Понятия и виды информационных ресурсов
Классификация информации по роли в правовой системе
По роли в правовой системе информация разделяется на правовую и неправовую.
Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах.
Ненормативная правовая информация создается в порядке правоприменительной и правоохранительной деятельности.
К ненормативной правовой информации можно отнести:
1) общую информацию о состоянии законности и правопорядка;
2) информацию о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах;
3) информацию, связанную с раскрытием и расследованием правонарушений (криминологическая, криминалистическая, судебно-экспертная, оперативно-розыскная);
По степени доступности информация подразделяется на открытую и информацию ограниченного доступа.
К открытой можно отнести:
1) информацию как объект гражданских прав;
2) массовую информацию;
3) информацию о выборах, референдумах;
4) официальные документы.
5) и др.
К информации с ограниченным доступом относятся:
1) государственная и служебная тайна;
2) секреты производства и коммерческая тайна;
3) персональные данные;
4) другие виды тайн (врачебная, адвокатская, нотариальная, семейная).
Особенности и юридические свойства информации проявляются в информационных процессах, обеспечивающих реализацию основных информационных прав, провозглашенных Конституцией РБ, и обязанностей соответствующих субъектов в порядке обеспечения гарантий информационных прав и свобод. Для информации любого вида и назначения, создаваемой, применяемой или распространяемой в правовой системе, присущи некоторые свойства, которые влекут за собой определенные юридические последствия при обращении информации.
Юридическая информация отличается от иных видов информации своими свойствами и особенностями:
1) физической неотчуждаемостью, так как при передаче информации от одного лица к другому и юридического закрепления этого факта процедура отчуждения должна заменятся передачей прав на ее использование и передаваться вместе с этими правами;
2) обособляемостью, поскольку для включения в оборот информация всегда овеществляется в виде символов, знаков, волн, вследствие этого обособляется от ее производителя и существует отдельно и независимо от него. Это подтверждает факт оборотоспособности информации как самостоятельного отдельного объекта правоотношений, в результате чего появляется возможность передачи информации в такой форме от одного субъекта кдругому.
3) материальностью. Это свойство возникает в силу того, что информация передается и распространяется только на материальных носителях, а это позволяет распространить на информационную вещь совместное и взаимосвязанное действие двух институтов — авторского права и вещного права;
4) распространяемостью, так как информация может распространятся и тиражироваться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания, поэтому может принадлежать неограниченному кругу лиц. Отсюда следует, что необходимо юридически закреплять объем прав по использованию информации.
5) экземплярности информации.Это свойство заключается
в том, что информация распространяется, как правило, не сама по себе, а на материальном носителе, вследствие чего возможен учет экземпляров информации через учет носителей, содержащих информацию
6) организационной формы.Информация, находящаяся в
обороте, как правило, представляется в документированном виде, т.е.
в форме документа. Это могут быть подлинник (оригинал) документа,
его копия, массив документов на бумажном или электронном носителе
(банк данных или база данных) тоже в виде оригинала или копии, библиотека, фонд документов, архив и т.п.
В ст. 1 Законе Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. № 3850-ХП «Об информатизации» информационные ресурсы определены как организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах. В основу данного понятия положена категория документа, рассматриваемого законодателем в качестве информации, закрепленной на каком-либо материальном носителе.
Согласно ст. 13 Закона Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. № 3850-ХП «Об информации» информационные ресурсы являются объектами отношений физических, юридических лиц и государства, а сами отношения носят характер вещно-правовых отношений. Информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного управления и самоуправления, организаций и общественных объединений.
Ст. 14 того же закона определяет физические, и юридические лица являются собственниками тех документов и их массивов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования. При этом государство имеет право на выкуп документированной информации у физических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государственной тайне. Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, могут по желанию их собственника включаться в состав государственных информационных ресурсов по правилам, установленным для включения документов в соответствующие информационные системы.
Информационные ресурсы, согласно ст. 15 выше указанного закона, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества. Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь, в том числе имеет право:
— назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами или оперативное управление ими;
— устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;
— определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.
Виды информационных ресурсов. Действующее законодательство, регулирующее отношения в информационной сфере, не содержит ясных правил, позволяющих дифференцировать информационные ресурсы на их отдельные разновидности.
По формам собственности информационные ресурсы подразделяются на:
— государственные;
— частные.
Государственные в свою очередь делятся на:
— открытые и общедоступные информационные ресурсы;
— информационные ресурсы ограниченного доступа. Последние в свою очередь дифференцируются на:
— документированную информацию, отнесенную к государственной тайне;
— документированную информацию конфиденциального характера.
В данном случае классификационным основанием деления информационных ресурсов выступает характер доступа к ним.