Основы прохождения военной службы офицерским составом в мирное время.


Согласно части 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Федеральным законом, осуществляющим пра­вовое регулирование военной службы, является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии с этим Феде­ральным законом прохождение военной службы также регулируется По­ложением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Ука­зом Президента Российской Федерации от 16 сентября I999 г. № I237 «Вопросы прохождения военной службы», а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Вопросы военной службы ре­гулируются также международными договорами Российской Федерации, определяющими пребывание военнослужащих Российской Федерации за рубежом, а также участие военнослужащих Российской Федерации в воо­руженных конфликтах.

Проблемы правового регулирования военной службы являются од­ними из ключевых проблем военного права. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане Российской Федерации исполняют военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, в пограничных войсках Пограничной службы Российской Федерации, во внутренних вой­сках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодо­рожных войсках Российской Федерации, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Феде­рации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно­строительных воинских формированиях при федеральных органах ис­полнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федера­ции, органах Федеральной службы безопасности Российской Федера­ции, органах Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, феде­ральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации.

Граждане, проходящие военную службу, являются военнослужащи­ми и имеют статус, установленный Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

В соответствии с установленной организационной структурой Воо­руженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских форми­рований и органов, а также системой штатных должностей существуют следующие формы военной службы:

военная служба офицеров;

военная служба прапорщиков и мичманов;

военная служба солдат, матросов, сержантов и старшин.

По способу поступления военная служба делится на военную служ­бу по призыву и военную службу по контракту. Исходя из оснований зачисления на военную службу, условий и порядка ее прохождения, во­еннослужащие объединены в две группы (категории): военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и военнослужащие, прохо­дящие военную службу по призыву.

К военнослужащим, проходящим военную службу по контракту от­носятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образова­тельных учреждений профессионального образования, сержанты, старши­ны, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту.

Военнослужащие, являющиеся судьями военных судов, сотрудника­ми аппаратов военных судов, а также сотрудниками военной прокурату­ры проходят военную службу с учетом особенностей, установленных законодательными актами, регламентирующими деятельность военных судов и военной прокуратуры.

Военную службу по призыву проходят солдаты, сержанты, старши­ны, солдаты и матросы, зачисленные на военную службу по призыву; офицеры, призванные на военную службу из запаса, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, до заключения контракта.

Курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Военная служба является особым видом федеральной государствен­ной службы в Российской Федерации. Ей присущи все основные черты и принципы государственной службы в Российской Федерации:

законность, то есть организация и осуществление военной службы на основе и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и феде­ральным законодательством;

внепартийность военной службы. В соответствии с Федеральным за­коном «Об обороне» деятельность политических партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели, а также образование их структур в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах не допускаются. В Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах запрещается ведение любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной. Запрещается ис­пользование штатных должностей и финансовых средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов для создания структур и осуществления деятельности политиче­ских партий, а также других общественных объединений, преследующих политические цели;

обязательность решений вышестоящих органов военного управления и должностных лиц для военнослужащих, нижестоящих органов военно­го управления и должностных лиц;

подконтрольность и подчиненность органов военного управления и военнослужащих;

равный доступ граждан Российской Федерации к военной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготов­кой без какой-либо дискриминации;

ответственность военнослужащих за неисполнение либо ненадлежа­щее исполнение своих обязанностей;

социальная защищенность военнослужащих и стабильность военной службы.

Вместе с тем, военная служба, основываясь на основных принципах государственной службы, является ее особым видом. Это связано с тем, что Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воин­ские формирования и органы предназначены для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации специальными методами, в том числе и военными, прямо связанными с вооруженной борьбой с против­ником с использованием вооружения и военной техники. В связи с этим военная служба имеет существенные особенности по сравнению с дру­гими видами государственной службы. Эти особенности дают основания считать военную службу особым видом государственной службы. Они являются следующими.

1. Гражданин, поступающий или призываемый на военную службу, должен соответствовать медицинским требованиям, а поступающий на военную службу по контракту, кроме того, и профессионально-психологическим требованиям, а также требованиям по уровню образо­вания, профессиональной подготовки и физической подготовки.

2. Военнослужащий, впервые поступивший на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым Знаменем воинской части. Текст Военной присяги утвержден Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Приведение к Военной присяге проводится по прибытии военнослу­жащего к первому месту прохождения военной службы после прохож­дения начальной военной подготовки, срок которой не должен превы­шать два месяца или по прибытии гражданина к первому месту прохож­дения военных сборов в порядке, определяемом общевоинскими уста­вами Вооруженных Сил Российской Федерации.

До приведения к Военной присяге военнослужащий не может при­влекаться к выполнению боевых задач (участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой службы, караульной службы) и за­дач при введении режима чрезвычайного положения и в условиях воо­руженных конфликтов; за военнослужащим не могут закрепляться ору­жие и военная техника; на военнослужащего не может налагаться дис­циплинарное взыскание в виде ареста.

3. Отношения, связанные с военной службой, регулируются Феде­ральным законом «О воинской обязанности и военной службе», а также законодательными и иными нормативными правовыми актами Россий­ской Федерации, определяющими порядок прохождения военной служ­бы и статус военнослужащих. К указанным отношениям неприменимы нормы трудового и других отраслей права, регулирующих трудовые отношения.

4. Военная служба отличается повышенной обязательностью ее тре­бований. После поступления (призыва) на военную службу, в пределах установленных сроков, военнослужащий не вправе по собственному желанию менять место службы, прекращать выполнение служебных обязанностей, самовольно покидать место военной службы.

5. Более строгая, по сравнению с государственной службой, ответст­венность за служебные правонарушения.

6. Беспрекословность служебного подчинения, безусловность пови­новения подчиненных военнослужащих требованиям командиров (на­чальников). Однако, командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к испол­нению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры (начальники), отдавшие указанные приказы (приказания) и распоряжения, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Наличие у военнослужащих персональных воинских званий, что обеспечивает ясность и четкость во взаимоотношениях и субординации военнослужащих. Основное назначение воинских званий состоит в том, чтобы обеспечить отношения власти и подчинения во взаимоотношени­ях между военнослужащими. Это выражается, в частности, в том, что начальники по воинским званиям имеют право отдавать подчиненным приказания и проверять их выполнение; старшие по званию обязаны требовать от младших соблюдения ими воинской дисциплины, правил поведения и отдания чести; младшие по званию должны беспрекословно выполнять требования старших. Кроме того, воинское звание отражает служебный стаж и служебное положение военнослужащего. В связи с этим для прохождения военной службы в каждом воинском звании ус­танавливается определенный срок.

Только в условиях военной службы предусмотрены отношения под­чиненности как по должности, так и по воинскому званию, что сущест­венно отличает воинские звания от специальных званий других государ­ственных служащих.

8. Наличие военной формы одежды и знаков различия. Военная форма и знаки различия регламентируются Указом Президента Россий­ской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1010 «О военной форме и знаках раз­личия по воинским званиям» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 27 января 1997 г. № 48).

Для анализа сущности военной службы, как особого вида государст­венной службы в Российской Федерации, важное значение имеет анализ военно-служебных отношений, являющихся основой этого вида госу­дарственной службы. Анализ этих отношений показывает, что они яв­ляются одним из видов воинских отношений и складываются по поводу организации и несения военной службы. Военно-служебным отношени­ям присущи такие характерные для всех воинских отношений черты, как высокая степень властности и распорядительности, обязательное нали­чие у субъектов гражданства, беспрекословность воинского повинове­ния, повышенная ответственность за правонарушения, наиболее опера­тивный и динамичный характер.

Субъектами военно-служебных отношений являются военнослужа­щие, а также органы военного управления, организующие в рамках сво­ей компетенции прохождение военной службы, боевую учебу, комплек­тование Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, обеспечивающих поддержание воинской дисциплины и правопорядка.

Содержание военно-служебных отношений составляют отношения, связанные с прохождением военной службы, исполнением военнослу­жащими обязанностей военной службы, а также с реализацией военно­служащими и другими субъектами этих отношений прав, исполнением обязанностей и несением ответственности, которые обусловлены воен­ной службой.

Правовые нормы, регулирующие военно-служебные отношения, яв­ляются специальными правовыми нормами. Их действие распространя­ется на определенный круг лиц, несущих военную службу. Действие данных норм не распространяется на граждан, проходящих альтерна­тивную службу, призывников, лиц, находящихся в запасе, если они в данное время не проходят военные сборы.

Статья 3 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» разъясняет, что правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

Под прохождением военной службы понимается изменение служеб­но-правового положения военнослужащих в связи с такими юридиче­скими фактами, которые согласно действующему законодательству по­рождают, изменяют или прекращают военно-служебные отношения. Прохождение военной службы включает в себя назначение на воинскую должность, присвоение воинского звания, аттестацию, увольнение с военной службы, а также другие обстоятельства (события), которыми в соответствии с Федеральным законом, другими федеральными законами и Положением определяется служебно-правовое положение военнослужащих.

В соответствии со статьей 42 Федерального закона «О воинской обя­занности и военной службе» военнослужащие проходят военную служ­бу, как правило, на воинских должностях, предусмотренных штатами воинских частей, органов военного управления или организаций Воен­нослужащий может занимать только одну воинскую должность (долж­ность) При этом каждой воинской должности (должности) должно со­ответствовать одно воинское звание. Порядок назначения на воинские должности определяется статьей 43 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и статьей 11 Положения о порядке про­хождения военной службы.

Единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами, и общее количество воинских должностей, под­лежащих замещению полковниками, капитанами 1 ранга в Вооружен­ных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формиро­ваниях и органах, утверждаются Президентом Российской Федерации. Перечни иных воинских должностей утверждаются в порядке, опреде­ленном министром обороны Российской Федерации (руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в кото­ром предусмотрена военная служба). В перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые могут замещаться женщи­нами-военнослужащими, гражданским персоналом или замещаются на конкурсной основе.

В ряде случаев военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях. К таким случаям относятся: нахождение в распоряжении командира (начальника), а также прикомандирование к органам, организациям и учреждениям.

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами на­значение на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, производится указами Президента Российской Федерации

Министр обороны Российской Федерации (руководитель федераль­ного органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба) назначает военнослужащих на воинские должности, установ­ленные пунктом 2 статьи 11 Положения о порядке прохождения военной службы, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга. К ним, в частности, относятся воинские должно­сти командира полка (арсенала, испытательного центра, базы хранения и снабжения), бригады; заместителя командира бригады, дивизии, корпуса и им равных соединений, а также другие воинские должности

Полномочия других должностных лиц по назначению военнослужа­щих на иные воинские должности устанавливаются руководителем фе­дерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Форма и содержание документов, касающихся назначения военно­служащего на воинскую должность, освобождения от воинской должно­сти и зачисления в распоряжение командира (начальника), а также по­рядок их оформления и представления, устанавливаются Министром обороны Российской Федерации (руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба).

Воинские должностные лица пользуются правом назначения на во­инские должности (освобождения от воинских должностей) в отноше­нии военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении. Выше­стоящие должностные лица пользуются таким же правом назначения на воинские должности, которое предоставлено нижестоящим должност­ным лицам Перечень должностных лиц, имеющих право издавать прика­зы по личному составу, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Назначение военнослужащего на воинскую должность производится в случае, если он отвечает требованиям, предъявляемым к данной воин­ской должности. При этом учитываются уровень профессиональной подготовки военнослужащего, его психологические качества, состояние здоровья и иные обстоятельства, предусмотренные Положением Назна­чение военнослужащих на воинские должности должно обеспечивать их использование по основной или однопрофильной военно-учетной специ­альности и с учетом имеющегося опыта служебной деятельности. При необходимости использования военнослужащих на должностях по новой для них военно-учетной специальности, их назначению на эти должности, как правило, должна предшествовать соответствующая переподготовка

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, впра­ве предложить на рассмотрение соответствующей аттестационной ко­миссии свою кандидатуру для назначения на освобождающуюся или вакантную воинскую должность.

При назначении на воинские должности должны соблюдаться опре­деленные условия, которые установлены статьей 11 Положения о поряд­ке прохождения военной службы.

Так, на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и офицерами, назначаются военнослужащие соответствующего состава. При невозможности назначения на указанные воинские должности во­еннослужащих соответствующего состава, на них могут быть назначены военнослужащие нижестоящего состава в порядке, определяемом руко­водителем федерального органа исполнительной власти, в котором пре­дусмотрена военная служба. Женщины-военнослужащие назначаются на воинские должности, предусмотренные соответствующими перечнями воинских должностей.

Военнослужащий, признанный военно-врачебной комиссией по со­стоянию здоровья годным к военной службе или годным к военной службе с незначительными ограничениями, но негодным к военной службе по избранной военно-учетной специальности, назначается с его согласия (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву) на другую воинскую должность, обязанности по которой он может исполнять с учетом состояния здоровья, или увольня­ется с военной службы.

В случае, если военнослужащему отказано в допуске к сведениям, составляющим государственную тайну, или он лишен указанного допус­ка, он назначается в установленном порядке на воинскую должность, не связанную с допуском к сведениям, составляющим государственную тайну, или увольняется с военной службы.

Военнослужащие могут быть назначены:

на первую воинскую должность;

на высшую воинскую должность;

на равную воинскую должность;

на низшую воинскую должность.

На первую воинскую должность военнослужащие назначаются при поступлении (призыве) на военную службу.

Воинская должность военнослужащего считается высшей, если для нее штатом предусмотрено более высокое воинское звание, чем воин­ское звание по прежней воинской должности, а при равенстве преду­смотренных штатом воинских званий - более высокий месячный оклад в соответствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на высшую воинскую должность про­изводится:

в порядке продвижения по службе (для военнослужащего, проходя­щего военную службу по контракту, - с его согласия);

по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Преимущественное право при назначении на высшую воинскую должность предоставляется военнослужащему, рекомендованному на такую воинскую должность аттестационной комиссией воинской части, в которой он проходит военную службу, проявившему при исполнении обязанностей военной службы высокие профессиональные качества и организаторские способности или ранее назначенному на низшую воин­скую должность в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Воинская должность военнослужащего считается равной, если для нее штатом предусмотрены воинское звание, равное воинскому званию по прежней воинской должности, и равный месячный оклад в соответст­вии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на равную воинскую должность про­изводится:

по служебной необходимости;

в связи с организационно-штатными мероприятиями;

для более целесообразного использования военнослужащего на во­енной службе;

по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослу­жащего, проходящего военную службу по контракту);

по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

по итогам конкурса (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту).

Воинская должность военнослужащего считается низшей, если для нее штатом предусмотрено более низкое воинское звание, чем воинское звание по прежней воинской должности, а при равенстве предусмотрен­ных штатом воинских званий - более низкий месячный оклад в соответ­ствии с занимаемой воинской должностью.

Назначение военнослужащего на низшую воинскую должность про­изводится:

в связи с организационно-штатными мероприятиями - при невоз­можности назначения военнослужащего на высшую или равную воин­скую должность (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

по семейным обстоятельствам по личной просьбе (для военнослу­жащего, проходящего военную службу по контракту);

по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, - с его согласия);

по личной просьбе (для военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

в порядке реализации дисциплинарного взыскания «снижение в должности» или «снижение в воинском звании на одну ступень с пере­водом на низшую должность», а также в случае, если в течение года по­сле наложения дисциплинарного взыскания «предупреждение о непол­ном служебном соответствии» прапорщик (мичман) или офицер не ис­правил своего поведения образцовым выполнением воинского долга и взыскание не сыграло своей воспитательной роли.

Военнослужащий, назначенный на низшую воинскую должность в по­рядке реализации дисциплинарного взыскания, может быть назначен на высшую воинскую должность только после снятия этого взыскания.

Порядок освобождения от воинской должности определяется статьей 14 Положения о порядке прохождения военной службы. В соот­ветствии с данной статьей военнослужащий освобождается от занимае­мой воинской должности в случае назначения на новую воинскую должность, перевода, прикомандирования, увольнения с военной служ­бы, а также в связи с другими обстоятельствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

При этом право освобождения военнослужащего от занимаемой воин­ской должности имеет должностное лицо, которому предоставлено право назначения на данную воинскую должность.

В соответствии со статьей 43 Федерального закона «О воинской обя­занности и военной службе» на военнослужащего может быть возложе­но временное исполнение обязанностей по воинской должности, кото­рую он не занимает. В этом случае военнослужащий освобождается от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности, но от за­нимаемой воинской должности не освобождается. Порядок возложения временного исполнения обязанностей по воинской должности определяет­ся статьей 12 Положения о порядке прохождения военной службы.

При этом возложение обязанностей по вакантной (незанятой) воин­ской должности осуществляется с его согласия. Такое исполнение обя­занностей именуется - временное исполнение должности - (врид). Воз­ложение обязанностей по невакантной (занятой) воинской должности осуществляется в случае временного отсутствия занимающего ее воен­нослужащего или отстранения занимающего ее военнослужащего от должности. Такое исполнение обязанностей именуется - временное ис­полнение обязанностей - (врио).

В соответствии со статьей 42 Федерального закона «О воинской обязан­ности и военной службе» одним из случаев, когда военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях, является нахожде­ние в распоряжении командира (начальника). Порядок зачисления в рас­поряжение определяется статьей 13 Положения о порядке прохождения во­енной службы.

В распоряжение командира (начальника) могут быть зачислены только военнослужащие, проходящие военную службу по контракту. Зачисление в распоряжение осуществляется должностным лицом, имеющим право назначения на воинскую должность, которую замещает данный военнослужащий, для решения вопросов дальнейшего прохож­дения военной службы. При этом военнослужащий зачисляется в распо­ряжение, как правило, ближайшего прямого командира (начальника), имеющего право издания приказов.

По истечении срока пребывания в распоряжении военнослужащий, не назначенный на воинскую должность (должность), увольняется с во­енной службы.

Отличительной чертой военной службы как вида государственной службы является наличие персональных воинских званий. Наличие у во­еннослужащего персонального воинского звания отражает его служеб­но-должностное положение и обеспечивает ясность и четкость во взаи­моотношениях с другими военнослужащими. Воинские звания присваи­ваются военнослужащим персонально.

Система воинских званий установлена статьей 46 Федерального за­кона «О воинской обязанности и военной службе». При этом воинские звания объединены в составы военнослужащих.

Перед воинским званием военнослужащего, проходящего военную службу в гвардейской воинской части, на гвардейском корабле, добавля­ется слово «гвардии». К воинскому званию военнослужащего, имеюще­го военно-учетную специальность юридического или медицинского профиля, добавляются соответственно слова «юстиции» или «медицин­ской службы». К воинскому званию гражданина, пребывающего в запасе или находящегося в отставке, добавляются соответственно слова «запа­са» или «в отставке».

Старшинство воинских званий и составов военнослужащих опреде­ляется последовательностью их перечисления: от воинского звания «ря­довой» («матрос») к более высокому и от состава «солдаты, матросы, сержанты, старшины» к более высокому. Соответствующие друг другу войсковые и корабельные воинские звания считаются равными.

Воинское звание может быть первым или очередным. Первым воин­ским званием начинается новый состав военнослужащих. Очередные воинские звания находятся внутри состава военнослужащих. Перейти в другой состав военнослужащий можно только получив первое воинское звание, предусмотренное для данного состава. В связи с этим Положе­нием о порядке прохождения военной службы предусмотрены различ­ные основания для присвоения первых и очередных воинских званий.

Порядок присвоения первого воинского звания определяется статьей 21 Положения о порядке прохождения военной службы. В соответствии с данной статьей первыми воинскими званиями считаются:

для состава «офицеры» - младший лейтенант, лейтенант;

для состава «прапорщики и мичманы» - прапорщик, мичман;

для состава «солдаты, матросы, сержанты, старшины» - рядовой, матрос.

Воинское звание лейтенанта присваивается:

военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, окон­чившему высшее или среднее военно-учебное заведение, - по окончании указанного учебного заведения;

гражданину, успешно завершившему обучение по программе подго­товки офицеров запаса на военной кафедре при государственном, муни­ципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответст­вующим направлениям подготовки (специальностям) негосударствен­ном образовательном учреждении высшего профессионального образо­вания, - по окончании указанного образовательного учреждения;

гражданину (военнослужащему), не имеющему воинского звания офицера, имеющему высшее профессиональное образование, родствен­ное соответствующей военно-учетной специальности, и поступившему на военную службу по контракту на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствующую воинскую должность;

военнослужащему, не имеющему воинского звания офицера, прохо­дящему военную службу по контракту, имеющему высшее профессио­нальное образование, родственное соответствующей военно-учетной специ­альности, и назначенному на воинскую должность, для которой штатом пре­дусмотрено воинское звание офицера, - при назначении на соответствую­щую воинскую должность;

гражданину, пребывающему в запасе, не имеющему воинского зва­ния офицера, имеющему высшее профессиональное образование, - по окончании военных сборов и после сдачи соответствующих зачетов.

Порядок присвоения очередного воинского звания определяется стать­ей 47 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и статьей 22 Положения о порядке прохождения военной службы.

Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает воинскую должность (должность), для которой штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему.

Срок военной службы военнослужащих в присвоенном воинском зва­нии исчисляется со дня присвоения воинского звания. В срок военной службы в присвоенном воинском звании входит время нахождения на военной службе. В указанный срок засчитывается:

время перерыва в военной службе в случае необоснованного привле­чения военнослужащего к уголовной ответственности, незаконного увольнения военнослужащего с военной службы и последующего его восстановления на военной службе;

время приостановления военной службы; время пребывания в запасе.

При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность (должность) одновременно, а при невозможности одновременного оформления - со дня назначения на высшую воинскую должность (должность), ему присваивается очередное воинское звание, если истек срок его службы в предыдущем воинском звании, при условии, что для этой воинской должности (должности) штатом предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое военнослужащему. При этом воинское звание высшего офицера присваивается с учетом ранее рассмотренных требований.

Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности).

Военнослужащему, срок военной службы которого в присвоенном воинском звании истек, за особые личные заслуги может быть присвоено воинское звание на одну ступень выше воинского звания, предусмот­ренного штатом для занимаемой им воинской должности (должности), но не выше воинского звания майора, капитана 3 ранга.

Так, в Вооруженных Силах Российской Федерации воинские звания присваивают:

до подполковника (капитана 2 ранга) включительно - заместители Министра обороны Российской Федерации; главнокомандующие вида­ми Вооруженных Сил Российской Федерации; командующие войсками военных округов, флотами; командующий Воздушно-десантными вой­сками; начальники главных управлений Министерства обороны Российской Федерации, начальники военно-учебных заведений, для которых штатом по воинской должности предусмотрены воинские звания «генерал-полковник» «адмирал», имеющие право издавать приказы по личному составу, и выше-

до майора (капитана 3 ранга) включительно, - должностные лица, имеющие право издавать приказы по личному составу от командующего армией, флотилией, командира корпуса, эскадры, военно-морской базы и им равных, начальника главного и центрального управления, началь­ника военно-учебного заведения, для которого штатом предусмотрено

до старшины (главного корабельного старшины) включительно - ко­мандиры соединений и выше;

до старшего сержанта (главного старшины) включительно - коман­диры воинских частей, замещающие воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание «подполковник» и выше.

Статьей 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной, службе» и статьей 25 Положения о порядке прохождения военной служ­бы определены основания и порядок лишения воинского звания, cнuжe­ние в воинском звании, восстановление в воинском звании. Так, военно­служащий, а также гражданин, пребывающий в запасе или находящийся в отставке, могут быть лишены воинского звания только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Гражданин, лишенный воинского звания, после снятия или погаше­ния судимости может быть восстановлен в прежнем воинском звании должностным лицом, имеющим право присваивать это воинское звание, по просьбе гражданина при наличии положительного отзыва органа внутренних дел Российской Федерации и решения комиссии военного комиссариата. Заявление гражданина о восстановлении в воинском зва­нии рассматривается военным комиссаром не позднее чем в месячный срок со дня его поступления в военный комиссариат. При наличии осно­ваний для восстановления гражданина в прежнем воинском звании во­енный комиссар оформляет представление о восстановлении граждани­на в воинском звании. Восстановление гражданина в воинском звании в этом случае может быть произведено приказом должностного лица, имеющего право присваивать это воинское звание, применительно к порядку его присвоения.

Гражданин, лишенный воинского звания в связи с незаконным осуж­дением, восстанавливается в прежнем воинском звании после вступле­ния в силу решения о его реабилитации со дня лишения его воинского звания.

Гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и льготами, установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с восстановленным воинским званием.

Порядок аттестации военнослужащих определен статьей 26 Поло­жения о порядке прохождения военной службы. Аттестация проводится в целях всесторонней и объективной оценки военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, определения их соответствия занимаемой воинской должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а также определения предназначения граждан, пребывающих в запасе.

Порядок организации и проведения аттестации определяется руково­дителем соответствующего федерального органа исполнительной вла­сти, в котором проводится аттестация. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, аттестуются не менее чем за четыре ме­сяца до истечения срока военной службы, но не реже чем через каждые пять лет прохождения военной службы, а также по окончании военно-учебного заведения, адъюнктуры, военной докторантуры. Офицеры, проходящие военную службу по призыву, аттестуются при увольнении в запас или при заключении контракта. В случае необходимости руково­дитель федерального органа исполнительной власти, в котором преду­смотрена военная служба, вправе назначить время и порядок проведения аттестации всех военнослужащих, проходящих военную службу по кон­тракту, или отдельных их категорий.

На аттестуемого военнослужащего его непосредственным (прямым) начальником из числа офицеров составляется аттестационный лист. При назначении военнослужащего на высшую воинскую должность, направ­лении на учебу, представлении его к награждению государственной наградой Российской Федерации, присвоению воинского звания досрочно или на одну ступень выше занимаемой воинской должности аттестационный лист не составляется. В этих случаях осуществляется рассмотре­ние аттестационной комиссией представления (наградного листа) либо, решения командира (начальника) о направлении военнослужащего на учебу. Вывод аттестационной комиссии заносится в представление (на­градной лист). Военнослужащий должен быть ознакомлен с содержани­ем аттестации, о чем расписывается в утвержденном аттестационном листе.

Командир (начальник) несет ответственность за объективность атте­стации и обоснованность излагаемых в ней выводов и рекомендаций. Непосредственные начальники должны требовать от подчиненных уст­ранения недостатков и оказывать им в этом помощь, обеспечивать реа­лизацию аттестационных выводов, не допускать необоснованной за­держки в назначении достойных военнослужащих на высшие должности и направлении на учебу.

Аттестационные выводы и порядок проведения аттестации могут быть обжалованы военнослужащим вышестоящему командиру (началь­нику) в течение месяца со дня объявления ему результатов аттестации, а также в суд. В случае признания жалобы военнослужащего обоснован­ной в аттестационный лист вносятся соответствующие изменения или составляется новый аттестационный лист.

Для проведения аттестации, а также решения иных вопросов прохо­ждения военной службы в воинских частях от отдельного батальона, равных ему и выше, создаются аттестационные комиссии.

Для принятия решения командиром воинской части аттестационная комиссия выносит письменные заключения по всем рассматриваемым вопросам. На заседания аттестационной комиссии воинской части в не­обходимых случаях могут приглашаться аттестуемые военнослужащие, командиры (начальники) подразделений, в подчинении которых нахо­дятся аттестуемые военнослужащие, и другие должностные лица.

Военнослужащие увольняются по истечении срока военной службы (при окончании срока военной службы по призыву или срока контракта) или досрочно. Увольнение военнослужащих производится:

в запас, если военнослужащий к моменту увольнения не достиг пре­дельного возраста пребывания в запасе и по состоянию здоровья годен или ограниченно годен к военной службе;

в отставку, если военнослужащий к моменту увольнения достиг предельного возраста пребывания в запасе или по состоянию здоровья признан военно-врачебной комиссией негодным к военной службе;

с военной службы, если военнослужащему назначено наказание в виде лишения свободы или ограничения свободы.

Увольнение военнослужащих с военной службы производится по од­ному из оснований, предусмотренных статьей 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», как правило, с занимае­мых военнослужащими воинских должностей без зачисления в распо­ряжение соответствующих командиров (начальников). Статьей 34 По­ложения о порядке прохождения военной службы предусматриваются условия, при наличии которых военнослужащий увольняется с военной службы по основаниям, предусмотренным статьей 51 Федерального за­кона «О воинской обязанности и военной службе».

Основания увольнения можно подразделить на три группы:

по которым военнослужащий подлежит увольнению с военной служ­бы в обязательном порядке и не может находиться на военной службе;

по которым военнослужащий может быть уволен с военной службы по решению соответствующего командира (начальника);

по которым военнослужащий имеет право на увольнение с военной службы.

Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву или по контракту, подлежит увольнению с военной службы по следующим основаниям:

а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (подпункт «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона). По данному основанию, прежде всего, подлежит увольнению военнослу­жащий, достигший предельного возраста пребывания на военной служ­бе, если ему не продлен срок военной службы. Кроме того, по этому основанию военнослужащий подлежит увольнению при истечении сро­ка, на который ему продлена военная служба после достижения им пре­дельного возраста пребывания на военной службе. Также подлежит увольнению по указанному основанию военнослужащий, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не желающий продолжать военную службу в течение срока, на который она была ему продлена;

б) по истечении срока военной службы по призыву (подпункт «б» пункта 1 статьи 51 Федерального закона). По данному основанию подле-

жит увольнению военнослужащий при истечении срока военной службы по призыву, если отсутствуют другие основания для увольнения;

в) по истечении срока контракта о прохождении военной службы (подпункт «б» пункта 1 статьи 51 Федерального закона). По этому осно­ванию подлежит увольнению военнослужащий при истечении срока контракта о прохождении военной службы при отсутствии других осно­ваний для увольнения.

д) по состоянию здоровья (подпункт «г» пункта 1 статьи 51 Феде­рального закона). По данному основанию подлежат увольнению военно­служащие, проходящие военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно, а также военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, которым по результатам медицинского освидетельствования дано заключение об ограниченной годности к военной службе - категория «В - ограниченно годен к военной службе»;

е) в связи с лишением воинского звания (подпункт «д» пункта 1 ста­тьи 51 Федерального закона). По данному основанию подлежит уволь-

нению военнослужащий при лишении его воинского звания по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

ж) в связи с назначением наказания в виде лишения свободы (под­пункт «е» пункта 1 статьи 51 Федерального закона). По данному основа­нию подлежат увольнению военнослужащие, проходящие военную службу как по призыву, так и по контракту при вступлении в законную силу приговора суда о назначении им наказания в виде лишения свобо­ды на определенный срок или пожизненного лишения свободы.

з) в связи с отчислением из военно-учебного заведения (подпункт «ж» пункта 1 статьи 51 Федерального закона). По указанному основанию подлежат увольнению при отчислении из военно-учебного заведения (адъюнктуры, военной докторантуры) и при отсутствии других основа­ний для увольнения:

военнослужащий мужского пола, не достигший возраста 18 лет;

женщина-военнослужащий, не имеющая воинского звания офицера или прапорщика (мичмана);

военнослужащий мужского пола, проходящий военную службу по контракту (за исключением военнослужащих, подлежащих направлению для прохождения военной службы по призыву), а также женщина-военнослужащий, имеющая воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), не желающая заключать новый контракт.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, мо­жет быть досрочно уволен командованием с военной службы по сле­дующим основаниям:

а) в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона). Увольнение по данному осно­ванию производится при отсутствии других оснований для увольнения;

б) в связи с переходам на службу в органы внутренних дел Россий­ской Федерации (федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы) (подпункт «б» пункта 2 статьи 51 Федераль­ного закона);

в) в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (подпункт «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона). По указанному основанию военнослужащий, проходящий военную службу по контрак­ту, может быть уволен при невыполнении им условий контракта о про­хождении военной службы. Военнослужащий, уволенный по данному основанию, на момент увольнения не выслуживший срок военной служ­бы по призыву, направляется для прохождения военной службы по при­зыву с зачислением двух месяцев военной службы по контракту за один месяц военной службы по призыву.

г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне (лишением допуска к государственной тайне) (подпункт «г» пункта 2 статьи 51 Федерального закона). По этому основанию может быть уволен военно­служащий, проходящий военную службу по контракту, занимающий воинскую должность (должность), связанную с допуском к государст­венной тайне, при отказе в допуске к государственной тайне или при лишении указанного допуска и при невозможности назначения на дру­гую воинскую должность (должность).

Порядок допуска к государственной тайне определяется Законом Российской Фе­дерации «О государственной тайне», а также Инструкцией о порядке допуска должно­стных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. №. 1050. В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, уста­навливаются следующие формы допуска:

первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

д) в связи с назначением наказания в виде лишения свободы условно (подпункт «д» пункта 2 статьи 51 Федерального закона). По данному основанию может быть уволен военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, при вступлении в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы ус­ловно. По решению командования такой военнослужащий может быть оставлен на военной службе.

е) по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального зако­на). По указанному основанию военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть уволен в соответствии с заключением аттестационной комиссии воинской части (организации) при наличии у него уважительных причин.

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, име­ет право на досрочное увольнение с военной службы по следующим основаниям:

а) в связи с нарушением условий контракта в отношении военно­служащего (подпункт «а» пункта 3 статьи 51 Федерального закона). По данному основанию имеет право увольнения военнослужащий, прохо­дящий военную службу по контракту, при существенном и (или) систе­матическом нарушении в отношении него условий контракта о прохож­дении военной службы. При этом на военнослужащих, уволенных по указанному основанию, в полном объеме распространяются все права и льготы, предусмотренные законодательством для военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.

б) по состоянию здоровья (подпункт «б» пункта 3 статьи 51 Феде­рального закона). По указанному основанию имеет право увольнения военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования военно­служащих определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. № 390.

в) по семейным обстоятельствам (подпункт «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона). По данному основанию право на увольнение имеет военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, в следующих случаях:

в связи с невозможностью проживания члена его семьи по медицин­ским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности его перевода к новому месту военной службы, благоприятному для проживания этого члена семьи;

в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;

в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, же­ной, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой пли усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экс­пертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (по­мощи, надзоре) либо являющимися инвалидами первой или второй группы или лицами, достигшими пенсионного возраста по старости или не достигшими возраста 18 лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);

г) в связи с осуществлением полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт «г» пункта 3 статьи 51 Федерального закона).

По этому основанию право на увольнение имеет военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, осуществляющий полномочия члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

д) в связи с избранием депутатом (главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или главой муниципального образования) (подпункт «д» пункта 3 статьи 51 Феде­рального закона). По данному основанию право на увольнение имеет военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, избран­ный депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Россий­ской Федерации, депутатом законодательного (представительного) ор­гана государственной власти субъекта Российской Федерации, главой исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа местного само­управления либо главой муниципального образования и осуществлении указанных полномочий на постоянной основе.

Военнослужащий, имеющий воинское звание офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы по следующим основаниям:

а) по семейным обстоятельствам (пункт 5 статьи 51 Федерального закона).

По данному основанию военнослужащий, имеющий воинское звание офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение в следующих случаях:

если его отец, мать, родной брат, родная сестра погибли (умерли) связи с исполнением ими обязанностей военной службы;

в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыно­вителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами первой или второй группы или лицами достигшими пенсионного возраста по старости или не достигшими воз­раста 18 лет, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

если он имеет ребенка, воспитываемого без матери;

б) по состоянию здоровья (пункт 5 статьи 51 Федерального закона) По данному основанию военнослужащий, имеющий воинское звание

офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение в связи с признанием его военно-врачебной ко­миссией временно негодным к военной службе по состоянию здоровья.

Порядок увольнения военнослужащих с военной службы определяет­ся статьей 51 Федерального закона «О воинской обязанности» и статьей 34 Положения о порядке прохождения военной службы. Увольнение с военной службы высших офицеров производится указами Президента Российской Федерации.

Важно отметить то, что должностные лица, имеющие право увольне­ния военнослужащих с военной службы, могут пользоваться этим пра­вом лишь в отношении военнослужащих, находящихся в их прямом подчинении.

Важно отметить, что при наличии у военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, нескольких оснований для увольнения с военной службы, он увольняется по избранному им основанию (за ис­ключением случаев, когда увольнение производится по основаниям, предусмотренным подпунктами «д» и «е» пункта 1 статьи 51 Федераль­ного закона).

Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту и не достигший предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть уволен с военной службы без его согласия до приобретения им права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Увольнение военнослужащего с военной службы по основаниям, ко­гда его согласие на увольнение или назначение на новую воинскую должность не предусматривается, производится командованием без ра­порта военнослужащего. Увольнение с военной службы по другим осно­ваниям производится на основании рапорта военнослужащего и, если это необходимо, других документов.

Порядок представления военнослужащего к увольнению с военной службы и оформления соответствующих документов определяется ру­ководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Офицерам и прапорщикам (мичманам), безупречно прослужившим на военной службе 20 лет и более в календарном исчислении, а имею­щим особые заслуги перед Российской Федерацией - независимо от об­щей продолжительности военной службы, при увольнении с военной службы приказами должностных лиц, - осуществляющих увольнение, может быть предоставлено право ношения военной формы одежды и знаков различия, кроме лиц, уволенных по основаниям, предусмотрен­ным подпунктами «д» и «е» пункта 1 и подпунктами «в» - «д» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Военная служба оканчивается в день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с во­енной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствую­щим или объявлением умершим.

Военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностъю обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необхо­димых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Восстановление на военной службе гражданина в соответствии с решением суда производится путем отмены приказа об увольнении во­еннослужащего с военной службы. Отмена приказа об увольнении воен­нослужащего с военной службы производится должностным лицом, из­давшим приказ, или его прямым начальником.

Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков лич­ного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, признанный в установленном порядке без­вестно отсутствующим или объявленный умершим, - со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Увольнение с военной службы военнослужащих производится, как правило, в запас. Граждане пребывают в запасе до достижения ими определенного возраста. Так, младшие офицеры пребывают в запасе до 55 лет, старшие – до 60 лет.

В случае, если в период пребывания на военной службе военнослужащие достигли предельного возраста состояния в запасе они увольняются с военной службы в отставку.

Запас Вооруженных Сил РФ создается из числа граждан:

- прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах соответствующих образовательных учреждений;

- не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочки по достижении возраста 27 лет;

- не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам;

- прошедших альтернативную гражданскую службу;

- женского пола, имеющих военно-учетную специальность.

Гражданину, успешно завершившему обучение по программе подготовки офицеров запаса соответствующих образовательных учреждений, одновременно с зачислением в запас министром обороны Российской Федерации присваивается воинское звание офицера.

Гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе.

 

Граждане, состоящие в запасе, подразделяются на три разряда:

 

Составы запаса (воинские звания) Возраст граждан, пребывающих в запасе
первый разряд второй разряд третий разряд
младшие офицеры до 45 лет до 50 лет до 55 лет
майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга до 50 лет до 55 лет до 60 лет
полковники, капитаны 1 ранга до 55 лет до 60 лет  

 

Такое деление обусловлено необходимостью дифференцировать граждан по возрастным группам в связи с возложением на них в случае необходимости различных (по интенсивности, по наличию требований к уровню подготовки и т.п.) задач по обеспечению обороноспособности государства. Так лица, пребывающие в запасе первого и второго разрядов, в случае мобилизации, как правило, направляются в части постоянной готовности.

Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Граждане, призванные на военные сборы, исполняют обязанности военной службы. Продолжительность военного сбора не может превышать два месяца. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев. Периодичность призыва граждан на военные сборы не может быть чаще одного раза в три года.

Гражданам, пребывающим в запасе, очередные воинские звания могут быть присвоены по представлению должностного лица, руководящего военными сборами, только после прохождения военных сборов и сдачи зачетов, установленных министром обороны Российской Федерации, но не более двух раз за время пребывания указанных граждан в запасе.

 

Глава 7. Международное гуманитарное право о законах войны.