Понятие и виды деятельности


ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Управление эмоциями

Снятию эмоционального напряжения способствуют:

1.сосредоточение внимания на технических деталях задания, тактических приемах, а не на значимости результата;

2.получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации;

3.разработка запасной стратегии достижения цели на случай неудачи;

4.откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т.п.;

5.физическая разрядка;

6.мышечное расслабление (релаксация) с помощью аутогенной тренировки;

7.слушание музыки;

8.активизация чувства юмора.

Основное внешнее отличие живой материи от неживой, высших форм жизни от низших, более развитых живых существ от менее развитых заключается в том, что первые гораздо более подвижны и активны, чем вторые. Жизнь во всех своих формах связана с движениями, и по мере ее развития двигательная активность приобретает все более совершенные формы. Элементарные, простейшие живые существа гораздо более активны, чем самые сложно организованные растения. Это относится к разнообразию и скорости движений, возможности перемещаться в пространстве на различные расстояния.

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преоб­разование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Деятельность человека разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях.

1.Традиционно принято считать, что основными видами деятельности являются трудовая, учебная и игровая. Это так называемые «ведущие виды» деятельности, которые характерны для основных возрастных этапов развития человека.

Трудовая деятельность отличается тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата.

Для учебной деятельности (как и для игровой) этот результат является индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний.

Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом (движущей силой) выступает не результат, а процесс деятельности.

2.Деятельность также делят на индивидуальную и совместную.

Совместная деятельность, в отличие от индивидуальной, реализуется двумя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников, их ролевая и инструментальная дифференциация.

3.Деятельность делят на внешнюю и внутреннюю.

Под внешней деятельностью понимают все виды, типы и процессы деятельности, которые сопровождаются внешними проявлениями: движениями, действиями, экспрессией и т.п.

Внутренняя деятельность – «психическая деятельность», которая подразумевает работу всех психических процессов: памяти, внимания, мышления, эмоций и т.п.

4.Деятельность делят на непосредственную и опосредованную деятельность.

При непосредственной деятельности человек непосредственно воздействует на предмет и получает информацию о его состоянии.

При опосредованной деятельности информация о предмете труда предоставляется человеку через опосредствующие звенья: табло, пульты, индикационные устройства и т.п.

Наряду с отмеченными, существуют и другие многочисленные классификации видов деятельности.

Содержание и структура деятельности

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние.

Деятельность включает в себя как минимум три основных структурных компонента:

мотивы – побуждение к деятельности человека;

цели – то, на что непосредственно направлена деятельность;

действия – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненные общему мотиву.

Каждый из структурных компонентов деятельности наполнен собственным содержанием и предполагает существование множества элементов, составляющих «базовую» основу деятельности. Рассмотрим каждый структурный компонент.