Совершенствование системы воинского воспитания и обучения во второй половине XIX и в XX веке.


Сформированные к середине XIX века теоретические и прикладные основы воинского воспитания и обучения реализуются в деятельности видных военачальников, находят отражение в публикуемых трудах. Основное внимание уделяется нравственному воспитанию, формированию высокого морального духа личного состава. Особенно ярко это проявилось в военной деятельности героя Крымской войны адмирала П.С.Нахимова. Наиболее действенным средством воспитания он считал личный пример офицера и во время обороны Севастополя ежедневно приходил на бастионы, «умышленно или нечаянно останавливался для отдачи приказаний и распоряжений на самых открытых и опасных местах…». Как и А.В.Суворов адмирал не отделял себя от солдатской массы, жил вместе с нею одной жизнью и одними заботами, всецело доверял своим подчиненным. Это позволяло отказаться от их мелочной опеки и регламентации действий и, наоборот, требовать инициативы. В связи с этим в приказе на сражение под Синопом он напишет: «…все предварительные наставления при переменившихся обстоятельствах могут затруднить командира, знающего свое дело, и поэтому я предоставляю каждому совершенно независимо действовать по усмотрению своему, но непременно исполнить свой долг».

После поражения в Крымской войне 1853-1856 гг. стало ясно, что русская армия нуждается в реформах, направленных не только на техническое переоснащение вооруженных сил, но и на коренные преобразования в системе подготовки и воспитания офицерского корпуса. Эти задачи решал генерал-фельдмаршал Д.А.Милютин. В эпоху его реформ в русской армии были официально отменены жестокие и унизительные наказания солдат: битье шпицрутенами, плетьми, клеймение и т.п., особое внимание обращалось на поднятие уровня образования и нравственности солдат.

Одним из центральных направлений реформ Д.А.Милютина стала реорганизация системы подготовки офицерского состава. Он вполне обоснованно считал, что для эффективной подготовки офицеров в юнкерских училищах должны служить лучшие офицеры-воспитатели, прослужившие в строевых частях не менее 4-х лет и способные личным примером обучать и воспитывать юнкеров. А сама их служба должна быть престижной и выгодной с материальной точки зрения. В результате колоссальной работы генерал и его сподвижников по реформированию вооруженных сил, русская армия к концу XIX века превратилась в современную армию буржуазного типа, приобрела новую организационную структуру, а также иные принципы комплектования.

Совершенствование воинского обучения и воспитания в русской армии и последующее становление целостной системы военных психолого-педагогических знаний на основе их последовательного теоретического обоснования связано с именем генерала М.И.Драгомирова. Ему принадлежит заслуга в возрождении и популяризации в русской армии взглядов А.В.Суворова на обучение и воспитание войск. Благодаря именно его усилиям в России был переиздан труд великого полководца «Наука побеждать» с подробным комментарием генерала.

Основываясь на большом опыте службы в войсках М.И.Драгомиров разработал систему обучения и воспитания, которая в наиболее полной мере учитывала конкретно исторические реальности русской армии и специфику русского национального характера, соответствовала последним достижениям мировой военно-теоретической мысли. Его военно-педагогические идеи отличались тесной связью с потребностями боевой практики войск, стремлением к всестороннему развитию личности солдат, привитию им лучших нравственных начал.

В деле подготовки войск М.И.Драгомиров главное внимание отводил вопросам нравственного воспитания. В связи с этим он выделял следующие педагогические задачи: привитие военнослужащим боевого духа («нравственной энергии»), патриотизма и дисциплины. С его точки зрения воинская дисциплина «есть совокупность нравственных, физических и умственных навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению». При этом он замечал, что духовный потенциал военнослужащего может раскрыться лишь в условиях строгого соблюдения дисциплины и через дисциплину. Большие требования предъявлял генерал к офицеру, который, по его мнению, «должен обладать искренней преданностью и любовью к военному делу, которое требует от него значительного напряжения, как духовных, так и физических сил…».

Военно-педагогические взгляды М.И.Драгомирова развил и дополнил другой выдающийся военный деятель России генерал М.Д.Скобелев. Он также много внимания уделял нравственному воспитанию офицеров и солдат. Сторонник твердой дисциплины, он вместе с тем вел решительную борьбу с рукоприкладством и унижением личного достоинства солдат, в связи с чем писал: «Дисциплина должна быть железною. В этом нет никакого сомнения, но достигается это нравственным авторитетом начальника, а не бойней».

М.И.Скобелев высказал много интересных мыслей о воспитании у офицеров и солдат взаимного уважения, взаимовыручки, храбрости, инициативы. «Мы все должны помнить, - писал он, - что на взаимной помощи зиждется победа…». Для воспитания чувства взаимовыручки он предлагал так называемое «куначество», т.е. близкое знакомство личного состава подразделений и частей друг с другом путем организации совместного досуга. Генерал стремился к «воспитанию всех частей, от роты, эскадрона, батареи и до дивизии и артиллерийской бригады, в духе неразрывной связи, уважения друг к другу и готовности, в решительные минуты, все пожертвовать для товарищей».

Существенную роль в совершенствовании отечественной системы подготовки войск во второй половине XIX века сыграл генерал А.А.Брусилов. Основой основ воинской службы он считал непререкаемую дисциплину. Он требовал от подчиненных ему офицеров строить воспитательную работу таким образом, чтобы «в сознание нижнего чина была внедрена высшая добродетель воина, ведущая к победе – дисциплина». В то же время генерал подчеркивал, что необходимо дисциплину сделать сознательной и в ее основу заложить глубокое понимание солдатом своего долга перед Отечеством, патриотизм и веру в командиров. Он был глубоко убежден, что «обратить в солдата» необходимо «не мерами взыскания, окриками, а тем более рукоприкладством, а твердым внутренним порядком, настоящим надзором, словом и другими воспитательными мерами».

В числе основных качеств офицера-воспитателя А.А.Брусилов считал заботу о нижних чинах. Несмотря на свое элитное воспитание и службу преимущественно в привилегированных гвардейских частях, он был, как, пожалуй, ни один другой генерал своего времени, близок к солдатской массе. В русском солдате, его прекрасных боевых качествах, его верности долгу он видел путь к достижению успеха в бою.

Достаточный интерес для военной науки представляет военное психолого-педагогическое наследие генерала М.Д.Бонч-Бруевича. Во многих своих трудах он выделял мысль о том, что «основным фактором в военном деле был, есть и будет человек». Поэтому главной задачей воспитания и образования в армии он также считал «обращение новобранца в солдата, не ломая в нем человека». В связи с этим он призывал видеть в любом военнослужащем, будь то солдат, офицер или генерал, прежде всего личность.

Кузницей военного воспитания М.Д.Бонч-Бруевич считал профессиональные военно-учебные заведения, которые призваны, прежде всего, «воспитывать воспитателей». Безусловно, заслуживают внимания его мысли о задачах офицерского корпуса в условиях резкого сокращения сроков службы солдат. В связи с этим он писал: «При современных сроках службы воспитать и обучить солдата в состоянии только офицер,… да и то только тогда, когда он будет вести дело по строго продуманной программе, когда сам он будет в достаточной степени подготовлен к этому трудному делу…».

Весомый вклад в совершенствование отечественной системы воинского обучения и воспитания внес известный теоретик военно-морского дела и океанографии адмирал С.О.Макаров. Как и его великие предшественники, он пропагандировал гуманное отношение к матросам, требовал от офицеров заботы о личном составе, считая ее высшим нравственным долгом начальника. В связи с этим он обращал внимание на необходимость повышения правовой культуры офицеров, воспитания у них уважения к закону, умения заниматься правовым воспитанием подчиненных быть примером законопослушания. Кроме этого, по его мнению, офицеру должны быть присущи храбрость, хладнокровие, ум, морской глазомер (тактическое мышление), разнообразные познания, здоровье и справедливость. Именно адмиралом С.О.Макаровым в научный оборот были введены термины «военно-морская психология» и «военно-морская педагогика».

Будучи сторонником суворовских подходов в обучении и воспитании военнослужащих он считал морские походы важнейшим средством формирования психологических морских качеств. В обучении требовал применять метод моделирования возможных нештатных ситуаций на корабле. При этом адмирал не забывал заботиться о культурном досуге моряков, ведении с ними постоянной индивидуальной воспитательной работы. Обучение и воспитание по Макарову органически включали в себя психологическую подготовку моряка к бою.

Особое внимание к вопросам обучения и воспитания войск стали проявлять в России после бесславного поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг. Многие русские офицеры, в первую очередь те, кто непосредственно принимал в ней участие, пытались анализировать причины поражения. Большинство работ, посвященных военной психолого-педагогической тематике, касались вопросов роли офицера в современной войне.

О взаимосвязи морально-этических отношений офицера и солдата с боевым духом войск писал генерал М.В.Грулев «Первым шагом в подъеме престижа солдата, в удовлетворении давно народившихся его духовных потребностей должно служить обращение со стороны офицера с солдатом на «вы». Большое значение он также придавал тону взаимоотношений начальника с подчиненным. «Ни для кого не секрет, - писал он, - что появление начальника в виде грозы и злого ненастья у нас часто отождествляется со служебным рвением. Путаница понятий и взглядов часто способствует тому, что за такими начальниками устанавливается репутация людей «требовательных». Это – «герои» мирного времени. Но при первом боевом экзамене эти «орлы» обращаются в ягнят». Генерал считал, что причины отсутствия инициативы у командиров во время русско-японской войны были заложены в той укоренившейся системе взаимоотношений начальника и подчиненного, когда «мнения и взгляды последнего забиты и затурканы постоянными окликами начальства».

Поиску путей совершенствования системы воинского обучения и воспитания посвящены ряд работ полковника М.С.Галкина. В частности, в своей книге «Новый путь современного офицера» (1906 г.) он обращает внимание на то, что офицер – это не только учитель, но и воспитатель армии. Следовательно, он должен иметь особые нравственные качества, необходимые руководителю: твердость воли, неустрашимость, верность слову, жажда славы, самолюбие, офицерская честь, которая закаляет мужество и облагораживает храбрость, уважение человеческих прав солдата и справедливость. Хороший офицер – это тот, кто вкладывает всего себя в дело обучения и воспитания подчиненных, получив для этого соответствующую образовательную подготовку. Ученый также подчеркивал, что офицер-воспитатель должен стать старшим братом солдата, что обеспечит прочную внутреннюю связь начальника и подчиненного. Уже в те годы автор был уверен, что армия трудами тысяч офицеров-воспитателей превратиться в огромный дом нравственного и умственного развития, оставаясь в то же время школой чести, доблести, дисциплины, здорового и надежного патриотизма.

С точки зрения психологического анализа обучения и воспитания солдат подошел к проблеме полковник П.И.Изместьев По его оценке воспитывать солдата – это не значит привить в нем внешние, обрядовые стороны военной службы. Задача офицеров заключается в том, чтобы развить в солдате чувство долга и любви к Отечеству, глубокое понимание чести, развить самолюбие, презрение к опасности, убеждение в пользе разумной дисциплины и твердой воли. Собственно моральное воспитание приобретает огромное значение, так как без тщательного духовного развития солдата трудно ожидать успеха в современном бою.

В то же время П.И.Изместьев отмечает важность роли в этом процессе офицерского корпуса. Он считал, что в воспитании нельзя указывать те приемы, при помощи которых можно достигнуть в солдате необходимых нравственных качеств. Здесь все зависит от интеллектуальных способностей, как офицера, так и солдата. Ученый подчеркивал, что только путем образовательных (воспитательных) бесед, а не пресловутой «словесности», офицер может расширить круг понятий нижнего чина, усилив его восприимчивость к возвышенному, систематически и терпеливо развивая его умственные способности.

Интересные и актуальные мысли о решении проблем подготовки войск высказал М.Левитский. Глубоко понимая, что после 1905 года в российской армии произошли серьезные изменения, он практическими советами в области военной психологии и педагогики стремился помочь офицерам решить главную для каждого из них задачу – подготовить солдат к войне. В этих целях он предлагал осуществить, во-первых, общее воспитание военнослужащих, заключающееся в развитии у подчиненных патриотизма, чести, нравственности, силы воли, любви к народу и своему ратному труду. Во-вторых, сформировать у солдат в системе воинского воспитания дисциплинированность, повиновение, храбрость, чувство долга и святость присяги, чувство взаимной выручки и решимости в бою. Военнослужащие должны были воспитываться в лучших отечественных традициях служения Отечеству и своему народу.

Следует отметить, что наряду с научными и аналитическими статьями проблемы обучения и воспитания военнослужащих российской армии в рассматриваемый период нашли систематизированное прикладное отражение в ряде специальных учебников, предназначенных для офицерского состава. Так подполковником Н.П.Бирюковым в 1909 г. были изданы «Записки по военной педагогике» в которых изложены основы методики обучения и воспитания молодых солдат. Наибольший интерес в нем вызывает попытка систематизировать основные принципы педагогической деятельности офицера. К их числу автор относит следующие положения:

¨ успех воспитания и образования основывается на уважении подчиненных к своим начальникам и на вере в их авторитет;

¨ средство правильного воспитания есть строгость;

¨ воинская дисциплина должна быть не только внешняя, но и внутренняя;

¨ начальники по отношению к подчиненным должны всегда хранить спокойствие;

¨ подчиненные должны воспитываться так, чтобы они не боялись начальников;

¨ высшие начальники не должны подрывать авторитет низших в глазах их подчиненных.

Более подробно проблемы воинского обучения и воспитания были изложены в учебнике подполковника Д.Н.Трескина 1909 года «Курс военно-прикладной педагогики. Дух реформы русского военного дела». В системе воинского образования офицера автор выделяет четыре концептуальных положения: патриотизм, военную инициативу, тактическое искусство и прикладную стратегию. В воспитании солдата основное внимание обращено на формирование у него самолюбия, патриотизма, любви к начальникам и высокого солдатского духа. Воинское образование (обучение) починенных рассматривается с позиций умственного развития солдата, формирования у него находчивости и самодеятельности (инициативы), а также подготовки к реальному бою как индивидуально, так и в составе подразделения.

Нетрудно отметить, что рассмотренные и другие фундаментальные научные труды и статьи, учебники и учебные пособия, опубликованные отдельными изданиями или в военной периодической печати России начала XX века, имели одну направленность – обобщение мысли боевых офицеров, патриотов своего Отечества, искавших эффективные возможности повышения боеспособности русской армии на путях существенного улучшения обучения и воспитания всех категорий военнослужащих. К сожалению, многие из рекомендаций и предложений зачастую оставались лишь в виде публикаций для определенного круга заинтересованных лиц, нередко весьма далеких от принятия важных военно-политических решений. И хотя процесс прогрессивного реформирования системы подготовки войск, как отмечали военные аналитики, к началу Первой мировой войны все же начался, однако известные события октября 1917 года коренным образом изменили систему комплектования армии и флота, что потребовало принципиально новых решений в организации обучения и воспитания массовой армии и флота.