Восточные театральные системы (китайский театр)


Эстетика просвещения

ОБъединяет общность целей - главную задачу эпического театра Брехт видел в просвещении зрителя, в духе Дидро, Вольтера. Уже для драматургии просветителей были характерны - цитирование образа, предуведомление о развязке, экспериментальные обстоятельства у Брехта сродни Вольтеровской традиции. Шиллер вводил в драму хор, утверждая условный театр.

Для восточно-азиатских театров характерны многообразные эффекты отчуждения, дистанцированность сцены и зрительного зала. Древнейший в Японии - кукольный театра, использование масок, символический жест, особенности вокала и система сценических знаков. Все это заимствует Брехт.

 

 

Роберт Музель (1880-1942)

Творческая судьба оказалась сходной с судьбой Кафки. Является одной из центральный фигур в литре 20 века. Он прошел через прежизненнео забвение, которое доставляло ему много больше горести, чем Кафки. Музель - сейчас очень известен, но эта слава пришла после второй мировой войны. У нас роман "Человек без свойств" в 84 году опубликовали. Приход этого автора в литру современной ему критикой не остался незамеченным. Музель накоплял лит процесс, его увлекает все - немецкие романтики, русские реалисты 19 века, философия Ницше. Он даже защищает дессертацию об учении Маха. Такая всеядность в предпочтениях Музеля в приобщении его к лит-филосоыским идеям объясняется биографией - он не получил классического образования. Он был выходец из дворянской семьи, учился в военном училище, а затем в Высшей Технической школе, в которой отсутствовала гуманитарная атмосфера. Вырвавшись из этого, Музель решил компенисровать пробелы в образовании. Именно техническое образование стало для писателя "той родинкой, которая исчезает последней". Благодаря техническому образу мышления, Музель создаст особый тип романа, который назовут симбиозом эпоса и математики. Здесь вспоминается Стендаль, который применил законы механики и математики к литре. Сама атмосфера тех лет, рубежа веков, была отмечена поиском и сменой лит вкусов, существованием полярных настроений.

Уже в начале 20 века в дневниках и набросках у Музеля появляется фигура расщепителя собственной души, позднее из нее вырастет главный герой романа "Человек без свойств" - Ульрих. Вивисекция - термин от Ницше. Влияние Ницше на раннего Музеля было огромным, именно с осмыслением идей Ницше связаны многие этические положения Музеля, например, идея незакрепленной морали, динамической, представление о творческой личности как о "потенциальном человеке", "человеке возможностей". Однако центральные положения философской системы - культ сверхчеловека, воля к власти, апология войны, антирационализм вызвали у Музеля критическую реакцию, хотя эти идеи также были предметом его размышлений. Главное влияние Ницше касалось у Музеля не столько этики, сколько эстетики, затронуло саму структуру романа, поиски в области формы современного романа.

Музель - главная проблема - Человек, и ориентиры в изучении человека - это Достоевский и Толстой (множество точек зрения). Знаменитая дневниковая запись самого Толстого едва ли была знакома Музелю - одно из величайших заблуждений при суждении о человеке состоит в том, что мы называем человека сильным, слабым и тд, а человек есть все, все возможности, есть текучее вещество. Вряд ли Музель читал эту запись, но уловил этот нюанс из чтения произведений Толстого. Литра развивается в сторону отказа от цельного характера (Музель).

Искусство своременное по мнению Музеля занято посиком особой динамической морали, учит сомнениям в целостности человека. Проблемы человека и морали в середине 20 годов важна для Музеля, потому что он начинает работать над романом "Человек без свойств".

Бессвойственность - новая модель литературного героя. В 1921 году в эссе "Нация как идеал и как действительность" он писал о том, что в поисках нового героя с динамической морали Музель понимал чем опасно подобное развитие личности. Исследователи последних лет относят Музеля к создателям интеллектуального романа 20 века. Однако сам Музель возражал против этого - он не хотел писать интеллектуальный роман, а лишь роман традиционный, обладающий интеллектом. Томас Манн и Роберт Музель принадлежат к разным эпохам истории романа, но в романах Манна это интеллектальность выявляется в диалогах идей. Манн - автор термина "интеллектулаьный роман".

Роман Музеля Кундера предлагает считать интеллектуальным романом нового типа. САм писатель видел в своем романе "энциклопедию всей духовной жизни гениального индивида" (это в точности определение Шлегеля, данное им в 19 веке). Роман - большой эпический жанр, сможет соединить художественное целое, историю человека возможностей с панорамой мира повторения подобного. Динамическое сознание главного героя должно столкнуться с миром повторения подобного - создание царство духовности это главная цель такого столкновения. А единственный путь к этому - утопия.

Роман "Человек без свойств" остался незавершенным, поэтому существуют не только разные финалы, но и размышления как далеко автор от конца жизни. Неизвестно, к какой из возможных утопий автор бы привел героя.