Пользование информационными ресурсами


 

Право пользования информационными ресурсами есть ни что иное, как одно из правомочий, составляющих содер­жание этого права и означающее основанную на законе возможность хозяйственного использования информацион­ного ресурса путем извлечения из него полезных свойств или его потребления.

При этом следует иметь в виду, что правомочие пользо­вания в большинстве случаев хозяйственного использования ресурса тесно связано с правомочием владения. Информа­ционными ресурсами можно пользоваться только при усло­вии фактического обладания ими или, говоря иначе, при условии их наличия у себя.

У собственника или иного титульного владельца инфор­мационного ресурса такое право существует изначально и может быть реализовано в отношении принадлежащего ему ресурса. Для третьих лиц, выступающих в роли поль­зователей, закон устанавливает ряд правовых оснований для реализации права на доступ. Владельцы информацион­ных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе:

— законодательства;

— уставов органов государственной власти, органов мест­ного управления и самоуправления, общественных, полити­ческих и иных организаций, положений о них;

— договоров на услуги по информационному обеспече­нию. При этом пользователи — граждане, органы государст­венной власти, органы местного управления и самоуправле­ния, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информаци­онным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владель­цем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации, только если она не отнесена к разряду информации с ограниченным доступом.

Юридически обеспеченную возможность ознакомления с теми или иными документами следует рассматривать как право на ознакомление. Это право в отношении докумен­тов, содержащих сведения, затрагивающие права и свобо­ды пользователя, непосредственно закреплено в Конститу­ции Республики Беларусь

Эта связь проявляется в том, что без права на доступ право пользования и право на ознакомление не могут быть реализованы. С другой стороны, невозможно пользоваться информацией из информационных ресурсов без предва­рительного ознакомления с ней. Действующее законодательство провозгла­шает доступ физических и юридических лиц к государст­венным информационным ресурсам в качестве основы осу­ществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления общественных, политических и иных организа­ций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Праву на доступ к информации корреспондирует обязан­ность органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, ответственных за форми­рование и использование информационных ресурсов, пре­доставлять запрашиваемую информацию и обеспечивать условия для ее оперативного и полного предоставления.

Порядок получения информации пользователем опреде­ляет собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением требований Закона Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. № 3850-ХП «Об информатизации». Перечни, характеризующие содержание информации и ус­луг по информационному обеспечению, а также сведения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам предоставляются пользователям бесплатно. Очевидно, что пользователь, реализуя свое право на доступ к информации из государственных информационных ресурсов, может тре­бовать предоставления только тех сведений, которыми рас­полагает владелец или собственник информационного ре­сурса. Законом гарантируется между тем достаточно широ­кий спектр информационных продуктов, предоставление которых пользователям обязательно со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это, прежде всего, касается информации о деятельности названных органов, о правах, свободах и обязанностях граж­дан, о проблемах, представляющих общественный интерес. В данном случае право на доступ реализуется пользовате­лями, как правило, через средства массовой информации в форме их оповещения.

Реализация права на доступ к информации, содержащей­ся в частных информационных ресурсах, законом не гаран­тируется. Доступ к подобной информации может быть осу­ществлен на договорной основе. Из него законодатель делает исключение. Исключение касается доку­ментированной информации о гражданах и организациях.

Отказ владельца информационных ресурсов в доступе к информации о запрашивающем ее субъекте может быть обжалован в судебном порядке.

 

ТЕМА 3: ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ