Идея государства в России эпохи Средневековья и раннего Нового времени


Акционерные общества в современной России

Первые годы советской власти

В первые годы советской власти существование негосударственных коммерческих компаний было исключено (декретом СНК от 1 марта 1919 все акции были аннулированы), и только необходимость заставила новую власть пойти на правовое признание акционерных обществ.

1 января 1923 года вступил в силу ГК РСФСР в котором 45 статей (ст. 322—366) были посвящены акционерным обществам. ГК установил разрешительную систему учреждения акционерных обществ, общество могло выпускать именные акции и на предъявителя. К 1925 году в стране было учреждено 161 акционерное общество с общей суммой основного капитала 285315 тыс. рублей. Подавляющую их часть составляли смешанные и государственные: на их долю приходилось около 80 % обществ, а совокупный размер их капитала составлял 151402 тыс. рублей. С 1929 года в СССР акционерные общества прекратили своё существование и на долгие 70 лет эта форма юридического лица не существовала в нашей стране, в экономике безраздельно господствовали государственные предприятия.

В современной России акционерное общество - наиболее распространенная организационно-правовая форма для организаций крупного и среднего бизнеса, причем предприятия крупного бизнеса чаще существуют в форме открытых акционерных обществ, предприятия среднего бизнеса - в форме закрытых акционерных обществ. Основными характеристиками современных российских акционерных обществ являются:

• разделение капитала на акции;

• ограниченная ответственность.

В последнее время наблюдается тенденция усложнения законодательства об акционерных обществах. Усложняются процедуры обязательного выкупа акций мажоритарными акционерами.

Акционерное общество открытого типа может возникнуть как этап процесса приватизации государственного предприятия. Процесс трансформации государственного предприятия в акционерное общество называется акционированием.

 

 

 

К XVII в. относится и возникновение первых специальных учреждений, в компетенцию которых входили вопросы государственной безопасности. Прежде всего это Приказ тайных дел (лекция 1), или Тайный приказ, созданный в 1655 г. и действовавший вплоть до смерти царя Алексея Михайловича в 1676 г. Именно Тайный приказ занимался расследованием наиболее значительных с точки зрения государственной безопасности политических преступлений, в частности дел патриарха Никона и Степана Разина. Название «приказа» указывает и на еще одну сторону его деятельности. С этого времени процесс принятия решений по важнейшим вопросам политической жизни страны перестал быть публичным. Само существование приказа давало возможность царю принимать решения в обход Боярской думы, в узком кругу особо доверенных лиц. С этого времени начинается формирование понятия государственной тайны, что нашло свое отражение и в делопроизводстве. Так в XVII в. все более широкое распространение получает тайнопись, т.е. шифрованное письмо.

Помимо Приказа тайных дел на протяжении XVII в. неоднократно возникали специальные следственные и сыскные учреждения. Так, Приказ сыскных дел занимался розыском лиц, пытавшихся уклониться от уплаты государственных налогов путем бегства или записи за крупными землевладельцами. В 1689 г. для следствия по делу Ф.Л. Шакловитого, кн. В.В. Голицына и Сильвестра Медведева был создан специальный Приказ розыскных дел. Аналогичные временные приказы-комиссии по делам о злоупотреблениях, измене, наведении порчи и пр. создавались и ранее. Наконец, надо иметь в виду, что почти все постоянно действующие центральные учреждения этого времени обладали следственными функциями, почти все имели собственные застенки и самостоятельно вершили суд и расправу.

Таким образом, в XVII в., накануне преобразований Петра I, в России сформировалось уже достаточно четкое представление о государстве, его интересах и безопасности. Этот процесс продолжился в XVIII столетии, когда совершился переход из Средневековья в Новое время и понятие «государство» постепенно обрело современный смысл.

На рубеже XVII—XVIII вв. в России происходят значительные изменения во всем строе политической жизни, социальном устройстве, организации власти и ее взаимоотношенях с обществом. Эти процессы, связанные с именем Петра I, в современной исторической литературе принято характеризовать как модернизацию, переход от традиционного к современному обществу.

Но как добиться всеобщего исполнения государственных задач? Во-первых, посредством законов, которые будут регламентировать все сферы жизни человека. Во-вторых, с помощью полиции, которая станет наблюдать за исполнением этих законов. Так формируется новая политическая культура, которую называют обычно регулярным, или полицейским государством. Необходимо подчеркнуть, что словосочетание «полицейское государство» еще не обрело того значения, какое оно имеет в наши дни, поскольку люди еще не накопили негативный опыт жизни в подобном государстве.
Изменение представлений о происхождении государства и его назначении привели к переосмыслению и роли государя. Теперь она так же мыслилась как служение «общему благу».

Меняется и характер взаимоотношений с подвластным государю населением. Еще в 1682 г. царь Федор Алексеевич запретил уподоблять царя Богу. В 1701 г. Петр рядом указов запретил в челобитных подписываться холопами и уменьшительными именами, падать перед царем на колени и снимать шапку перед царским дворцом. «Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству», — требовал он. Впрочем, уже вскоре была введена новая форма прошений на царское имя, которые предписывалось заканчивать формулой «Вашего царского величества нижайший раб». Распространив на все население страны единую форму обращения к государю, Петр законодательно закрепил представление обо всех жителях как своих подданных. Идея подданнства заменила собой идею принадлежности государю.

Заимствование идей западноевропейской философской и социологической мысли в России имело свою специфику. Понятие «общего блага» оказалось в центре идеологии петровского времени как высшая цель, ради которой трудится государь и должны трудиться подданные. Эта идея нашла отражение уже в «Манифесте о вызове иностранцев в Россию» 1702 г., где царь обещал «таким образом правительствовати, дабя всяк и каждый из наших верных подданных чувствовати мог, како наше единое намерение есть о их благосостоянии и приращении усердно пещися».

Таким образом, уже в петровское время идея государства, державности обретает самоценность. Государство, основанное на неограниченной монархической власти милитаристского характера и принуждающее подданных служить себе, рассматривается как высшая ценность, что, в свою очередь, ведет и к прямо противоположному процессу — постепенному отчуждению народа от государства, порождая традиционные для последующих веков русской истории страх людей перед государственной машиной и недоверие к власти.

Идея государства и, соответственно, государственной безопасности получила дальнейшее развитие, когда положения, выработанные философами-рационалистами XVII в. были дополнены учением европейских просветителей, составившим основу политической доктрины императрицы Екатерины II. В центре нового учения оказалось понятие закона и законности, а целью политики Екатерины стало создание «законной монархии», т.е. государства, в котором все прерогативы власти, как, впрочем, и права, обязанности и привилегии подданных, имели бы законодательное оформление. На обязательном исполнении закона должна была основываться вся общественная и частная жизнь. В свою очередь, именно в создании разумных и справедливых законов и тем самым обеспечении «блага», «блаженства» и «безопасности» народа видела императрица свою важнейшую задачу.

Безопасность государства рассматривалась не только как защита его рубежей и внешнеполитических интересов, но и как предотвращение внутренних потрясений, что среди прочего предполагалось обеспечить установлением законодательных пределов власти всех государственных институтов. Еще одной темой, вышедшей в это время на первый план, была идея о том, что безопасность государства есть по своей сути безопасность общества, которая, в свою очередь, складывается из обеспечиваемой законом безопасности каждого из его членов, основанной на сознательном ограничении свободы по принципу: «Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют». В Наказе Уложенной комиссии — своем самом важном программном документе — Екатерина писала: «Государственная вольность во гражданине есть спокойство духа, происходящее от мнения, что всяк из них собственною наслаждается безопасностию; и чтобы люди имели сию вольность, надлежит быть закону такову, чтоб один гражданин не мог бояться другого, а боялись бы все одних законов».

Эволюция представлений о государственной безопасности в XVIII в. была теснейшим образом связана и с развитием военного дела. В результате реформ Петра Великого в России появляется регулярная армия, основанная на рекрутском наборе.

Однако созданная Петром I система имела существенный изъян: содержание огромной армии и активная внешняя политика зачастую оказывались не по карману бедной ресурсами стране. Впервые подушную подать собирали в 1724 г., а когда осенью следующего года, т.е. уже после смерти Петра I, подсчитали результаты, то обнаружилось, что собрали лишь примерно половину того, на что рассчитывали. Но еще раньше генерал-прокурор Сената П.И. Ягужинский представил Екатерине I записку о состоянии государственных дел, в которой констатировал, что страна находится в критическом положении, связанном прежде всего с обнищанием населения. Ягужинский предлагал ряд конкретных мер для, как он писал, «целости государства и народа». Их реализация выпала на долю Верховного тайного совета, который к январю 1727 г. подготовил указ, в котором однозначно констатировалось: «Понеже армия так нужна, что без нее государству стоять невозможно… того ради и о крестьянех попечение иметь надлежит, ибо солдат с крестьянином связан, как душа с телом, и когда крестьянина не будет, тогда не будет и солдата».

Представление о государственной безопасности на протяжении всего XVIII в. постепенно менялось, приближаясь к современному — как основанной на правопорядке общественной, национальной безопасности, обеспечивающей безопасность каждого отдельного гражданина. Одновременно приходит и понимание того, что безопасность государства обеспечивается взаимодействием общества и государственных институтов, которые не могут существовать отдельно друг от друга. Постепенно такие идеи находят воплощение и в законодательстве.

XVIII век — это и время создания в России специальных органов политического сыска и полиции. Как уже упоминалось, обычной практикой предшествующего XVII в. были специальные сыскные комиссии по политическим делам. Эта практика продолжалась и в первые годы правления Петра I.

Так, для расследования стрелецкого бунта 1698 г. было образовано целых десять следственных комиссий. Однако показательно, что одну из них, главную, возглавлял князь Ф.Ю. Ромодановский — доверенное лицо царя и одновременно глава Преображенского приказа. Именно Преображенский приказ и стал вскоре первым специальным ведомством политического сыска.

Преображенский приказ вырос из Преображенской потешной избы, созданной еще в 1686 г. После 1689 г., когда из «потешных» были сформированы Преображенский и Семеновский полки, для управления ими создали Преображенскую и Семеновскую съезжие избы при главенстве первой.

Однако уже в 1695 г. в документах появляется наименование «Преображенский приказ», а его функции стали включать в себя следствие и суд по важнейшим уголовным делам, а также полицейский контроль за порядком в Москве. С 1697 г., когда царь отбыл в Великое посольство, глава Преображенского приказа Ромодановский фактически возглавил управление страной, причем сохранились сведения, что перед отъездом Петр специально поручил ему сыск по политическим делам. Преображенский приказ сыграл и центральную роль в стрелецком розыске 1698 г., а указом царя 1702 г. за ним было закреплено исключительное право ведения следствия и суда по всем совершенным на территории страны политическим преступлениям. Это означало, что стоило кому-либо лишь произнести магическую фразу «Слово и дело государево», как он тут же подлежал аресту и отсылке в Преображенский приказ.

С учетом того, что функции Преображенского приказа никогда не ограничивались лишь политическим сыском, а были весьма широки, штат приказа выглядел весьма скромно: два дьяка, 5—8 подьячих и несколько десятков прикомандированных к Приказу офицеров и солдат гвардии, которые среди прочего несли караульную службу, охраняли царский зверинец и ведали охотничьим хозяйством государя. Не случайно поэтому уже во второй половине 1710-х гг. Преображенскому приказу пришлось отчасти разделить монополию на сыск по политическим преступлениям с так называемыми «Майорскими канцеляриями». По большей части они создавались как временные следственные комиссии, однако на практике становились постоянно действующими центральными учреждениями, причем первоначально подотчетными лишь непосредственно царю.

И только после коллежской реформы они были подчинены Сенату. Свое название эти учреждения получили потому, что по большей части их возглавляли майоры гвардии. Появление Майорских канцелярий было связано с важной проблемой — взяточничеством и казнокрадством. Объем подобного рода преступлений был столь велик, что Преображенский приказ справиться с необходимыми расследованиями был не в состоянии. Деятельность Майорских канцелярий была в основном свернута в 1724 г., когда Петр завершил реформу административного управления. Однако раньше возникло еще одно учреждение — Канцелярия тайных розыскных дел, более известная как Тайная канцелярия.

Тайная канцелярия во главе с П.А. Толстым была учреждена Петром I в Москве в феврале 1718 г. для следствия по делу царевича Алексея Петровича — первоначально как временная комиссия. Однако уже в следующем месяце канцелярия переехала в Петербург, оставив в Москве свой филиал, и таким образом постепенно превратилась в постоянное учреждение центрального управления. До 1720 г. Тайная канцелярия действовала параллельно с Преображенским приказом, но затем их функции были разграничены. Тайной канцелярии был поручен сыск и суд по политическим преступлениям в Петербурге и ближайших к нему городах, а Преображенскому приказу — на всей остальной территории страны. Поначалу Тайная канцелярия не подчинялась даже Сенату. Напротив, все другие учреждения обязаны были исполнять ее указания. Однако в 1724 г. царь повелел Тайной канцелярии сдать дела в Сенат, по-видимому, предполагая превратить ее в одну из сенатских канцелярий. Однако из-за смерти Петра I эта реформа до конца доведена не была. Но в 1726 г. в деятельности Тайной канцелярии все же была поставлена точка, когда ее функции были переданы Преображенскому приказу и Верховному тайному совету.

В течение нескольких последующих лет сыск и суд по политическим делам осуществлялся преимущественно именно этими учреждениями. Однако, поскольку Совет также стремился к монополии власти, Приказ в Москве стал не нужен и в 1729 г. был ликвидирован. С восшествием на престол императрицы Анны Иоанновны (1730) настал час и Верховного тайного совета и тогда, в 1731 г. была воссоздана Тайная канцелярия, причем она унаследовала от Преображенского приказа и статус центрального учреждения, и бюджет, и архив.

Таким образом, изначально этому органу политического сыска, главному и единственному на тот момент ведомству по охране государственной безопасности, был придан особый статус в системе органов государственной власти, делавший его деятельность фактически бесконтрольной.

Штат Тайной канцелярии был невелик — всего 6—8 подьячих, потому для расследования особо важных дел, связанных с заговорами, в которых были замешаны видные сановники, и в аннинское, и в елизаветинское время создавались специальные комиссии, в состав которых включался и глава Тайной канцелярии. Так, расправляясь со своими политическими противниками, Анна Иоанновна в 1734 г. создала следственную комиссию по делу А.А. Черкасского, в 1736 г. — по делу Д.М. Голицына, в 1738 г. — по делу Долгоруких, а в 1740 г. — по делу кабинет-министра А.П. Волынского и его соратников. В правление Анны Леопольдовны подобным же образом расследовались дела Э. Бирона и А.П. Бестужева-Рюмина, а при Елизавете Петровне — сперва А.И. Остермана, Б.Х. Миниха и К. Левенвольде, а затем Лопухиных, Лестока и канцлера А.П. Бестужева-Рюмина.

Как можно видеть, все учреждения политического сыска, создававшиеся в первой половине XVIII в., возглавлялись лицами, пользовавшимися особым доверием государя, а сами учреждения неизменно получали в системе управления особый статус. С одной стороны, это было вполне естественно, ведь речь шла о самом важном — безопасности государства, борьбе с наиболее опасными для власти преступниками, сохранении государственной тайны. С другой, все русские государи этого времени проявляли к политическим делам особый интерес, нередко лично участвовали в следствии, вмешивались в его ход, знакомились с показаниями обвиняемых, выносили им приговоры.

В феврале 1762 г. указом Петра III Тайная канцелярия была ликвидирована. Император руководствовался различными мотивами. Во-первых, на протяжении долгого царствования Елизаветы Петровны он сам, как и все другие русские люди того времени, испытывал постоянный страх и ненависть перед Тайной канцелярией. Во-вторых, Петр III подражал прусскому королю Фридриху II, также уничтожившему подобное учреждение в своей стране. Ликвидация Тайной канцелярии, естественно, не уничтожила политический сыск как таковой. Но была разрушена ее монополия на расследование преступлений «по первым двум пунктам», с включением в ее юрисдикцию всех сословных групп населения, ставившая это учреждение в особое, по существу внеправовое положение в системе государственной власти. Теперь право предварительного следствия по политическим преступлениям получили местные органы власти, и лишь по установлении факта преступного деяния обвиняемый передавался в Сенат, который продолжал расследование и решал судьбу преступника. Уже в 1760-е гг. число дел политического характера по сравнению с предшествующим десятилетием резко сократилось: с 2413 до 1246. В 1770-е гг. было расследовано всего 1094 дела, а в 1780-е — 992.

Новый порядок следствия и суда по политическим преступлениям сложился, однако, не сразу. Прошло несколько месяцев, прежде чем Екатерина II сперва подтвердила указ о ликвидации Тайной канцелярии, а затем создала Тайную экспедицию Сената. После того как в следующем году была осуществлена реформа Сената, Тайная экспедиция специальным указом была подчинена Первому департаменту и, таким образом, теперь ею руководил непосредственно генерал-прокурор. Таким образом прокуратура, учрежденная в свое время Петром I как орган контроля за соблюдением закона государственными служащими, впервые получила в свое распоряжение хоть и небольшой следственный аппарат. Непосредственным распорядителем дел Тайной экспедиции был ее обер-секретарь, в подчинении у которого было 24 канцелярских чиновника. Более двадцати первых лет существования Тайной экспедиции эту должность занимал С.И. Шешковский. Впрочем, и при Екатерине II создавались специальные следственные комиссии для расследования наиболее значимых политических дел, как, например, дела В.Я. Мировича, Е.И. Пугачева и его сподвижников, А.Н. Радищева, Н.И. Новикова и Т. Костюшко.

В России XVIII в. право еще не существовало как самостоятельная сфера общественной деятельности. В стране не было системы юридического образования, а соответственно, не было и профессиональных юристов. В этих условиях не могло быть и речи о существовании адвокатуры, да и вообще каких-либо частных лиц, занимающихся юридической практикой. Вот почему любой процесс по уголовному делу изначально носил обвинительный характер, а произвол и коррупция среди вершителей правосудия, несмотря на все попытки государства бороться с корыстолюбием судей, были поистине безграничны.

Вплоть до последней четверти XVIII в. судебные функции имели почти все органы исполнительной власти. Практически при всех учреждениях имелись «колодничьи избы» для содержания заключенных, а в штате — палач для производства пыток и вершения наказания. Самостоятельная судебная система стала формироваться лишь после 1775 г. в рамках губернской реформы Екатерины II.