Примерный перечень вопросов для подготовки к итоговому занятию.


Организация общественно-государственной подготовки в части, подразделении.

Планирование занятий по ОГП осуществляется в соответствии с Типовыми учебные планами, разрабатываемыми Главным управлением воспитательной работы Вооруженных Сил РФ на каждый учебный год. В них определяются темы, обязательные для изучения всеми категориями военнослужащих, а также время и формы проведения учебных занятий.

Органами воспитательной работы видов Вооруженных Сил, родов войск, главных и центральных управлений Министерства обороны, военных округов (флотов), объединений, соединений, воинских частей (кораблей 1 ранга) указанные планы дополняются и конкретизируются с учетом специфики решаемых задач, обстановки в районах дислокации войск (сил), уровня подготовки военнослужащих, степени психологических и физических нагрузок на личный состав и других факторов. Это осуществляется путем включения дополнительных тем за счет резерва учебного времени, внесения необходимых дополнений (уточнений) в установленные темы занятий, перераспределения рекомендуемых учебных часов между темами и формами занятий, изменения рекомендуемых форм и методов их проведения.

Оставшийся резерв учебного времени в обязательном порядке используется в течение учебного года (периода обучения) для решения вновь возникающих учебных и воспитательных задач. Порядок и нормы использования резерва учебного времени в подчиненных войсках (силах) устанавливаются органами воспитательной работы видов ВС, родов войск, военных округов (флотов), объединений и им равных.

В соответствии с типовыми учебными планами и методическими указаниями, поступившими из вышестоящих органов военного управления, а также установленным на год (период обучения) объемом учебных часов, в полку (на корабле) составляются календарные учебные планы занятий по ОГП, которые утверждаются командиром и включаются отдельным разделом в планы боевой (командирской) подготовки.

Занятия по ОГП организуются на основе приказа командира в соответствии с календарными учебными планами. Они проводятся командирами (начальниками), должностными лицами воспитательных структур и руководителями учебных групп, назначаемыми из числа наиболее подготовленных военнослужащих, имеющих склонность к информационно-воспитательной работе. Для проведения занятий по наиболее сложным и актуальным вопросам государственного и военного строительства предполагается приглашение представителей органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, преподавателей военных и гражданских учебных заведений, других специалистов.

Занятия по ОГП офицеров планируются и проводятся по ти­повому учебному плану из расчета 6-ти учебных часов в месяц, в том числе 3-х часов в дни командир­ской подготовки. Группы ОГП офицерского состава, как правило, соответствуют группам командир­ской подготовки. От плановых занятий освобожда­ются руководители учебных групп ОГП и военнослужащие (слушатели), обучаю­щиеся в высших военно-учебных заведениях.

Занятия с прапорщиками (мичма­нами) проводятся по типовому учебному плану еженедельно по 2 часа в утреннее время в дни, установленные приказом ко­мандира воинской части. Группы прапорщиков (мичманов), как правило, создают­ся в масштабе воинской части (ко­рабля). Прапорщики (мичманы), имею­щие высшее образование, а также находящиеся на офицерских долж­ностях, по решению командира во­инской части могут заниматься в соответствующих группах офицер­ского состава.

Занятия с солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прохо­дящими военную службу по конт­ракту, проводятся еженедельно по 2 часа в утреннее время в дни, уста­новленные приказом командира воинской части.

Занятия по ОГП с солдатами (матросами), сержантами (старшинами) проводятся:

¨ в течение всего учебного года два раза в неделю по 2 часа в утреннее время лекционно-семинарским методом или методом рассказа-беседы (в зависимости от уровня общеобразовательной подготовки личного состава, сложности изучаемого материала и условий несения службы);

¨ на кораблях и в береговых базах корабельных соединений Военно-Морского Флота - один раз в неделю по 3 часа.

В частях, где боевая подготовка солдат (матросов), сержантов (старшин), проходящих службу по контракту, организована в отдельных группах, занятия по ОГП с ними проводятся по учебным планам для военнослужащих, проходящих службу по призыву. При необходимости, такие планы могут корректироваться решением командира части с учетом предшествующей подготовки обучаемых.

Общественно-государственная подготовка солдат (матросов), занимающихся по программе совершенствования военной подготовки, полученной до призыва на военную службу, и общевойсковой подготовки молодого солдата (матроса), проводится в отдельных группах по соответствующему учебному плану.

Занятия по ОГП с военнослужащими-женщинами, проходящими военную службу на должностях солдат (матросов), сержантов (старшин), организовываются и проводятся в составе учебных групп штатных подразделений, со­ответствующих их должностям и воинским званиям. По решению вышестоящего органа воспитатель­ной работы военнослужащие-жен­щины могут быть объединены в от­дельную группу. Занятия для них проводятся по учебному плану общественно-государственной подго­товки прапорщиков (мичманов) один раз в неделю в утреннее время по 2 часа.

С гражданским персоналом заня­тия проводятся не менее 1 часа в месяц по планам командиров во­инских частей, начальников предп­риятий, учреждений и организаций Министерства обороны Российс­кой Федерации методом информи­рования и изучения социально-по­литических, экономических и пра­вовых вопросов с учетом специфи­ки выполняемых ими задач.

В ходе учений, полевых (морских) выходов (походов) занятия проводятся в зависимости от конкретной обстановки, но не менее одного часа в неделю, методом рассказа-беседы по очередным темам ОГП, или по специальным учебным планам, разрабатываемым органами воспитательной работы видов Вооруженных Сил, военных округов (флотов), родов войск или объединений, войска (силы) которых выполняют указанные задачи. При этом тематика учебных планов как можно теснее увязывается с решением практических задач и доводится до руководителей групп заблаговременно. Занятия могут проводиться и по темам, непосредственно относящимся к тактическим учениям, другим задачам, которые предстоит выполнить личному составу в период полевого выезда.

При приведении войск (сил) в боевую готовность и в боевой обстановке ОГП организуется в соответствии с требованиями документов, регламентирующих их деятельность в особый период.

Формирование учебных групп ОГП в полку (на корабле) организуется заместителем командира по воспитательной работе (офицером по ОГП и информированию) и осуществляется в период планирования боевой подготовки части на период обучения. Оно предусматривает:

§ определение состава и численности учебных групп, а также мест проведения занятий;

§ подбор руководителей групп и определение их заместителей;

§ подбор помощников руководителей учебных групп.

Учебные группы комплектуются в соответствии с организационно-штатной структурой полка (корабля), в основном в составе подразделений. При этом не допускается создание малочисленных групп (менее 10 человек) и групп с числом слушателей более 30 человек. Как показывает практика:

— группы солдат (матросов) при наличии полного штата личного состава создаются по взводам и им равным подразделениям (группам, башням);

— группы сержантов (старшин) - по ротам или батальонам (батареям, боевым частям);

— группы прапорщиков (мичманов) и офицеров - по батальонам (дивизионам, боевым частям) или в масштабе части (корабля 3 ранга). При этом в управлении соединения, полка (корабля) создаются отдельные группы старших и младших офицеров.

Если учебные группы формируются из нескольких мелких структурных подразделений и служб, то в приказе командира части их состав определяется персонально.

Руководителями учебных групп ОГП назначаются командиры (начальники), их заместители, начальники служб и другие, наиболее подготовленные в теоретическом и методическом отношении офицеры (прапорщики), склонные к информационно-воспитательной работе:

¨ в группах солдат (матросов) - командиры взводов (групп, башен), заместители командиров рот по воспитательной работе;

¨ в группах сержантов - командиры рот (батарей, боевых частей), офицеры управления батальона;

¨ в группах прапорщиков - заместители командиров батальонов (кораблей 3 ранга) по воспитательной работе. В объединенных группах прапорщиков при управлении частей и соединений - офицеры по ОГП и информированию, психологи полков, другие офицеры полкового звена.

¨ в группах офицеров - командиры частей (кораблей), их заместители по воспитательной работе, командиры линейных батальонов (дивизионов кораблей 4 ранга).

Особое внимание уделяется подбору руководителей смешанных учебных групп, укомплектованных военнослужащими нескольких подразделений.

Одновременно с руководителем группы для выполнения его обязанностей в случае убытия в командировку, отпуск и т.п. осуществляется подбор заместителя руководителя учебной группы, который также назначается приказом по части. Обычно заместителем определяется один из офицеров данного подразделения (или управления части), в основное время занимающийся в составе слушателей другой группы.

Помощники руководителей учебных групп подбираются из числа наиболее подготовленных, исполнительных и добросовестных обучаемых, имеющих высокий авторитет в коллективе и хорошую успеваемость по всем предметам боевой подготовки, обладающих необходимыми организаторскими способностями. С каждым из них предварительно беседуют заместители по воспитательной работе, разъясняя задачи и обязанности.

Теоретическая и методическая подготовка руководителей групп осуществляется в организованных формах обучения и самостоятельно.

К организованным формам подготовки руководителей групп ОГП относятся 2-х дневные учебно-методические сборы перед началом каждого периода обучения и ежемесячные 2 - 3- часовые инструктивно-методические занятия.

Двухдневные учебно-методические сборы с руководителями групп ОГП планируются и проводятся в соединениях, частях (на кораблях) или гарнизонах перед началом каждого периода обучения. В ходе их проведения предусматривается подведение итогов ОГП за прошедший период обучения, выступления вышестоящих командиров (начальников) по актуальным проблемам военного строительства, задачам боевой подготовки на учебный год (период обучения), состоянию правопорядка и воинской дисциплины и роли руководителей групп ОГП в ее укреплении, сплочении воинских коллективов. Нередко на сборах выступают представители местных органов государственной власти и правоохранительных органов, ученые, деятели культуры и искусства. До руководителей доводятся организационно-методические указания начальника ГУВР ВС РФ и типовые учебные планы ОГП на учебный год (период обучения), читаются инструктивно-методические лекции по первым трем темам предстоящего периода обучения, а также лекции и доклады, связанные с тематикой ОГП, по вопросам истории и военной политики государства, воинского воспитания, педагогики и психологии. Большое внимание уделяется проведению показных семинарских занятий по одной из тем учебного плана, обмену опытом работы лучших методистов-руководителей групп, организации экскурсий на оборонные предприятия, по историческим и памятным местам, музеям и другим мероприятиям.

Инструктивно-методические лекции, читаемые в ходе сборов, носят учебно-показательный характер, полностью раскрывая содержание темы. Поэтому к их подготовке и проведению привлекаются наиболее опытные методисты из числа офицеров управления соединения.

Инструктивно-методические занятия (ИМЗ) проводятся в воинских частях (на кораблях) не реже одного раза в месяц по 2 - 3 часа под руководством заместителей командиров частей (кораблей) по воспитательной работе или офицеров по ОГП и информированию.

Главная задача ИМЗ – оказать практическую помощь руководителям групп ОГП в их самостоятельной подготовке к очередным занятиям. Основу занятий составляют инструктивно-методические лекции по тематике ОГП на предстоящий месяц, обсуждение их содержания и методики проведения, подготовки и использования технических средств обучения и воспитания, наглядных пособий, обзор рекомендуемой к темам учебно-методической, художественной и мемуарной литературы, информация о положительном опыте и недостатках в организации ОГП в истекшем месяце.

Как правило, ИМЗ планируются и проводятся в конце текущего месяца, за 7-10 дней до начала изучения первой плановой темы следующего месяца со слушателями. Такой срок дает возможность каждому руководителю изучить всю рекомендованную литературу, составить конспект, продумать методику проведения занятия, подготовить дополнительные наглядные пособия, технические средства обучения. При этом по каждой теме, рассматриваемой на ИМЗ, планируются выступления двух руководителей, один из которых является основным, а второй оценивает и, при необходимости, дополняет рекомендации по проведению занятия.

Учитывая, что в течение одного трехчасового занятия необходимо рассмотреть от трех до пяти учебных тем, планируемых на очередной месяц, инструктивно-методические лекции, читаемые в ходе ИМЗ, носят, как правило, обзорный, информационно-иллюстративный характер, отличаясь от лекций, проводимых на сборах, как по своему объему (20-30 мин.), так и по содержанию. В ходе ИМЗ при обсуждении методики проведения семинарских занятий большое внимание уделяется обучению руководителей групп умению развернуть дискуссию, создавать воспитывающую ситуацию в процессе занятия, поддерживать откровенность и непринужденность в ходе обмена мнениями.

Самостоятельная подготовка руководителей групп осуществляется с использованием материальной базы и возможностей библиотек, имеющихся методических кабинетов и информационно-методических центров, где должны быть методические разработки по очередным темам занятий, пособия, списки и выставки рекомендованной литературы по каждой теме, учебные планы, подшивки газет и журналов.

Для подготовки к занятиям руководителям групп ОГП предоставляется не менее 4 часов служебного времени в неделю. Выделяемые для этой цели дни и время определяются в приказе командира части об организации ОГП на период обучения (как правило, в день, предшествующий занятию).

Командиры и их заместители по воспитательной работе оказывают помощь руководителям групп в подготовке к занятиям, изучении рекомендованной литературы, а также проводят дополнительные мероприятия по более глубокому усвоению изучаемого материала с привлечением библиотеки и клуба части. Общий контроль за организацией самоподготовки руководителей групп, рациональным использованием выделенного служебного времени возлагается, как правило, на офицера по ОГП и информированию. Результатом рационального использования офицером времени самоподготовки является, как правило, составленный им план-конспект проведения очередного занятия.

План-конспект является основным содержательным и организационным документом каждого занятия, элементом контроля готовности руководителя группы к его проведению. Планы-конспекты лекции (рассказа), семинара (беседы) и других форм проведения занятий по каждой теме утверждаются непосредственным командиром (начальником) руководителя группы за 1 - 2 дня до проведения занятия.

План-конспект лекции (рассказа) состоит из 3 частей: вступления, основной части и заключения.

1. Вступительная часть включает в себя следующие вопросы:

- название темы занятий и время, отведенное на ее изучение;

- место темы в учебном плане, ее связь с предыдущим занятием и значение;

- учебные и воспитательные цели занятия. При формулировании учебной цели определяется, какие учебные задачи нужно решить проведением занятий по данной теме: что раскрыть, изложить, какие основные вопросы усвоить. При определении воспитательной цели указывается, воспитанию каких качеств должны способствовать занятия по данной теме (воспитательные цели руководитель занятия слушателям не объявляет);

- метод проведения занятий. Указывается, каким методом будут проведены занятия по данной теме: лекционно-семинарским или методом рассказа-беседы;

- материальное обеспечение лекции. Указывается, какие наглядные пособия, видеофильмы, учебные и политические карты, технические средства будут использованы;

- количество времени, отводимое на лекцию (рассказ), самостоятельную работу и семинар (беседу);

- основные учебные вопросы лекции (рассказа) и распределение времени между ними;

- список и краткая характеристика основной литературы по данной теме, рекомендуемой слушателям для изучения (под запись, при необходимости, с использованием слайда или классной доски).

2. Основная часть, включающая содержание учебных вопросов, а также методические указания (примечания) по ходу занятия:

- последовательность и способы раскрытия основных, наиболее важных вопросов;

- наиболее важные положения по каждому вопросу, которые следует дать под запись;

- пояснения, авторитетные высказывания, дополнительный цифровой и фактический материал, в том числе примеры из жизни части (подразделения) для обеспечения связи теоретических положений с практикой;

- постановочные вопросы к слушателям для облегчения проникновения в суть проблемы, углубления понимания ими стержневых идей темы в ходе направляемого руководителем обмена мнениями;

- место, время и порядок использования технических средств обучения, наглядных пособий, цитат из художественной и мемуарной литературы;

- логические связки-переходы от одного положения к другому, а также между основными учебными вопросами;

- выводы по каждому вопросу.

3. Заключение:

- краткие общие выводы по всей теме;

- ответы на вопросы слушателей;

- основные вопросы (план) предстоящего семинара (беседы);

- задания на самоподготовку (слушателям и помощнику руководителя группы);

- рекомендуемая дополнительная литература и список наглядных пособий;

- необходимые указания и советы по изучению основной и дополнительной литературы;

- информация о мероприятиях воспитательной и культурно-досуговой работы, проводимой в части (подразделении) с целью оказания помощи в изучении данной темы.

Планы-конспекты проведения других форм занятий (самостоятельной подготовки, семинара или беседы) в целом имеют такую же структуру, но отражают соответствующие им цели.

К числу основных форм проведения занятий по ОГП относятся:

1. Преимущественно пассивные (монологовые) - лекция, рассказ.

2. Активные (диалоговые) – самостоятельная работа (подготовка), семинар и групповая беседа, контрольное (итоговое) занятие и др.

Лекция и рассказ - ведущие формы учебы в системе ОГП. Предшествуя, как правило, другим формам проведения занятий, они имеют много общего, сохраняя при этом существенные различия. Проведение учебных занятий в методических рамках этих форм предполагает доведение до обучаемых программного теоретического и фактического материала, раскрытие в диалектической взаимосвязи наиболее сложных вопросов, развитие их творческого мышления. Лекция и рассказ являются основой для организации и проведения последующих учебных занятий.

Самостоятельная работа является одной из важнейших активных форм занятий в системе общественно-государственной подготовки. В ней заложена возможность проявления самостоятельности мышления и творческой активности военнослужащих, что позволяет им глубже разобраться в сути теоретических вопросов, увязать их с жизнью, превратить полученные на лекции знания в моральные установки и личные ценностные ориентации, руководство в практической деятельности.

Структура проведения самостоятельной работы не отличается от других форм занятий по ОГП. Однако имеются особенности содержательного и методического плана.

Семинар и групповая беседа, имея общую педагогическую (учебную и воспитательную) цель, отличаются по методике их проведения. Если на семинаре, как правило, определяются докладчик и его оппоненты, то в ходе групповой беседы, за редким исключением, выступление с докладом не планируется. К тому же на семинаре последовательно обсуждаются основные наиболее сложные вопросы темы, глубоко раскрываются важные теоретические положения, руководитель делает краткие выводы по каждому вопросу и заключительное слово в конце занятия. В ходе же беседы основные вопросы обычно разбиваются на подвопросы, руководитель занятия принимает активное участие в их обсуждении вместе со слушателями и подводит итог по каждому из них.

Основными показателями организованности семинара или беседы выступают высокая активность слушателей, полнота рассмотрения вопросов, точность соблюдения регламента и соответствие расчету времени.

Контрольное (итоговое) занятие является эффективным средством влияния на качество усвоения слушателями пройденного материала. Оно обязательно проводится в конце каждого периода обучения, а также в ходе комплексных проверок или инспектирования частей и подразделений. Основными формами проведения контрольного занятия по ОГП являются зачет с оценкой (устный или письменный опрос), групповая контрольная беседа или итоговый семинар (групповое обсуждение вопросов), индивидуальное собеседование.

Кроме основных, в системе ОГП рекомендуется использовать вспомогательные формы и методы проведения занятий. Их применение продиктовано необходимостью активизировать работу слушателей с различным уровнем общеобразовательной подготовки и зависит от методического мастерства руководителей занятий. Как показывает войсковая и флотская практика, опытные руководители групп в ходе занятий часто используют элементы таких форм и методов их проведения как деловая игра, "круглый стол", "мозговая атака", анализ конкретных ситуаций, викторина и целого ряда других.

Занятия методом “деловой игры” целесообразно проводить в группах ОГП офицерского состава, прапорщиков и сержантов. В его ходе появляется возможность проиграть практически любую конкретную ситуацию в лицах, лучше узнать психологию людей, встать на их место, понять, что ими движет в тот или иной момент реального события. Наибольшую эффективность деловая игра дает при изучении тем психолого-педагогической подготовки, когда моделируется реальная ситуация и обучаемые разрешают ее, применяя полученные знания. Подбор ситуации должен быть тесно увязан с жизнью и задачами, решаемыми воинским коллективом.

Метод "круглого стола” является одним из наиболее популярных и действенных в активизации познавательной деятельности военнослужащих. В его основе лежит идея коллективного обсуждения проблем. Он применяется для проведения занятий после завершения изучения раздела или важной темы учебного плана. Важной особенностью "круглого стола" является возможность реализации в его рамках элементов других методов обучения (в частности, диалог, полемику) и его повышенной информативности.

Метод "мозговой атаки" применяется для коллективного обсуждения и решения конкретных вопросов, прежде всего, в группах офицерского состава, а также в группах прапорщиков (мичманов). Он может использоваться руководителем учебной группы как метод проведения занятия в целом или как фрагмент какого-либо занятия. В первом случае методом "мозговая атака" может проводиться плановый семинар или практическое занятие. Во втором - рассмотрение отдельных наиболее важных учебных вопросов семинара, требующих глубокого коллективного обсуждения.

“Анализ конкретных проблемных ситуаций” представляет собой учебное (устное или письменное) логическое моделирование типичных ситуаций, встречающихся в служебной деятельности, обучении и воспитании подчиненных с последующим обсуждением и принятием коллективно выработанных способов их разрешения. Этот метод целесообразно использовать как один из элементов активных форм занятий в группах офицеров, прапорщиков (мичманов) и сержантов (старшин).

Викторина - метод активизации познавательной деятельности обучаемых, основанный на принципе индивидуального или коллективного соревнования. Она может проводиться как между военнослужащими в рамках одной группы, так и между учебными группами одной категории личного состава части, подразделения, когда в соревновании участвуют представляющие их команды. В последнем случае викторина может иметь зрелищный характер и своих сторонников у каждой команды. Рекомендуется в группах солдат (матросов) или сержантов (старшин).

Руководящими документами, определяющими контроль и оценку состояния общественно-государственной подготовки военнослужащих, являются:

1). Приказы Министра обороны Российской Федерации 1993 года № 250 и 1999 года № 050;

2). Организационно-методические указания ГУВР ВС РФ.

Целью контроля является оценка состояния общественно-государственной подготовки и выработка конкретных мер по повышению ее эффективности. Состояние ОГП проверяется в ходе:

1. Инспекторских проверок (проводятся по решению Министра обороны РФ под руководством его заместителей с участием Генерального штаба ВС РФ, главных командований видов ВС РФ, главных и центральных управлений Министерства обороны РФ).

2. Итоговых проверок (проводятся заместителями Министра обороны РФ, главнокомандующими видами ВС РФ, командующими родов войск, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны РФ, командующими войсками военных округов, флотами, армиями, флотилиями, командирами корпусов, эскадр в конце учебного года).

3. Контрольных занятий (проводятся командирами соединений, воинских частей (кораблей) за каждый период обучения).

4. Контрольных проверок (проводятся соответствующими командирами и начальниками как в плановом порядке, так и внезапно в течение всего учебного года. По опыту войсковой практики контрольные проверки каждой группы ОГП проводятся не реже одного-двух раз в период обучения.

5. Текущего контроля (осуществляется командирами подразделений и руководителями групп ОГП).

Текущий контроль усвоения учебной программы осуществляется регулярно в ходе бесед, семинаров, групповых и индивидуальных собеседований с выставлением оценок по изученным темам. На основании полученных оценок руководитель определяет общую оценку успеваемости каждого военнослужащего за месяц и заносит ее в журнал отдельной графой.

Основным отчетным документом текущего контроля является Журнал учета занятий по боевой (командирской) подготовке, а в группах гражданского персонала - Журнал учета посещаемости и успеваемости слушателей группы. Указанные журналы хранятся в подразделении, ведут их лично руководители групп.

Каждый офицер, прапорщик (мичман), сержант (старшина) и солдат (матрос) на занятиях по ОГП (за выступления с рефератом, по основным и дополнительным вопросам семинара или беседы, проведение информации, выполнение логических и практических заданий, письменных работ и т.д.) получает индивидуальные оценки. На основании текущих оценок военнослужащему выставляется итоговая оценка за месяц, квартал, период обучения и учебный год. При этом учитывается не только его успеваемость, но и моральный облик, дисциплинированность, отношение к выполнению служебных обязанностей.

Индивидуальные оценки выставляются:

"отлично" - если в совершенстве овладел учебной программой, добросовестно выполняет свои должностные обязанности, строго соблюдает требования законов Российской Федерации, воинских уставов;

"хорошо" - если овладел учебной программой, добросовестно выполняет свои должностные обязанности, соблюдает требования законов Российской Федерации, воинских уставов;

"удовлетворительно" - если овладел основными положениями учебной программы, выполняет свои должностные обязанности, соблюдает требования законов Российской Федерации, воинских уставов;

"неудовлетворительно" - если не овладел основными положениями учебной программы или имеет серьезные упущения в выполнении должностных обязанностей, допустил грубые нарушения воинской дисциплины.

При оценке офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин, имеющих подчиненных, учитываются применение ими правовых и психолого-педагогических знаний в обучении и воспитании личного состава.

Уровень общественно-государственной подготовки гражданского персонала воинских частей оценивается “усвоил” и “не усвоил”.

Оценка группам, подразделениям и воинским частям по общественно-государственной подготовке определяется на основе индивидуальных оценок военнослужащих:

"отлично" - если не менее 90 процентов проверявшихся военнослужащих получили положительные оценки, из них 50 и более процентов - отличные;

"хорошо" - если не менее 80 процентов проверявшихся военнослужащих получили положительные оценки, из них 50 и более процентов отличные и хорошие;

"удовлетворительно" - если не менее 70 процентов проверявшихся военнослужащих получили положительные оценки.

Оценка руководителя группы определяется с учетом уровня его знаний по программе общественно-государственной подготовки и общей оценки руководимой группы.

 

Изложите основные существующие и потенциальные источники военной опас­ности извне Российской Федерации.

В чем заключаются основные внутренние источники военных угроз национальной безо­пасности России.

Назовите основные направления обеспечения военной безопасности РФ.

В чем предназначение и каков состав Вооруженных Сил России.

Какова сущность комплектования Вооруженных Сил: в добровольном порядке - по контракту - и на основе призыва.

Расскажите основное содержание военной реформы Ивана IV Грозного середины XVI в.

Расскажите основное содержание военной реформы Петра I (Великого).

Расскажите основное содержание военной военные реформы 1860-1870 гг.

Расскажите о событиях и значении для России победы в Ледовом побоище 1242 г.

Расскажите о событиях и значении для России победы на Куликовском поле в 1380 г.

Какую роль сыграло для государства освобождение Москвы от польских интервентов в 1612г.

Расскажите о событиях и значении для России победы в Полтавском сражение 1709 г.

В чем проявился полководческий талант А.В. Суворова при взятии крепости Измаил в 1790 г.

В чем заключается значение Бородинского сражения 1812 г. для полного разгрома Наполеоновской Франции.

Расскажите о событиях и значении для России Битвы под Москвой в 1941 г.

Расскажите о событиях и значении для России Сталинградской битвы.

Расскажите о событиях и значении для России Курской битвы.

Расскажите о событиях и значении для России снятия блокады Ленинграда.

Назовите источники победы советского народа в Великой Отечественной войне и ее значение для России.

Когда предоставляются основной и дополнительные отпуска военнослужащим.

Какие льготы предусмотрены военнослужащим и членам их семей по перевозкам.

Как реализуется право на труд для военнослужащих и членов их семей.

Каким образом распределяется служебное время военнослужащих и как реализуется их право на отдых.

Каким образом осуществляется денежное довольствие и дополнительные денежные выплаты военно­служащим.

В чем заключается право на жилище для военнослужащих и каковы особенности его реализации.

Каким образом реализуется для военнослужащих право на охрану жизни, здоровья и медицинскую помощь.

Как государство осуществляет страховые гарантии военнослужащим и их право на возмещение ущерба.

В чем заключается право военнослужащих на образование и каковы их права в области культуры.

Каким образом происходит увольнение военнослужащих с военной службы и как осуществляется их право на трудоустройство.

В чем заключается сущность ответственности офицеров: дисциплинарной, административной, ма­териальной, гражданско-правовой и уголовной.

В чем заключается порядок оформления заключения контракта о прохождении военной службы гражданами, военнослужащими ВС РФ с МО РФ.

В чем заключается порядок оформления представлений к присвоению воинских званий.

Назовите основные цели и задачи международно-правовой регламентации вооруженных конфликтов.

Как международное право определяет типологию войн и вооруженных конфликтов.

Назовите источники международного гуманитарного права.

Как международное право определяет кодекс поведения законного участника боевых действий.

Изложите содержание основных этапов формирования и становления единой системы обучения и воспитания в русской армии и роль в ее создании Петра I, П.А.Румянцева, Г.А.Потемкина, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова, М.И.Кутузова.

В чем заключалось совершенствование системы воинского воспитания и обучения во второй половине XIX века? Изложите основные положения военного психолого-педагогического наследия П.С.Нахимова, Д.А.Милютина, М.И.Драгомирова, М.Д.Скобелева, А.А.Брусилова, М.Д.Бонч-Бруевича, С.О.Макарова.

В чем своеобразие взглядов отечественных военных ученых начала XX века на проблемы обучения и воспитания военнослужащих?

Раскройте теоретические основы формирования военно-психологического знания. Изложите сущность, объект, предмет и цели современной отечественной военной психологии.

Каковы теоретические предпосылки оформления отечественной военной педагогики? В чем заключается сущность, объект, предмет и главные цели военной педагогики?

Изложите методологическую и военно-теоретическую основы отечественной военной психологии и педагогики.

В чем заключается значение отечественного военного психолого-педагогического наследия для деятельности офицерских кадров в современных условиях?

Изложите понятие личности в военной психологии, соотношение личности и воинской деятельности, а также влияние воинской службы на формирование личности военнослужащего.

В чем заключается сущность и какова структура психических процессов как основы формирования личности?

Раскройте сущность и структуру психических образований и свойств личности военнослужащего, а также их роль в военно-профессиональной деятельности.

Изложите содержание основных этапов и методов изучения индивидуальных психологических особенностей военнослужащих.

В чем заключается сущность и особенности использования методов наблюдения, диагностической беседы, опроса, анализа документов и результатов деятельности в интересах изучения военнослужащих.

Раскройте порядок учета и использования офицером индивидуальных психологических особенностей подчиненных при их профессиональной подготовке.

Каково содержание категорий «группа» и «коллектив»? В чем заключаются особенности воинских коллективов?

Изложите социально-психологическую характеристику воинского коллектива, а также понятие и структуру его психологии.

В чем выражается лидерство в коллективе и каковы обобщенные характеристики психологии воинского коллектива?

В чем заключается сущность воспитательного процесса, его цель, задачи и принципы осуществления в Вооруженных Силах Российской Федерации?

Раскройте содержание основных направлений воспитательной работы в Вооруженных силах Российской Федерации и особенности воспитания различных категорий военнослужащих.

Каково содержание воспитательной работы в подразделении и в чем заключаются особенности воспитательной деятельности офицера в различных видах профессиональной деятельности подчиненных?

Изложите понятие, структуру и сущность форм, методов и средств воспитательной работы офицера, а также технологию организации индивидуального воспитания подчиненных.

Раскройте назначение и основные задачи общественно-государственной подготовки, а также порядок ее планирования и систему проведения с различными категориями военнослужащих.

Каков порядок формирования учебных групп ОГП и каковы формы учебно-методической подготовки их руководителей?

 

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. - М., 1996.
  2. Военная доктрина Российской Федерации, от 2010 г.
  3. Федеральный Закон Российской Федерации «Об обороне» от 31 мая 1996 г.
  4. Федеральный Закон РФ: «О статусе военнослужащих», от 2 июня 1998 г.
  5. Федеральный Закон РФ: «О воинской обязанности и военной службе», от 2 апреля 1998 г.
  6. Положение о порядке прохождения службы.
  7. Федеральный Закон РФ: «О днях воинской славы (победных днях) России», от 10. 02. 1995г.
  8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
  9. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 года.
  10. Наставление по международному гуманитарному праву для Вооружен­ных Сил Российской Федерации: Приказ МО РФ от 8 августа 2001 года № 360.
  11. Артамонов В.А. Петр I и регулярная армия / В.А. Артамонов // Воен.-ист. журн. - 1992. - № 9.
  12. Общественно-государственная подготовка: Учебное пос. / В.Г. Шамаев, Е.М. Локтев. -Воронеж: ВГУ, 2004.
  13. Очерки истории отечественных военных реформ / В.Н. Лобов -М.,1995.
  14. Генералиссимус Александр Васильевич Суворов: Жизнь и полководческая деятельность / Н.И. Роступов. - М., 1989.
  15. Минин и Пожарский / А.В. Шишов. - М., 1990.
  16. Великая Отечественная война, 1941-1945: Энциклопедия. -М., 1985.
  17. Международное право. Ведение боевых действий: Сборник Гаагских кон­венций и иных соглашений. - М., 1995.
  18. Диденко И.А., Броневицкий Г.Г. «Военные реформы в России и воинское воспитание».
  19. Воронин А. В. «Боевые традиции Вооруженных Сил». Москва, 2001.
  20. О долге и чести воинской в российской армии: Собрание материалов, документов и статей. /Под ред. В.Н.Лобова. –М.: Воениздат, 1990.
  21. Ю.И. Мигачев «Военное право». Москва, 2003.
  22. Барабанщиков А.В., Иванов В.Н. История отечественной и зарубежной педагогики: Учебное пос. Часть 3. –Голицыно: ВИ ПВ РФ, 1995.
  23. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие. –М.: Совершенство, 1998.
  24. Во имя России: Учеб. пособие. –М.: Изд-во «Русь-РКБ» 1999.
  25. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации: Учебное пособие /Под общей редакцией И.А. Алехина. – М.: ВУ, 2004.
  26. Немов Р.С. Психология: Учебник. -М.: Владос, 2003.
  27. Калюжный А.С. Психология коллектива воинского подразделения: Учебное пос. [Электронный ресурс]. –Н.Новгород: НГТУ, 2004. –39 с. –Режим доступа: http://www.nntu.sci-nnov.ru/RUS/FVO/disciplines/ study-vospitat.php.
  28. Калюжный А.С. Психология личности военнослужащего: Учебное пос. [Электронный ресурс]. –Н.Новгород: НГТУ, 2004. –39 с. –Режим доступа: http://www.nntu.sci-nnov.ru/RUS/ FVO/disciplines/ study-vospitat.php.
  29. Калюжный А.С. Методические основы изучения личности военнослужащего: Учебное пос. –Н.Новгород: ВМИ ФПС РФ, 2002.
  30. Амелин В.Я. и др. Психология и педагогика профессиональной деятельности: Курс лекций. Ч. 1. –М.: МПМ ФСБ РФ, 2003.