Характеристика основных этапов конституционного развития.


Место отрасли конституционного права в системе отраслей права.

КП является ведущей отраслью права в системе права РБ.

Конституционное право наряду с административным, гражданским, уголовным, финансовым и рядом иных отраслей является основной отраслью права, т.к. оперирует правовыми нормами, порожденными в недрах самой отрасли. Помимо основных отраслей существуют комплексные отрасли, которые используют правовые нормы, заимствованные из основных отраслей права.

Специфика конституционного права среди иных правовых отраслей определяется следующим:

1. Конституционное право занимает центральное, ведущее место во всей правовой системе страны в силу значимости общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

2. Нормы конституционного права являются исходными, главными, основными для других отраслей права, закрепляют их ведущие принципы.

Ø Конституционное право устанавливает экономическую систему, основу которой составляет разнообразие форм собственности и их равную защиту государством. Положения Конституционного права по этим вопросам являются исходными для гражданского права.

Ø Конституционное право закрепляет обязанности граждан соблюдать Конституцию, исполнять законы, а также нести всеобщую воинскую обязанность. Данные положения являются основополагающими для уголовного права.

Ø В Конституционное право входят нормы, определяющие принципы организации и деятельности судов и прокуратуры. Они устанавливают основы уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

3. Конституционное право регулирует общественные отношения, которые являются основополагающими для всех областей жизни, для устройства общества и государства.

4. Основы всех сфер общественной жизни в комплексе регулируются только конституционным правом.

5. КП является ядром не только системы права, но и всей национально-правовой системы.

Иные отрасли права в своих правовых нормах развивают и детализируют конституционно-правовые нормы для регулирования общественных отношений специфичных для каждой конкретной отрасли.

 

История конституционного законодательства Беларуси тес-нейшим образом связана с историей советского общества и госу-дарства, прошедших в своем развитии ряд ярко выраженных эта-пов, каждый из которых характеризовался новыми явлениями в от-ношениях между классами и социальными группами, уровнем экономики, распределении компетенции между Союзом и рес-публиками, полномочиях и направлениях работы государственных органов и т.д. Эти коренные изменения, происходившие в стране, требовали конституционного закрепления. При этом следует отме-тить, что Конституции Республики Беларусь (впрочем, как и иных бывших советских республик) всегда принимались после принятия соответствующей новой Конституции СССР.

В течение советского периода времени в Беларуси было принято четыре Конституции (1919, 1927, 1937 и 1978 гг.). Каж-дые из этих Конституций имели свои характерные особенности, о чем будет сказано ниже. В то же время им был присущ и ряд об-щих моментов. В частности, они носили классовый характер

(в особенности первые три), закрепляли в качестве господствую-щей лишь одну идеологию – марксизм-ленинизм, исключали многопартийность, многообразие форм собственности. В этих конституциях не отражались положения важнейших междуна-родных актов о правах и свободах личности, не провозглашался приоритет общепризнанных принципов международного права. Многие их нормы носили декларативный характер и не имели прямого действия на практике, иногда некоторые нормативные акты реально имели верховенство перед Конституцией.

Первая Конституция Беларуси была принята 3 февраля 1919 года Первым Всебелорусским съездом Советов. Конституция юридически закрепила образование БССР. Она была небольшой по объему: состояла из Декларации прав трудящегося и экс-плуатируемого народа и трех разделов. В ней провозглашено полновластие Советов, создана новая система государственных органов. Высшим органом власти в БССР объявлялся Всебело-русский съезд Советов, а в период между съездами – избираемый съездом ЦИК, который являлся одновременно высшим законода-тельным, распорядительным и контролирующим органом. Функ-ции правительства возлагались на Великий президиум, который формировался ЦИКом. Была отменена частная собственность на землю, вводилась всеобщая трудовая повинность.

Белорусская Конституция восприняла основные идеи и принципы Конституции БССР 1919 г. Из всех Конституций БССР она была в наибольшей степени идеологизированной, напрямую утверждала диктатуру пролетариата, открыто признавала приме-нение насилия в целях утверждения нового социалистического строя.

Некоторые Положения Конституции содержали и позитив-ные моменты. Так, провозглашалась свобода религиозной и ан-тирелигиозной пропаганды, предусматривалось право трудящихся на публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия), закреплялось равенство независимо от расовой или национальной принадлежности. В качестве государственных объявлялись четыре языка – белорусский, русский, польский и еврейский.

Однако в целом Конституция БССР 1919 года характеризу-ется как Конституция революционного типа, принимаемая в ре-зультате насильственного изменения общественного и государ-ственного строя и отвергающая все прежние правовые установ-ления, существовавшие до революции.

Вторая Конституция была принята 11 апреля 1927 года VII Всебелорусским съездом Советов рабочих, крестьянских и крас-ноармейских депутатов. Основной причиной ее принятия явилось образование к этому времени СССР (30 декабря 1922г.). 31 января 1924 года была принята первая союзная Конституция, явившаяся основой для принятия республиками, вошедшими в состав СССР, своих Основных Законов.

Конституция 1927 года в значительной степени сохранила черты преемственности Конституции БССР 1919г. Она провоз-глашала республику государством диктатуры пролетариата, вся власть в котором принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. «Не трудящиеся» лишались избира-тельного права, им запрещалось участвовать и проводить обще-ственные массовые мероприятия. Почетное право защищать ре-волюцию имели только рабочие и крестьяне (трудящиеся).

В Конституции регламентировалась деятельность высших органов власти и управления: Всебелорусского съезда Советов, ЦИКа, Президиума ЦИКа, Совета Народных Комиссаров, а также местных органов власти и управления. В последующем в Конституцию вносились лишь частичные незначительные изменения.

К середине 30-х годов в СССР были построены т.н. основы социализма, было объявлено о полной ликвидации эксплуататор-ских классов и невозможности реставрации капитализма. Насту-пивший новый этап в развитии общества предполагал необходи-мость и конституционных изменений. Текст новой Конституции СССР был подготовлен конституционной комиссией во главе со Сталиным И.В., после чего она была опубликована для всенарод-ного обсуждения (что было сделано впервые), которое продолжа-лось более 5-ти месяцев. 5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов СССР утвердил новую Конституцию, вошедшую в историю как «сталинская».

Вскоре, 19 февраля 1937 года была принята и новая, третья по счету, Конституция БССР. Это было сделано на VII чрезвы-чайном съезде Советов БССР. Высшим органом власти в респуб-лике провозглашался Верховный Совет, который избирал Прези-диум и создавал Правительство – Совет Народных Комиссаров

(в 1946 г. был переименован в Совет Министров). В Конституции был отражен факт победы социализма, государство социалисти-ческой системы хозяйствования, перерастание диктатуры проле-тариата в общенародное государство, провозглашено всеобщее избирательное право (т.е. его получили и т.н. «нетрудящиеся»), закреплено равенство граждан, расширен круг прав и свобод личности. Конституция содержала и ряд других прогрессивных положений.

Вместе с тем, многие положения Конституции только де-кларировались и на практике не реализовывались, в особенности это относится к политическим правам граждан. Например, в ней провозглашались свобода печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Однако на самом деле все это серьезно наказывалось, вплоть до ареста и смертной казни – если участники соответствующих мероприятий в чем-то проявляли недовольство и их мнения расходились с установками правящего режима.

Четвертая Конституция БССР была принята Верховным Советом БССР 14 апреля 1978 года. К этому времени в 1977 году была принята очередная (и последняя) Конституция СССР, в ко-торой было провозглашено построение развитого, зрелого социа-листического общества и создание «общенародного государства». В качестве цели указывалось на построение «бесклассового коммунистического общества». В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль компартии. Эти положения нашли отражение и в Конституции БССР. В целом по своему со-держанию эта Конституция была более прогрессивной и совер-шенной по своему строению в сравнении с предыдущим Основным Законом. В частности, в ней впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение. Конституция впервые утверждала в преамбуле (в предыдущих конституциях она отсут-ствовала), что ее принимает и провозглашает народ БССР. В Конституции впервые содержалась норма о суверенитете БССР, правда на практике в тех условиях его реализовать было нереаль-но.

Конституции БССР 1978 года был присущ и ряд недостатков. К примеру, в ней отсутствовал механизм реализации ряда положений; в качестве главной силы в обществе и государстве сохранялась компартия, органы государственной власти были по существу ее придатком. В 1989-90гг. в Конституцию были внесе-ны ряд серьезных изменений, направленных на ее демократизацию. В частности, эти изменения коснулись порядка организации и деятельности Советов депутатов, в т.ч. Верховного Совета и его Президиума, ликвидирована монополия компартии. Однако эти изменения уже не могли повлиять и остановить нараставшие в стране процессы, в результате которых СССР вскоре прекратил свое существование. А вместе с этим прекратили свое действие и Конституции как Союза, так и входивших в его состав республик.

Основные черты и особенности Конституции Республики Беларусь, принятой 15 марта 1994 года

С распадом СССР перед бывшими союзными республиками встал вопрос о необходимости принятия новых национальных Конституций, которые закрепили бы произошедшие изменения и определили ориентир на будущее. Первая Конституция незави-симой Беларуси была принята 13-ой сессией Верховного Совета 12-го созыва 15 марта 1994 года, а вступила в законную силу

30 марта того же года. С принятием данной Конституции бело-русское государство вступило в новый этап своей истории.

Новые конституции обычно являются более прогрессивны-ми, чем прежние. Это – закон эволюции, согласно которому новые формы оказываются чаще всего более совершенными, чем отжившие, т.к. они аккумулируют в себе все лучшее от старых форм.

Конституция Республики Беларусь 1994 года точно также представляет собой синтез всего лучшего, что накоплено много-вековой историей белорусской государственности. Новая Кон-ституция, как сказано в ее преамбуле, принимается от имени народа, исходя из ответственности за настоящее и будущее Бела-руси, с осознанием себя полноправным субъектом мирового со-общества. При этом ставятся такие гуманные цели, как: стремление утвердить права и свободы каждого гражданина Республики Беларусь, обеспечить гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства. Эти побудительные мо-тивы и составляют истоки Конституции Республики Беларусь, определяют ее демократический характер, гуманное содержание и в конечном итоге ее преимущества перед ранее действовавшей Конституцией.

Конституция 1994 года вобрала в себя все лучшее, что было наработано теорией и практикой конституционного строительства стран с устойчивыми демократическими традициями. Она закрепила в конституционных нормах ряд общепризнанных принципов международного права. Республика Беларусь провоз-глашена демократическим государством, в котором человек явля-ется высшей ценностью общества, обеспечение прав и свобод граждан есть высшая цель государства. Конституция получила положительную оценку международных экспертов в области конституционного права. В ходе разработки проекта Конституции было подготовлено около трех десятков ее вариантов. В печати публиковались три проекта Конституции, что позволило провести их широкое и обстоятельное обсуждение, проанализировать и учесть поступившие замечания и предложения. Это был настоящий научный поиск оптимального варианта Конституции. В архивах Национального собрания содержатся тысячи отзывов, рецензий, поправок и предложений на проект Конституции, по-ступивших от различных органов власти, научных учреждений и учебных заведений, международных организаций, правовых цен-тров ближнего и дальнего зарубежья, от рядовых граждан.

Наиболее характерные особенности Конституции:

1. Принятая 15 марта 1994 года Конституция стала первой Конституцией независимой Республики Беларусь. Ее отличие от действовавшей ранее Конституции 1978 года в том, что она лега-лизировала переход нашего общества от командно-административной системы власти к управлению обществом по-средством закона;

2. Республика Беларусь впервые в истории провозглашает-ся как унитарное демократическое социальное правовое государ-ство;

3. Одной из особенностей Конституции Республики Бела-русь является более полное закрепление в ней прав и свобод лич-ности. Она содержит ряд новых прав и свобод, а многие привыч-ные нам права и свободы получили дальнейшее развитие. Но самое главное – Основной Закон содержит надежный гарантийный механизм их реализации;

4. Конституция Республики Беларусь закрепляет новую систему органов государственной власти. Впервые в истории Бе-ларуси учреждается должность Президента как Главы государства. Для осуществления контроля за конституционностью нор-мативных актов впервые в Беларуси образован Конституционный суд. Он должен стать гарантом соблюдения Конституции. Кон-ституция Республики Беларусь 1994 года имеет и другие особен-ности, с которыми мы познакомимся, когда будем рассматривать последующие темы курса.

Основные изменения, внесенные в Конституцию Респуб-лики Беларусь на референдуме 24 ноября 1996 года:

1. Учрежден новый законодательный орган – Национальное Собрание (вместо Верховного Совета);

2. Учрежден новый контрольный орган – Комитет госу-дарственного контроля (вместо Контрольной палаты);

3. Конституционный Суд включен в систему судебной власти (ранее входил в систему органов контроля и надзора);

4. Закреплен более широкий круг прав и свобод человека и гражданина;

5. Установлен более жесткий и справедливый принцип разделения властей;

6. Русскому языку, наряду с белорусским, придан статус государственного;

7. Изменились место и роль Президента Республики Бела-русь в государственном механизме как Главы государства, рас-ширена его компетенция.