Законодательная основа статуса военнослужащего.


Основные формы увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях.

Основными формами увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, являются: создание и сохранение мемориальных музеев, установление и благоустройство памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих дни воинской славы России, организация выставок, установление на местах воинской славы мемориальных знаков; сохранение и обустройство территорий, исторически связанных с подвигами российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России; публикации в средствах массовой информации материалов, связанных с днями воинской славы России; присвоение имен национальных героев, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, населенным пунктам, улицам и площадям, физико-географическим объектам, воинским частям, кораблям и судам.

По решению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти российских воинов, отличившихся в сражениях.

В дни воинской славы России в Вооруженных Силах и других войсках проводятся торжественные мероприятия.

 

Раздел 3. Правовая подготовка.

Глава 5. Правовой статус военнослужащих.

Основными правовыми актами, содержащими права и свободы человека, включая человека в погонах – военнослужащего, является Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав и основных свобод 1950 г., Конституция РФ.

Пакта о правах человека, участником которых является Россия, содержат широкий комплекс экономических, политических, социальных и культурных прав и свобод, которые в большинстве своем нашли юридическое закрепление в Конституции РФ (глава 2). В ней недвусмысленно утверждается, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права…», «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ст. 17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Каждый человек вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Конституцией РФ гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения, действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Кроме того, граждане вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применятся, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Так, например, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации(ст. 59 Конституции РФ). Граждане обязаны платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Конституция РФ закрепляет положение о том, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15). В случае нарушения этих обязанностей наступает ответственность физических и юридических лиц в установленном законном порядке. В то же время никто не может нести ответственность за деяния, которое в момент его совершения не признается правонарушением.

На военнослужащих РФ в полной мере распространяются общегражданские права, свободы и обязанности. Помимо того, законодательство закрепляет за военнослужащими права и обязанности, обусловленные спецификой военной службы, которые по своей сути являются общевоинскими. В зависимости от служебного (должностного) положения, занимаемого военнослужащими, различают также функциональные или должностные права и обязанности.

Сказанное позволяет нам определить статус военнослужащих как совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством.

К гражданам, имеющим статус военнослужащих, относятся: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с федеральным законом о воинской обязанности и военной службе.

Граждане нашего государства приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы в Вооруженных Силах РФ, других федеральных органах, а также специальных формированиях.

На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ.

Статус военнослужащих один, независимо от того, в каком министерстве или ином федеральном органе исполнительной власти они проходят воинскую службу, за некоторыми исключениями, установленными законодательством.

За военнослужащими, захваченными в плен, а также интернированными сохраняется статус военнослужащих. Органы государственной власти Российской Федерации и военное командование обязаны принимать меры по освобождению военнослужащих в соответствии с нормами международного права.

Статус военнослужащих в военное время и в условиях чрезвычайного положения устанавливается федеральными конституционными законами.

Правовое положение военнослужащих, находящихся в составе российских войск за пределами государственной территории, определяется в соответствии с международными договорами РФ.

Юридические нормы о статусе военнослужащего, его правовом положении содержатся в федеральных законах «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», других законах, а также в Указах Президента Российской Федерации, воинских уставах, иных нормативных правовых актах.