарский ученый Т. Хедигер подчеркивая факультативный характер игр, указывал, что в отличии от инстинктивных действий для выполнения игровых не существует специальных эффективных образований (особых «органов игры»). В мозгу кошки нет «центра игры», а для всех инстинктивных действий такие центры можно обнаружить путем введения микроэлектродов.

В настоящее время большинство исследователей считают, что игра служит подготовкой к взрослой жизни и накоплению соответствующего опыта путем упражнений, как в сенсорной, так и в моторной сферах. В последнем случае информация поступающая от эффективных систем, обеспечивает их «налаживание», выработку оптимального режима действия.

Эльконин предложил, что игра препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных форм деятельности и развивает все необходимые для ориентации в сложных и изменчивых условиях двигательные системы.

НР: установлено, что сексуальные игры молодых шимпанзе являются необходимым условием способности к спариванию у взрослых особей. У обезьян половое влечение зависит от научения, а не от инстинктивных начал. Таким же образом совместные игры готовят молодых обезьян к будущей стадной жизни.

НР: экспериментально доказано, что самцы норок научаются выполнять действия относящиеся к репродуктивному поведению путем сексуальных игр. Особенно это относится к ухаживанию и подготовке к спариванию. Само спаривание формируется из врожденных движений и игрового опыта, накопленного молодыми самцами в ходе общения с половозрелыми самками.

НР: экспериментаторы лишили детеныша шимпанзе возможностей играть с предметами, не ограничивая при этом движений рук. В последствии возможности употребления рук и координации их движений оказались не совершенными, обезьяна отставала от сверстников по способности к хватанию и ощупывания, движения рук были неуклюжими. Полностью отсутствовало характерное для обезьян обыскивание – важная форма их общения.

По мнению, Фабри – игра – сложный комплекс разнообразных поведенческих актов, в своей совокупности составляющих содержание поведения. Игра является развивающей деятельностью, охватывающей большинство функциональных сфер.

В ходе игры развиваются и совершенствуются не целиком взрослые поведенческие акты, а составляющие их сенсамоторные компоненты.

Игровая активность, осуществляясь на врожденной основе, инстинктивной основе, сама служит развитию и обогащению инстинктивных компонентов поведения и содержит элементы как облигаторного, так и факультативного научения.

Игра выполняет важную познавательную роль, благодаря присущим ей компонентам факультативного научения и исследовательского поведения.

Эта функция игры выражается в накоплении обширного индивидуального опыта, иногда этот опыт может накапливаться «в прок», и найти применение значительно позже в экстренных ситуациях.

II). Совершенствование двигательной активности у животных.

Итак, игра – есть развивающая деятельность. Рассмотрим, что и как она развивает.

Первые действия игрового типа появляются у животных появляются после прозрения, на 16-23 сутки – происходит скачок в развитии манипулирований (от 8 до 28) и число объектов манипулирования. Появляются «объекты» игры – игрушки. Новые действия не связаны с сосанием их отличительная черта в большей общей подвижности молодого животного. Лисята трогают, хватают, обкусывают все, что попадается, перетаскивают все, что могут в зубах с места на место, треплют небольшие предметы мотая головой из стороны в сторону, поддевают объект носом, подбрасывают, удерживают на весу в зубах, подгребание объекта, прижимание к телу, роющие движения.

Впервые появляются манипуляции выполняемые одной конечностью приводящие или отводящие движения конечностями, защемлением согнутыми пальцами, или зацеплением их за край ногтями.

Происходит обогащение двигательной активности, при этом новые формы манипулирования лишь модификацией первичных форм с использованием различных объектов, таким образом, качественные изменения в поведении детеныша.