Понятия и виды информационных ресурсов


Классификация информации по роли в правовой системе

По роли в правовой системе информация разделяется на правовую и неправовую.

Нормативная правовая информация создается в поряд­ке правотворческой деятельности и содержится в норма­тивных правовых актах.

Ненормативная правовая информация создается в по­рядке правоприменительной и правоохранительной дея­тельности.

К ненормативной правовой информации можно отнести:

1) общую информацию о состоянии законности и право­порядка;

2) информацию о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах;

3) информацию, связанную с раскрытием и расследо­ванием правонарушений (криминологическая, кримина­листическая, судебно-экспертная, оперативно-розыскная);

По степени доступности информация подразделяется на открытую и информацию ограниченного доступа.

К открытой можно отнести:

1) информацию как объект гражданских прав;

2) массовую информацию;

3) информацию о выборах, референдумах;

4) официальные документы.

5) и др.

К информации с ограниченным доступом относятся:

1) государственная и служебная тайна;

2) секреты производства и коммерческая тайна;

3) персональные данные;

4) другие виды тайн (врачебная, адвокатская, нотари­альная, семейная).

Особенности и юридические свойства информации проявляются в информационных процессах, обеспечивающих реализацию основных информационных прав, провозглашенных Конституцией РБ, и обя­занностей соответствующих субъектов в порядке обеспечения гаран­тий информационных прав и свобод. Для информации любого вида и назначения, создаваемой, применяемой или распространяемой в пра­вовой системе, присущи некоторые свойства, которые влекут за собой определенные юридические последствия при обращении информа­ции.

Юридическая информация отличается от иных видов информации своими свойствами и особенностями:

1) физической неотчуждаемостью, так как при переда­че информации от одного лица к другому и юридического закрепления этого факта процедура отчуждения должна заменятся передачей прав на ее использование и переда­ваться вместе с этими правами;

2) обособляемостью, поскольку для включения в обо­рот информация всегда овеществляется в виде символов, знаков, волн, вследствие этого обособляется от ее произ­водителя и существует отдельно и независимо от него. Это подтверждает факт оборотоспособности информации как самостоятельного отдельного объекта правоотношений, в результате чего появляется возмож­ность передачи информации в такой форме от одного субъекта кдругому.

3) материальностью. Это свойство возникает в силу того, что информация передается и распространяется только на ма­териальных носителях, а это позволяет распространить на информационную вещь совместное и взаимосвязанное дей­ствие двух институтов — авторского права и вещного права;

4) распространяемостью, так как информация может распространятся и тиражироваться в неограниченном коли­честве экземпляров без изменения ее содержания, поэтому может принадлежать неограниченному кругу лиц. Отсюда сле­дует, что необходимо юридически закреплять объем прав по ис­пользованию информации.

5) экземплярности информации.Это свойство заключается
в том, что информация распространяется, как правило, не сама по себе, а на материальном носителе, вследствие чего возможен учет экзем­пляров информации через учет носителей, содержащих информацию

6) организационной формы.Информация, находящаяся в
обороте, как правило, представляется в документированном виде, т.е.
в форме документа. Это могут быть подлинник (оригинал) документа,
его копия, массив документов на бумажном или электронном носителе
(банк данных или база данных) тоже в виде оригинала или копии, библиотека, фонд документов, архив и т.п.

В ст. 1 Законе Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. № 3850-ХП «Об информатизации» информационные ресурсы определены как организованная совокупность документиро­ванной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах. В основу данного понятия положена категория доку­мента, рассматриваемого законодателем в качестве инфор­мации, закрепленной на каком-либо материальном носи­теле.

Согласно ст. 13 Закона Республики Беларусь от 6 сен­тября 1995 г. № 3850-ХП «Об информации» информацион­ные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц и государства, а сами отношения носят характер вещно-правовых отношений. Информационные ресурсы могут быть государствен­ными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного управления и самоуправления, организаций и общественных объединений.

Ст. 14 того же закона определяет физические, и юридические лица являются собственни­ками тех документов и их массивов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, полу­чены в порядке дарения или наследования. При этом госу­дарство имеет право на выкуп документированной инфор­мации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, могут по желанию их собственника включаться в состав государст­венных информационных ресурсов по правилам, установ­ленным для включения документов в соответствующие ин­формационные системы.

Информационные ресурсы, согласно ст. 15 выше указанного закона, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, под­лежат учету и защите в составе государственного имущества. Собственник информационных ресурсов пользуется все­ми правами, предусмотренными законодательством Респуб­лики Беларусь, в том числе имеет право:

— назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ве­дение информационными ресурсами или оперативное управление ими;

— устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

— определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.

Виды информационных ресурсов. Действующее законода­тельство, регулирующее отношения в информационной сфере, не содержит ясных правил, позволяющих диффе­ренцировать информационные ресурсы на их отдельные разновидности.

По формам собственности информационные ресурсы подразделяются на:

— государственные;

— частные.

Государственные в свою очередь делятся на:

— открытые и общедоступные информационные ресурсы;

— информационные ресурсы ограниченного доступа. Последние в свою очередь дифференцируются на:

— документированную информацию, отнесенную к го­сударственной тайне;

— документированную информацию конфиденциально­го характера.

В данном случае классификационным основанием де­ления информационных ресурсов выступает характер дос­тупа к ним.