Должная тщательность


Профессиональная компетентность

Независимость

 

При осуществлении контрольной деятельности работники финансового контроля должны проявлять профессиональный скептицизм. Проявление профессионального скептицизма – весомость полученных доказательств критически оценивается. Доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлению руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов внимательно изучаются. Контрольная деятельность подлежит планированию. При планировании учитываются законность, своевременность и периодичность проведения контрольных мероприятий, степень обеспеченности ресурсами, равномерность нагрузки на работников финансового контроля, экономическая целесообразность проведения контрольных мероприятий и тд

Качество контрольной деятельности подлежит систематическому контролю . проведение каждого контрольного мероприятия должно быть подготовлено субъектом финансового контроля. При проведении контрольного мероприятия формируется рабочая документация, оформляющая результаты контрольного мероприятия. Рабочая документация комплектуется, учитывается и хранится в установленном порядке осуществления объектом финансового контроля контрольной деятельности. Результаты контрольного мероприятия оформляются в письменном виде актом, который должен иметь сквозную нумерацию страниц. Положением определено содержание акта. Выводы, содержащиеся в акте, должны подтверждаться достаточными надлежащими надёжными доказательствами. При описании каждого нарушения в акте должны быть указаны положения законодательных и нормативных актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чём выразилось нарушение, документально подтверждённая сумма нарушения, должностное материально-ответственное или иное лицо, допустившее нарушение . В акте не допускаются выводы, предположения, факты, не подтверждённые доказательствами, морально-этическая оценка действий лиц объекта финансового контроля, помарки, подчистки и иные исправления.

3. Основной целью и задачей внешнего независимого финансового контроля является установление достоверности бухгалтерской финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершённых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актом, действующим в РФ с приемлемой вероятностью. Согласно требованию МСА достоверная бухгалтерская отчетность должна удовлетворять, по крайней мере, таким критериям как:

1. Существования. Критерии выполняется при подтверждении достоверности сальдо по счетам бухгалтерского учёта.

2. Возникновения. Критерии выполняется при подтверждении достоверности оборотов по счетам.

3. Права и обязательства. Критерии выполняется при подтверждении юридически оформленных прав на активы баланса и юридически оформленных обязательств на пассивы. Это означает, что

После выхода приказа №186н изменился порядок принятия на баланс имущества. При соблюдении условий п4 ПБУ 6 сразу принимаем к учёту ОС, то есть в момент передачи акта приёмки-передачи, то есть покупатель принимает к учёту ОС в момент передачи этого акта, а продавец применяет счёт 45 до момента выдачи свидетельства о государственной регистрации.

4. Полнота. Критерии выполняется при подтверждении полноты отражения совершённых хозяйственных операций в регистрах учёта и полноты включения данных регистров в бухгалтерскую отчётность .

5. Оценка. Критерии выполняется при подтверждении правильности оценок статей отчетности

6. Точность. Критерий выполняется при подтверждении временной определённости фактов хозяйственной деятельности организации.

7. Представление и раскрытие. Означает, что информация, представленная в бухгалтерской отчетности, не противоречива, и содержит необходимые расшифровки.

Порядок проведения аудиторского финансового контроля регулируется федеральным законом об аудиторской деятельности, постановлением правительства РФ, документами министерств и ведомств, стандартами аудиторской деятельности. Согласно этим актам аудиторская деятельность определяется как независимый вневедомственный финансовый контроль. Цель аудитора – высказать заинтересованным пользователям своё профессиональное мнение о степени достоверности бухгалтерской отчетности организации. Пользователи информации, представленной в бухгалтерской отчетности, связаны с организацией имущественными или финансовыми интересами.

 

Пользователи информации, представленные в бухгалтерской отчетности

№п/п Пользователи отчетности Интерес в организации
Собственники Получение дивидендов
Кредиторы взаимодавцы Получение процентов и возврат кредитов и займов
Инвесторы Доход по вкладам, инвестициям
Исполнительный орган, руководство Оплата труда, другие привилегии
Поставщики Оплата поставок
Покупатели Получение товаров, работ, услуг
Государственные органы Налоги и сборы

 

Аудиторский контроль (внешний аудит) может осуществляться юридическими лицами, аудиторскими организациями или аудиторами-физическими лицами.

При этом, обязательный аудит проводится исключительно аудиторскими организациями.

Аудиторская организация может иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную ГК РФ, кроме ОАО, государственного или муниципального унитарного предприятия, некоммерческая организация.

По степени обязательности аудиторский контроль подразделяется на обязательный аудит и инициативный, по составу и объему проверяемой документации на аудит годовой бухгалтерской отчетности и специальный аудит. По виду исполнителя аудиторских услуг аудиторский контроль подразделяется на внешний и внутренний аудит.

 

Полномочия органов, осуществляющих государственный ведомственный контроль – будет направлено в электронном виде Л.В.

 

Налоговый контроль, как форма государственного финансового контроля.

1.Порядок проведения налоговых проверок

2.Ответственность за совершение налоговых правонарушений

3.Отдельные виды налоговых правонарушений.

 

Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей осуществляется налоговыми органами. Налоговым кодексом определены следующие формы налогового контроля:

1.Налоговые проверки

2.Получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков налоговых сборов.

3.Проверки данных учета и отчетности.

4.Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.

5.Другие формы, предусмотренные Кодексом.

Наиболее распространенной формой налогового контроля является налоговая проверка, которая может быть камеральной или выездной. Налоговой проверкой могут быть охвачены исключительно три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавшие году проведения проверки. Выездная налоговая проверка проводится на основании оформленного в установленном порядке решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Период проведения выездной налоговой проверки ограничен двумя месяцами. При этом, указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных – до шести. Установлено ограничение по количеству выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. Налоговый орган не в праве проводить 2 и более проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключение составляют случаи, когда:

1.Выездная налоговая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации

2.Выездная налоговая проверка осуществляется вышестоящим налоговым органом, в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

3.Налогоплательщикам предоставляется уточненная налоговая декларация с указанием суммы налога в размере меньшим ранее заявленного.

Наряду с решением руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, должностные лица налоговых органов, прибывшие для проведения проверки, обязаны предъявить служебные удостоверения.

 

В 2006 году появилось Постановление Пленума ВАС (высшего арбитражного суда) РФ от 12 октября 2006 года №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды». До 2006 года нужно было еще одно условие получение вычета: оплата поставщику.

Д10 К60

Д19 К60

Д68 К19

После 2006 года это условие было отменено.

С этого момента появился принцип разумной осмотрительности при подборе контрагентов. МинФин РФ в письме указал, что налогоплательщики должны в своей учетной политике прописать, как ими соблюдается принцип разумной осмотрительности. Например, до заключения договора мы просим представить заверенную копию постановки на налоговый учет, о внесении записи в ОГРЮ, выписку из ОГРЮ, по каждому контрагенту – информационный файл, используем общедоступную информацию в интернете.

 

 

По результатам выездной налоговой проверки лицами, проводившими проверку, составляется справка проведения проверки с указанием предмета проверки и срока ее проведения. При этом, датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении проверки, а датой ее окончания – дата составления указанной выше справки.

Юридическим лицам необходимо знать, что при проведении выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов имеют право провести инвентаризацию имущества налогоплательщика, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, а также осуществлять иные права, предусмотренные статьей 31 НК РФ, в том числе вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в налоговые органы, привлекать для проведения налогового контроля на договорной основе специалистов и экспертов. При этом, проверяемое лицо имеет следующие права:

1) Заявить отвод эксперту

2) Просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц

3) Представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта

4) Присутствовать при проведении экспертизы и давать объяснения

5) Знакомиться с заключением эксперта

По завершении выездной налоговой проверки налоговыми органами составляется акт по результатам такой проверки, срок, в течение которого составляется акт, равен 10 рабочим дням с момента выявления нарушения. Акт выездной налоговой проверки должен быть составлен по установленной форме. Акт передается руководителю организации или его представителю под расписку или любым другим способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком. При направлении акта по почте заказным письмом датой его получения считается 6 день, считая с даты его отправки. После получения акта выездной налоговой проверки и ознакомления с ним проверяемое лицо в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями налоговых органов в праве в течение 15 дней со дня получения акта представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом, либо по отдельным положениям акта.

Если в Налоговом кодексе ничего не сказано, то принимаются рабочие дни.

Возражения, представленные налогоплательщиком в указанный срок, могут сопровождаться документами, подтверждающими позицию проверяемого лица – выдержки из законов, из НК, письма МИНфина, налоговой службы, Высшего арбитражного суда. Основное – минфин, запрос к нему.

По истечении срока, предусмотренного кодексом, для представления возражений по акту, руководителем (его заместителем) в срок, не превышающий 10 дней, рассматриваются акт налоговой проверки и документы, представленные налогоплательщиком, который заблаговременно должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, но не более, чем на 1 месяц. После рассмотрения материалов проверки руководителем налогового органа должно быть принято одно из следующих решений (в течение 10 раб. Дней):

А) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения

Б) об отказе привлечения налогоплательщика к ответственности

В) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

По решению о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения ему должно быть направлено требование об уплате налогов и штрафных и финансовых санкций.

Как и акт выездной налоговой проверки, решение и требование должны быть вручены под расписку или переданы иным способом, свидетельствующим о дате получения указанных документов (6 день). В случаях, когда налогоплательщик отказывается добровольно уплатить сумму налоговых санкций или пропускает срок уплаты, указанный в требовании, налоговые органы имеют право взыскания с налогоплательщика санкций во внесудебном порядке, независимо от суммы штрафов.

Налогоплательщик же имеет в свою очередь право в 10-дневнй срок обратиться в вышестоящий налоговый орган для обжалования решения о привлечении к ответственности, после чего решение вступает в законную силу с 01 января 2008 года решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения можно обжаловать в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

 

2.Налоговым правонарушением признается совершенное в нарушение законодательство о налогах и сборах действие или бездействие налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность. К ответственности за совершение налоговых правонарушений могут быть привлечены как организации, так и физические лица.

Статьей 108 НК РФ установлены общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения:

1) Привлечение к ответственности возможно исключительно по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ

2) За совершение одного и того же налогового правонарушения не допускается повторного привлечения к налоговой ответственности

3) Ответственность за совершение налогового правонарушения наступает в том случае, если совершенное деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством

4) Наряду с привлечением организации к ответственности ее должностные лица могут быть привлечены к административной, уголовной или иной ответственности

5) При применении к налогоплательщику ответственности за совершение налогового правонарушения за ним сохраняется обязанность по уплате сумм налога и пени

Статьей 112 НК РФ предусмотрены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность лица за налоговые правонарушения, причем перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым. Так, в качестве смягчающего обстоятельства может быть признан факт совершения налогового правонарушения впервые, незначительность правонарушения, отсутствие умысла на совершение правонарушения, другие обстоятельства, в том числе и тяжелое материальное положение. 114 статья – при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа снижается не менее, чем в два раза.

Отягчающим ответственность обстоятельством является исключительно совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение.

 

Отдельные виды налоговых правонарушений

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их правонарушение установлены статьями 116-129 НК РФ. Так, к налоговым правонарушениям относятся:

1) Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

2) Уклонение от постановки на учет в налоговом органе

3) Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке

4) Непредставление налоговой декларации

5) Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.

6) Неуплата или неполная уплата сумм налога

7) Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию или перечислению налогов

8) Непредставление налоговым органам сведений, необходимых для осуществления налогового контроля и другие

120 и 122 статья – наиболее часто

Со 2 сентября 2010 года были введены новые составы правонарушений и повышены размеры штрафов. В частности, возросла ответственность за непредставление документов. Теперь штраф – 200 рублей за каждый непредставленный документ. А санкция за отказ организации предоставить документы по запросу инспекции со сведениями о налогоплательщике составляет 10000 рублей. В 2 раза повысился штраф за грубое нарушение правил бухучета и объектов налогообложения (120 статья: раньше – 10%, а теперь – 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40.000). Отсутствие регистров налогового учета и систематическое неправильное отражение хозяйственных операций в данных регистрах также попадает под эту статью.

Изменены правила определения размера штрафа по некоторым видам правонарушений. Так, штраф за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе теперь не зависит от продолжительности просрочки составляет 10.000 рублей. За ведение деятельности без постановки на учет необходимо заплатить 10% от полученных за этот период доходов, но не менее 40.000 рублей. За непредоставление налоговой декларации теперь не различается в зависимости от того, опоздал ли налогоплательщик с подачей отчетности более чем на 180 дней или нет и составляет 5% от неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате на основании этой декларации. За каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1000 рублей.

Составление экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложным переводом карается суммой 5000.

В 5 раз увеличился штраф за несвоевременное сообщение налоговому органу сведений по статье 129 НК РФ. Теперь- 5000. А если данное правонарушение совершается повторно в течение календарного года, размер штрафа составляет 20.000. Ответственность по данной статье наступает в том числе за отказ предоставить сведения о проверяемых контрагентах.

 

Основные задачи и направления внутреннего контроля.

1. Сущность внутреннего контроля

2. Порядок осуществления внутреннего контроля в акционерных обществах

3. Порядок осуществления внутреннего контроля в обществах с ограниченной ответственностью

4. Виды внутреннего аудита

1.Внутренний контроль является одной из основных функций управления и представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявление отклонений и неблагоприятных ситуаций своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими. Таким образом, внутренний контроль является формой обратной связи, посредством которой органы управления организации получают необходимую информацию о действительном состоянии объекта и реализации управленческих решений.

Международные стандарты аудиторской деятельности ISO 315, ISO 330 увязывают оценку аудиторских рисков и аудиторские процедуры по оцененным рискам с анализом надежности системы внутреннего контроля (СВК) аудируемых лиц с позиции возможного искажения финансовой отчетности. В соответствии с международными стандартами аудиторской деятельности анализ СВК должен производиться постоянно. Начиная с 2006 года в международные стандарты аудиторской деятельности внесены изменения, предусматривающие ответственность руководства аудируемого лица за разработку, внедрение и поддержание системы внутреннего контроля, которая обеспечивала бы представление достоверной финансовой отчетности.

В соответствии с ФСАД «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», основу внутреннего контроля экономического субъекта составляют контрольная среда, система бухгалтерского учета и средства контроля. В российских стандартах аудиторской деятельности СВК рассматривается, как совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых экономическим субъектом в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая включает организованные внутри экономического субъекта и его силами контроль и проверку:

· Соблюдение требований законодательства

· Точности и полноты документального оформления операций

· Предотвращение ошибок и искажений в бухгалтерском учете

· Исполнения приказов и распоряжений

· Обеспечения сохранности имущества организации

В абсолютном выражении результат действия СВК представляет собой сумму экономии потерь, возникшую в связи с функционированием СВК. Применение СВК принесет выгоду только в том случае, если результат ее функционирования превышает стоимость ее содержания.

В зависимости от различных факторов, определяющих деятельность предприятия (вид деятельности, объем экономических показателей, сложившаяся система управления) функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы, отдельные аудиторы, ревизоры, состоящие в штате организации, а также привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и внешние аудиторы. Отдельные вопросы деятельности как внешних, так и внутренних аудиторов, регулируются законодательными актами об организациях соответствующих форм собственности и организационно-правовых форм.

2.Вопросы контроля за финансово-хозяйственной деятельностью раскрыты в главе 12 ФЗ №208 об акционерных обществах.

В соответствии со статьей 85 указанного закона органы контроля в виде ревизионной комиссии избираются общим собранием акционеров.

Ее компетенция по вопросам, не урегулируемым в законе, должна быть определена в уставе акционерного общества. Порядок деятельности ревизионной комиссии определяется внутренними документами общества, которые также должны быть утверждены общим собранием акционеров. Действующее законодательство об акционерных обществах предоставляет ревизионной комиссии следующие полномочия:

· В любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества

· Руководящие лица общества обязаны предоставлять ей любые документы о финансово-хозяйственной деятельности

· Ревизионная комиссия общества вправе требовать созыва внеочередного собрания общества. В состав ревизионной комиссии могут быть избраны только акционеры соответствующего АО, они не могут занимать какие-либо должности в органах управления общества, а также являться членами совета директоров или наблюдательного совета общества. При избрании ревизионной комиссии в голосовании не участвуют акции, принадлежащие членам совета директоров или лицам, занимающим должности в органах управления обществом. В задачи ревизионной комиссии входит лишь одна специфическая функция управления: контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия (внутренний аудит). Объективность внутреннего аудита обеспечивается именно степенью его независимости в структуре управления предприятием. Внутренний аудитор подчиняется и предоставляет отчеты только назначившему его руководству и собственникам предприятия и независим от лиц, занимающих другие должности. Внутренний документ, например, Положение о деятельности ревизионной комиссии, должен содержать права и порядок действий членов ревизионной комиссии в процессе контроля за ведением бухгалтерского учета и предоставления отчетности. При этом ревизионная комиссия должна руководствоваться общими правилами, установленными законодательством РФ в области бухгалтерского учета и отчетности. Для подготовки общества к внешнему аудиту ревизионная комиссия должна контролировать не только своевременность предоставления отчетности, но и правильность ее формирования и ведения бухгалтерского учета в целом.

 

В обязанности ревизионной комиссии общества должны входить:

· Анализ правильности применения рабочего плана счетов

· Проверка правильности ведения учетных регистров

· Проверка соответствия данных синтетического учета данным аналитического учета

· Оценка достоверности учета с применением автоматизированной обработки документов

· Проверка правильности учета затрат

· Анализ правильности денежной оценки ТМЦ

· Проверка организации документооборота и своевременности поступления первичных документов

· Анализ проводимых инвентаризаций, а также отражение их результатов в учете и отчетности

· Проверка соответствия данных бухгалтерского учета данным бухгалтерской отчетности, представляемой акционерам

· Анализ правильности определения прибыли

 

3.Отдельные положения об организации внутреннего аудита содержатся и в федеральном законе №14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Статьей 32 указанного закона установлено, что Уставом ООО может быть предусмотрено образование ревизионной комиссии (избрание ревизора общества). При этом, в отдельных случаях, если ООО имеет более 15 участников, образование ревизионной комиссии обязательно.

Срок деятельности ревизионной комиссии, а также количество членов ревизионной комиссии определяются Уставом общества. Избрание и досрочное прекращение полномочий ревизионной комиссии являются исключительной компетенцией Общего собрания ООО. В отличие от акционерного общества, где ревизором или членом ревизионной комиссии может быть только акционер, в ООО эту должность может занимать лицо, не являющееся участником общества. Членами ревизионной комиссии ООО также, как и в АО, не могут быть члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа общества, а также лицо, которое осуществляет функции единоличного исполнительного органа общества (Генеральный директор).

Особыми полномочиями членов ревизионной комиссии ООО являются:

· Право на созыв внеочередного общего собрания

· Право на проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности общества в любое время

· Право на доступ ко всей документации, касающейся деятельности общества.

· Право требовать необходимые пояснения у членов совета директоров (наблюдательного совета общества)

В обязанность ревизионной комиссии ООО входит проверка годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества до их утверждения общим собранием участников.

При отсутствии заключений ревизионной комиссии общества эти документы не могут быть утверждены общим собранием.

 

4.Служба внутреннего аудита – одно из возможных подразделений организации, главной функцией которого является контроль за системой управления организации. Совокупность контролирующих органов и лиц, организационных мер, методик и процедур формирует систему внутреннего контроля, одной из составляющих которой является служба внутреннего аудита.

Выделяют 3 вида внутреннего аудита:

1) Операционный (управленческий) аудит.

2) Аудит на соответствие

3) Аудит финансовой отчетности

Операционный аудит – это проверка любой части функционирования хозяйственной системы в целях оценки производительности и эффективности. Например, оценка организационной структуры, документооборота, методов производства, маркетинга и любой другой области.

Посредством аудита на соответствие определяется, соблюдается ли в организации конкретные правила, нормы, законы, инструкции, условия договоров, которые оказывают воздействие на результаты деятельности или данные отчетов, а также специфические требования, предписанные персоналу администрацией

Аудит финансовой отчетности выполняется для определения степени соответствия финансовой отчетности определенным критериям.

Проверка бухгалтерской отчетности может иметь целью установление платежеспособности, кредитоспособности, ликвидности организации. Основными функциями внутреннего аудита являются контрольная и консультационная.

В рамках консультационной функции аудита выделяют:

1) Функциональный аудит

2) Организационно-технический аудит

3) Всесторонний аудит системы производства и управления.

4) Собственно, консультационный аудит.

Примерами функционального внутреннего аудита являются:

· оценка качества исполнения функция производства или управления каким-либо подразделением или должностным лицом,

· контроль качества отчетов об исследованиях рынков, составленных отделом маркетинга

· контроль качества сегментарной отчетности и другие примеры.

Организационно-технический аудит проводится на предмет целесообразности функционирования отдельных звеньев систем производства и управления. Например, контроль целесообразности систем управления персоналом, коммуникации, информационной системы и других.

Внутренние аудиторы могут участвовать в разработке внутрихозяйственных регламентов и других внутренних локальных актов организации, проводить консультации по правовым, налоговым, бухгалтерским вопросам, участвовать в мероприятиях по повышению квалификации персонала, в постановке бухгалтерского учета, разработке методологических аспектов бухгалтерского учета и так далее, то есть, осуществлять консультационный аудит.

В организации должны быть разработаны и утверждены внутренние стандарты, инструкции и положения для каждого субъекта контроля с указанием полномочий и ответственности, круга обязанностей контрольных процедур.

Кроме того, в них должны быть раскрыты вопросы, касающиеся цели, задач и предметов контроля, порядок его осуществления, форма предоставления отчетов о результатах работы.

Таким образом, внутренний аудит представляет собой элемент системы внутреннего контроля в организации. Службы внутреннего аудита создаются, как правило, на крупных предприятиях, имеющих развитую сеть филиалов, а также в организациях, для которых, в соответствии с законодательством, является обязательным создание службы внутреннего контроля (ФЗ 115 «О противодействии, легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма» - в банках, ломбардах, риэлтерских компаниях).

Задачами служб внутреннего аудита являются:

1) подтверждение достоверности информации, предоставляемой руководству

2) контроль за состоянием и сохранностью активов

3) исполнительский контроль

4) оценка эффективности управления, производства, финансовых вложений и так далее

Внутренний аудит не является независимым, он подчиняется руководству и акционерам организации, действует в соответствии с их заданиями и отчитывается перед ними.

Вместе с тем, внутренний аудит независим от тех лиц, деятельность которых он проверяет.

 

Внутренний финансовый контроль и внутрихозяйственный расчет коммерческих организаций.

1.Сущность внутрихозяйственного расчета. Цели и задачи организации системы внутрихозяйственного расчета

2. Элементы системы внутрихозяйственного расчета

3. Система мер по ограничению риска в хозяйственной деятельности организации

 

1.Внутрихозяйственный расчет – система мер, организованных руководством предприятия с целью наиболее эффективного выполнения персоналом своих обязанностей при совершении хозяйственных операций.

Цели организации внутрихозяйственного расчета:

1) осуществление упорядоченной и эффективной деятельности организации.

2) Обеспечение соблюдения политики руководства персоналом предприятия

3) Обеспечение сохранности имущества организации.

Задачи системы внутрихозяйственного расчета:

1) При подготовке бухгалтерской отчетности все совершенные хозяйственные операции должны быть учтены, правильно классифицированы, своевременно, верно и полно зарегистрированы в учетных регистрах.

2) Бухгалтерская отчетность не должна вводить пользователя в заблуждение относительно финансового положения организации

3) Автоматизация учета, контролирующая функционирование учетной системы, в том числе формирование первичных документов, их анализ, записи в учетных регистрах не могут быть сфальсифицированы.

4) Отклонения от запланированных показателей, норм и нормативов должны своевременно выявляться.

5) Имущество предприятия не может быть незаконно присвоено или неэффективно использовано.

6) Внутренняя отчетность должна оперативно передаваться лицам, уполномоченным принимать управленческие решения.

Объектами внутрихозяйственного расчета считаются цикли деятельности организации: снабжение (логистика), производство, реализация (продажа).

Методы, используемые при осуществлении внутрихозяйственного расчета:

1) Бухгалтерский финансовый учет (счета. Двойная запись, инвентаризация, документация, бухгалтерский баланс)

2) Бухгалтерский управленческий учет (центры ответственности, нормирование издержек производства и управления)

3) Ревизия, контроль и аудит

4) Теория управления

Внутрихозяйственный расчет обязателен для организации, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и отраслевой принадлежности.

Организуется внутрихозяйственный расчет самостоятельно, исходя из целей и задач управления предприятием. Государством регламентируется исключительно основные направления такие, как порядок проведения инвентаризации, правила организации документооборота, рекомендации по организации аналитического учета и другие.

2.Элементы системы внутрихозяйственного расчета:

1) контрольная среда

· Стиль и основные принципы руководства предприятием

· Организационная структура предприятия

· Осуществляемая кадровая политика

· Распределение ответственности и полномочий

· Порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей

· Порядок подготовки бухгалтерской отчетности для внешних пользователей

· Соответствие хозяйственной деятельности экономического субъекта в целом требованиям действующего законодательства

2) система бухгалтерского учета

· Учетная политика и основные принципы ведения бухучета

· Организационная структура подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности

· Распределение обязанностей и полномочий между работниками, принимающими участие в ведении учета и подготовки отчетности

· Организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции

· Порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров.

· Порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета

· Программное обеспечение, применяемое для ведения учета и подготовки отчетности

· Средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета

3) процедуры внутреннего контроля

Наиболее общими функциональными сторонами контроля являются:

1) Реализация и дебиторская задолженность. Реализация – переход права собственности на возмездной основе, на дату перехода собственности

Д62.1 К90.1

Д91.2 К93 – резерв по сомнительным долгам

 

Д60.2 К51 – тоже образование дебиторской задолженности

Д68/НДС К76 – начислен НДС

Но поставщик не осуществил поставку ТМЦ

Д76 К68/НДС – восстановлена сумма НДС

Д91.2 К60.2 – списана как безнадежная (примерно). В части НДС – расходы, не учитываемые при исчислении НДС (???)

 

2) Снабжение и кредиторская задолженность

3) Платежи по счетам и поступление д.с в кассу

4) Расчеты с персоналом по заработной плате

5) Инвестиции

6) Основные средства

7) Запасы

 

Правильная организация документооборота – неотъемлемое условие работы бухгалтерской службы. Выполнение требований к оформлению документов обеспечивает их юридическую силу. Для контроля за исполнением документов в организации может быть сформирована подсистема в разрезе сроков, исполнителей и специфики документов.

Движение документов регламентируется графиком документооборота.

При утверждении учетной политики необходимо установить правила документооборота и приложить график. В организациях применяются различные процедуры контроля, направленные на предотвращение, выявление и исправление ошибок и искажений, возникающих в процессе учета хозяйственных операций.

Основными из процедур контроля являются:

1) Процедуры контроля, подтверждающие реальность хозяйственных операций. Заключаются в сверке документов. Например, документов об отгрузке со счетами-фактурами.

2) Процедуры, направленные на проверку правильности исчисления учтенных сумм.

3) Процедуры, направленные на своевременность учета хозяйственных операций.

4) Физические способы контроля (охрана имущества, ограничение доступа к имуществу, к документам, проведение периодической инвентаризации). Кроме того, при автоматизированной системе учета проводятся процедуры контроля, обеспечивающие доступ к файлам лиц, имеющим специальное разрешение. Важными элементами формирования системы контроля являются программы по повышению безопасности производства и эффективно работающие подразделения внутреннего аудита.

3. Под областью риска понимают область потерь, в границах которой потери не превышают предельного значения установленного риска.

Виды рисков:

· Технологический риск. При реализации различных проектов возникают риски, обусловленные характером технологического процесса, например, ошибки в оценке сырья, запасов, в выборе поставщиков и подрядчиков, в оценке качества работы персонала и другие.

· Рыночный риск. Отсутствие налаженных связей по сбыту продукции, отсутствие методик по определению рыночной цены на продукцию.

· Финансовый риск. Изменение на финансовом рынке – инфляция и цены, динамика процентных ставок и валютных курсов.

· Законодательный риск. Недостатки действующего законодательства, отсутствие в законодательстве отдельных норм, недостаточная защита интеллектуальной собственности и другое.

· Политический риск. Обусловлен возможностью изменения политического климата в стране, неблагоприятных действий государства по регулированию экономики.

· Экологический риск. Возникновение незапланированных издержек, связанных с нарушением экологии.

· Кредитный риск. Возникает при привлечении заемных средств для осуществления проекта.

· Риск банкротства и неплатежеспособности. Возможность прекращения финансово-хозяйственной деятельности.

Риски принято разделять на две группы:

1) Статичные риски

2) Динамичные риски

Статичные – это риски, приводящие к изменению структуры баланса конкретного отчетного периода.

Динамичные риски – риски, связанные с изменениями экономического и социально-политического климата в стране.

Факторы, влияющие на увеличение степени риска

Объективные факторы – факторы, не зависящие от участника инвестиционного проекта, а именно политические или экономические кризисы, конкуренция, инфляция, налоговое законодательство (ставки налогов, отсутствие наиболее благоприятного налогового режима для конкретных видов деятельности).

Субъективные факторы – факторы, определяющие потенциал инвестиционного проекта, уровень технического оснащения, технологической специализации, организации труда, формы хозяйственных связей, условий контрактов и так далее.

Учет факторов риска при подготовке инвестиционных проектов производится в основном резервированием средств в сметной стоимости проекта. Рекомендуемые нормативными документами размеры резервов (2-3 процента от стоимости проекта) недостаточны для покрытия непредвиденных расходов. Для более полного учета факторов риска необходимо количественно определять и оценивать значимость каждого выявленного фактора риска в совокупности рисковых событий.

Порядок проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности в ОАО «РЖД»

1. Планирование проверок в ОАО «РЖД»

2. Документальное оформление результатов ревизии

1.Функция планирования проверок в ОАО «РЖД» возложена на финансовые службы железных дорог. При планировании проверок учитываются:

1) решения совета директоров правления ОАО «РЖД», а также распоряжения по вопросам финансово-хозяйственной и производственно-экономической деятельности филиалов и других структурных подразделений.

2) требования начальников железных дорог.

3) предложения Департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД»

4) результаты анализов нарушений, выявленных проверками, проведенными контрольными подразделениями финансовых служб, центром ЖелдорКонтроль, внешними надзорными органами, внешними аудиторами и другими.

5) данные контроля выполнения мероприятий по результатам ранее проведенных проверок.

6) решения руководителей служб и подразделений железных дорог

7) иная информация, полученная из различных источников.

Основанием для проведения проверок, в том числе выполнения мероприятий по ранее проведенным проверкам являются планы проверок железных дорог на соответствующие кварталы, которые разрабатываются финансовыми службами каждой из железных дорог.

В квартальном плане находит отражение следующая информация:

· Наименование объектов проверки

· Цели проверки каждого объекта

· Время проведения проверок

· Наименование подразделений финансовых служб, задействованных в проверке

· Количество проверяющих, принимающих участие в каждой из проверок.

· Примечания

Утвержденные квартальные планы проверок являются конфиденциальными документами. Копии утвержденных квартальных планов проверок передаются в Департамент Корпоративных Финансов не позднее начала планируемого квартала. На основании квартальных планов составляются детализированные планы проверок, в которых происходит формирование стратегии проверки. Как правило, стратегия проверки разрабатывается следующим образом:

· Для каждой цели, утвержденной в квартальном плане, составляется соответствующий план проверки

· Поставленные цели детализируются на ряд задач, решение которых должно позволить получить разумную уверенность в том, что цель проверки достигнута

· Информация и документация, подлежащие проверке по каждой из задач разбиваются на тематически однородные сегменты.

· Формулируются ключевые вопросы, которые должны быть решены при проверке каждого сегмента, причем каждый ключевой вопрос проверки имеет ссылку на номер соответствующей рабочей программы проверки

· Кроме того, в плане проверки фиксируются ответственные исполнители по каждому ключевому вопросу проверки и плановое время проведения проверки, а после ее завершения – фактическое

· Сегментирование документации и информации, имеющее целью выделения ключевых вопросов проверки, осуществляется с учетом сведений о последовательности операций и документооборота в бизнес-процессах ОПО «РЖД»

Наряду с планом, составляется программа проверки для каждого ключевого вопроса.

При составлении программы используются методические материалы Департамента Корпоративных финансов. Программы проверки включают:

1) Перечень проверяемых документов и источников их получения

2) Номера рисков и их описание (соответствуют графическому описанию бизнес-процессов)

3) Вопросы и процедуры их проверки со ссылками на нормативные документы, рабочие материалы и приложения. Вопросы проверки определяются руководителем проверки.

 

Как правило, программа проверки содержит достаточно подробную информацию о видах процедур, используемых для решения ключевых вопросов, предусмотренных в плане проверки о способе их применения и документирования. Программа проверки служит подробной инструкцией для ревизоров финансовых служб, проверяющих ключевые вопросы (конкретные сегменты). С другой стороны программа является средством контроля за работой сотрудников контрольных подразделений со стороны руководителя проверки и начальника финансовой службы железной дороги.

2.Документальное оформление результатов ревизии.

Оформив результаты планирования в виде плана и программы проверки для каждого ключевого вопроса, ревизоры приступают к осуществлению проверки запланированных сегментов, проверка каждого сегмента сопровождается документированием ее результатов. Необходимость рабочего документирования вытекает из следующих предпосылок:

1) Наличие рабочих докумнетов с результатми проверки свидетельствует о том, что ревизия действиетльно проводилась.

2) Наличие рабочих документов является одним из основных средство внутреннего контроля за качеством работы финансовых ревизоров.

3) Оформленная рабочая документация позволяет оптимизировать процесс проверки, так как ускоряет обработку информации ревизором.

В зависимости от источника информации, фиксируемой в рабочем документе, рабочую документацию можно подразделить на:

· Полученную от сотрудника фирмы и третьих лиц ( коппи документов проверяемого субъекта, ответы на запросы ревизоров, предоставлнннве сотрудниками объекта проверки или третьими лицами. В составленных ревизором в ходе проверки

Рабочую документацию, собираемых сотрудниками контроьных подразделений можно разделить на:

1) Документацию, составляемую в ходе планирования провеки

2) В ходе осуществления проверки

3) Документация по завершении проверки.

Российским законодательством в настоящий момент неурегулированные порядок и правила осуществления внутреннего контроля, а следовательно, отсутствуют и требования к составлению и оформлению рабочих документов служб внутреннего контроля. В связи с этим, создающий систему внутреннего контроля в праве составлять формы и порядок заполнения рабочей документации, составляемой, составляемый и контрольно-ревизионных мероприятиях.

В ОАО «РЖД» типовые формы рабочей документации и порядок их заполнения для различных направлений внутреннего контроля находятся на разных стадиях разработки. К настоящему моменту завершена разработка форм рабочей документации , подготавливаемой в ходе планирования ревизии.

В отношении документации, составляемой в процессе осуществления проверок, типовые формы разработаны для такого объекта контроля как учет доходов от перевозок. Документация, заполняемая контролерами при проведении отдельной проверки носит название «Материалы проверки, которые включают в себя план проверки, рабочие программы проверки, рабочие материалы и приложения. Рабочие материалы проверки составляются для каждого вопроса и отражают объем проведенных работ с полученными результатами.

Рабочие материалы к каждому вопросу проверки состоят из описания выборки, таблиц регистрации выявленных отклонений и их причин (с приложениями), выводов.

Таблицы регистрации выявленных отклонений и их причин вместе с копиями подтверждающих документов являются доказательствами сформулированных выводов. Результатом проведенной проверки является вывод, выраженный в установленной форме.

В типовых рабочих материалах проверки приведены примерные варианты выводов, а также предусмотрено поле для отражения рекомендаций. Выводы должны содержать ссылки на нормативные документы. В целом, материалы проверки выполняют следующие функции:

· Методологическую (в проверке описан каждый шаг)

· Контрольную (заполнены все рабочие материалы, собранные документы могут оценить качество проверки, работы ревизоров, проверить обоснованность выводов)

· Статистическую (информация, отражаемая в материалах проверки, обеспечивает накопление статистических данных, необходимых для проведения анализа деятельности объектов проверки в различных периодах, а также позволяет сократить трудозатраты на проведение последующих проверок)

· Унификация и стандартизация (единые принципы и подходы к проведению проверок обеспечивают сопоставимость результатов проверок, полученных на различных железных дорогах)

· Инновационную (использование материалов проверки создает условия для автоматизации контрольной деятельности)


 

Ревизия дебиторской и кредиторской задолженности

1. Порядок проведения ревизии дебиторской и кредиторской задолженности

2. Проверка исчисления и уплаты НДС

3. Проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль

4. Проверка правильности исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

5. Проверка правильности исчисления и уплаты НДФЛ

6. Проверка правильности исчисления и уплаты налога на имущество организаций

 

1. В процессе ревизии задолженности проводится анализ состава и структуры дебиторской и кредиторской задолженности, прослеживается динамика задолженности. Анализ задолженности проводится по датам ее возникновения с целью выявления просроченной задолженности, а также задолженностей, по которым истек срок исковой давности.

Данные анализы должны быть представлены в табличной форме. Ревизором проверяется законность и реальность задолженности по расчетам с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами, по внутрихозяйственным расчетам, порядок сверки расчетов в организации. При ревизии можно организовать проведение внеплановой инвентаризации расчетов. Инвентаризация расчетов проводится в соответствии с Приказом МинФина РФ №49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Принципы инвентаризации расчетов аналогичны инвентаризации имущества. Приказом предусмотрено составление акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.

Основным при проведении такой инвентаризации является факт подтверждения задолженности актом сверки расчетов. При ревизии дебиторской и кредиторской задолженности необходимо учитывать, что по истечению исковой давности задолженность подлежит списанию с баланса записью Д91К62(76), Д60(76) К91

Согласно статьи 196 ГК РФ, срок исковой давности составляет 3 года, причем отсчет срока исковой давности начинается не с момента возникновения задолженности, а с даты, установленной договором для оплаты товаров, работ, услуг.

Д62.1 К90.1 – реализация, переход права собственности.

Отсчет – с той даты, что прописано в договоре.

Д91.2 К62.1

В дальнейшем при поступлении оплаты составляется запись Д51 К91

Полученная сумма является прочими доходами и принимается при налогообложении прибыли в составе внереализационных доходов.

Обоснованность сумм задолженности, отраженной на счетах 60 и 62 должна быть подтверждена договорами поставки, мены, возмездного оказания услуг, подряда, аренды, перевозки, хранения и прочими, оформленными в соответствии с требованиями ГК РФ.

В бухгалтерской отчетности расчеты с дебиторами и кредиторами должны быть показаны развернуто и подтверждены данными инвентаризации.

Начиная с бухгалтерской отчетности 2011 года, в определенных случаях стало обязательным создание в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам (п.70 положения утвержденного … №34н).

В случае признания дебиторской задолженности сомнительной, организация теперь в обязательном порядке создает резервы сомнительных долгов с отнесением сумм резерва на финансовые результаты. При этом, сомнительной организация считает дебиторскую задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором и не обеспечена соответствующими гарантиями.

В бухгалтерской отчетности бухгалтерская задолженность должна быть указана в нетто-оценке – без сумм сформированного резерва.

Источники информации

Оборотно-сальдовая ведомости по счетам 60, 62, 63, 76.2 (расчет по претензиям), бухгалтерская отчетность.

Применяемые методы: просмотр и сравнение документов.

Списанная дебиторская задолженность учитывается на забалансовом счете 007 «списание в убыток неплатежеспособных дебиторов» в течение 5 лет на случай изменения финансового положения должника. При ревизии задолженности особого внимания заслуживает проверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам. Для расчетов с бюджетом в бухгалтерском учете используется счет 68, к которому каждая организация самостоятельно открывает соответствующие субсчета, предусматривая их в рабочем плане счетов.

 

2. НДС.

Законодательные и нормативные акты…в файле

Задачи проверки:

1) Полнота определения объектов налогообложения

2) Обоснованность определения места реализации для целей обложения НДС

3) Соответствие операций, освобожденных от обложения НДС перечню установленным НК РФ

4) Наличие соответствующих лицензий (ст.149: можно отказаться от льготы пункта 3. Значит, надо проверять это)

5) Ведение раздельного учета операций, подлежащих налогообложению и освобожденным от обложения НДС, последовательность применения учетной политики в отношении такого раздельного учета.

6) Правильность определения налоговой базы при передаче товаров, работ, услуг безвозмездно, с оплатой неденежными средствами, при реализации взаимозависимым лицам и другие.

7) Правильность и своевременность определения налоговой базы организации, выступающей в качестве налогового агента.

8) Полнота включения в налоговую базу денежных сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг: авансов, процентов, дисконта, штрафов и прочих.

9) Правильность применения налоговой ставки: 0, 10, 18, 10/110*100, 18/118*100

10) Соответствие составления счетов-фактур, ведения журналов учета счетов-фактур, книг продаж и покупок порядку установленному НК РФ и постановлению правительства РФ №1137 (?)

11) Правильность применения налоговых вычетов, их подтвержденность установленными документами счетами-фактурами, накладными, актами приемки-сдачи

12) Правильность заполнения налоговых деклараций, соответствие приведенных в них данных данным книг покупок и продаж, а также данным учетных регистров.

13) Своевременность уплаты налога и предоставления налоговых деклараций (не позднее 20 числа месяца, следующего за налоговым периодом, уплата – равными долями 3 раза в течение периода (период – квартал) до 20 числа).

14) Соответствие отраженной в бухгалтерской отчетности данным учетных регистров и инвентаризации (сверки)

Источники информации проверки расчетов по НДС

1. Счета-фактуры, составленные организацией и выставленные покупателям заказчикам

2. Счета-фактуры полученные от поставщиков и подрядчиков

3. Журналы учёта полученных и выставленных счетов-фактур

4. Книга продаж и книга покупок

5. Налоговые декларации по НДС

6. Карточка и анализ счетов 19, 68 «НДС»

Наиболее характерные ошибки при исчислении НДС:

1. Не включение в объект налогообложения отдельных операций, в частности,

1.1 выполнение работ, оказание услуг для собственных нужд, строительство хозяйственным способом ( Д 08 К 10,02,70, 69 – строительные работы хозяйственным способом. И предусмотрен налоговый вычет с этих работ в том же отчётном периоде, поэтому Д 19 К 08 – на сумму вычета, Д 19 К 68/НДС – на сумму НДС, Д 19 К 68 – на сумму вычета)

1.2 Передача товара для собственных нужд

1.3 Безвозмездная передача

2. Вычет сумм налога, предъявленного за товары, услуги, использованные по осуществлению операций, не являющихся объектами налогообложения: передача материальных ценностей в качестве вклада в УК, в совместную деятельность, списание вследствие порчи, хищения, недостачи

Д 10 К 60

Д 19 К 60

Д 68 К 19

Д 94 К 10 – списание, как недостачи

Д 19 К 68 – восстановлен НДС

Д 91 К 19 – расходы, не учитываемые при налогообложении прибыли

Д 01 К 08

Д 08 К 60

Д 19 К 60

Д 68 К 19

Д 20 К 02

Д 02 К 01

Д 58 К 01 - внесли имущество по договору простого товарищества

Д 19 К 68 восстановлен НДС, ранее принятый к вычету

Д 58 К 19 – НДС в качестве вклада по договору простого товарищества

3. Неправомерное использование налоговых льгот

4. Неправильное заполнение налоговых деклараций

Например, бухгалтер, обнаружив ошибку, включает обнаруженную сумму в декларацию текущего периода, а следует составить уточнённую налоговую декларацию за тот период, в котором допущена ошибка. В 22 ПБУ, если документов не было на момент формирования отчётности, то ошибкой это не считается

1. Законодательные и нормативные акты…

Задачи проверки:

1. Проверка принципов УП для целей налогообложения, порядка ведения НУ, форм аналитических регистров налогового учёта

2. Полнота и правильность формирования в соответствующих регистрах налогового учёта следующих видов дохода:

2.1 от реализации продукции, работ услуг

2.2 от реализации товаров

2.3 от реализации ОС

2.4 от реализации ценных бумаг

2.5 от реализации прочего имущества

2.6 от реализации имущества

2.7 внереализационных доходов

3. Обоснованность признания дат получения доходов. Ст. 271 НК РФ (реализация объекта недвижимого имущества, датой признания доходов . реализации пока нет,. Приказом МИНФИНА № 186-Н, предусмотрен порядок: объекты недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации, принимаются согласно ПБУ 6. И приняв на 01 счёт покупатель начинает платить налог на имущество, а продавец списывает Д 45 К 01, и когда будет свидетельство о государственной регистрации, сделаем реализацию и признаём доходы

4. Экономическая оправданность и документальная подтверждённость расходов, принимаемых для налогообложения

5. Полнота и правильность формирования расходов в соответствии с налоговыми регистрами

6. Обоснованность признания дат, осуществления расходов ст 272

7. Ведение аналитического налогового учёта

8. Соответствие расходов на оплату труда условиям, трудовых, коллективных, гражданско-правовых договоров требованиям законодательных и нормативных актов ст. 255 НК РФ (могут быть признаны только те выплаты, которые предусмотрены в договорах)

9. Обоснованность отнесения для целей налогообложения активов предприятия к амортизируемым

10. Обоснованность оценки стоимости готовой продукции и незавершённого производства

11. Правильность распределения прямых расходов на реализованные товары, остатки НЗП, остаток товара на складе и товары отгруженные. Перечень прямых расходов и принципы распределения прямых расходов закреплено в УП (НУ!!!)

12. Своевременность признания для целей налогообложения отдельных видов расходов, в частности расходов на НИОКР (лекции по бух делу)

13. Обоснованность формирования резервов по сомнительным долгам

14. Обоснованность и правильность уменьшения налоговой базы путём переноса убытков на будущее

15. Правильность исчисления и своевременность уплаты авансовых платежей

16. Правильность составления и своевременность представления в налоговый орган налоговой декларации

17. Соответствие отражённой в отчётности задолженности по налогу на прибыль данным учётных регистров и инвентаризации (сверки)

Источники информации:

1. Регистры аналитического налогового учёта доходов и расходов,

2. Декларации по налогу на прибыль

3. Расчёты по авансовым платежам

4. Карточка и анализ счёта 68 «Расчёты по налогу на прибыль»

Характерные ошибки и нарушения при исчислении налога на прибыль

1. Отражение в аналитическом налоговом учёте расходов, не имеющих документального подтверждения (сырьё, списываем на основании: требование-накладная и лимитно-заборная карта, а также акт на списание материалов)

2. Отражение в аналитическом налоговом учёте расходов, признанных на основании первичных документов, форма которых не соответствует установленным требованиям

3. Отражение в аналитическом налоговом учёте расходов, которые должны увеличивать стоимость амортизируемого имущества (расходы на реконструкцию, модернизацию)

4. Отражение в налоговом учёте расходов по договорам, которые могут быть признаны ничтожными (отсутствие государственной регистрации, лицензии, свидетельства о членстве к СРОА, допуска к определённым видам работ и тд)

5. Неполное или несвоевременное отражение в налоговом учёте доходов от реализации или внереализационных доходов

Проверка правильности исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

1.Законодательные и нормативные акты.

2.Задачи проверки.

· Полнота определения объекта обложения страховыми взносами.

· Обоснованность применения налоговых льгот

· Правильность применения ставок страховых взносов

· Своевременность и правильность уплаты страховых взносов.

· Своевременность представления отчетов в ФСС и сведений в пенсионный фонд.

· Правильность заполнения расчетов по страховым взносам

· Ведение налогового учета сумм начисленных страховых взносов по каждому работнику.

· Наличие инвентаризации (сверки) расчетов по страховым взносам с государственными внебюджетными фондами.

· Соответствие отраженной в отчетности задолженности по страховым взносам данным учетных регистров и данным инвентаризации (сверки)

Разница между ЕСН и страховыми взносами: раньше облагались все выплаты, которые влияли на налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, а теперь – ВСЕ, даже которых нет в коллективном договоре.

Источники информации:

· Отчеты

· Расчетные ведомости по страховым взносам

· Индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и сумм начисленных страховых взносов.

· Данные персонифицированного учета (по пенсионному фонду)

· Карточка и анализ счета 69

 

Характерные ошибки и нарушения при исчислении:

· Не включение в объект налогообложения денежных выплат работникам, не предусмотренных коллективным и трудовым договорам и отдельных выплат, предусмотренных в указанных договорах, например, премий к юбилейным датам, мат. помощи.

· Не включение в объект обложения выплат работникам в натуральной форме, например, оплата питания и прочие

· Не включение в объект обложения выплат по гражданско-правовым договорам, предметом которых является оказание услуг и другие.

НДФЛ

1.Законодательные и нормативные акты

2.Задачи проверки исчисления НДФЛ

· Правильность определения налоговой базы по НДФЛ по видам доходов, облагаемым по разным ставкам.

· Обоснованность не включения в налоговую базу доходов, освобождаемых от налогообложения

· Правильность применения стандартных и профессиональных налоговых вычетов при исчислении налога.

· Правильность применения налоговой ставки (13, 30, 35, 9)

· Правильность исчисления НДФЛ организацией как налоговым агентом и отражение его в учете.

· Своевременность уплаты НДФЛ налоговым агентом (не является- если ИП, также по купле-продаже, когда выкупается организацией доля УК)

· Ведение налогового учета доходов, полученных физическими лицами в установленном законодательством порядке

· Своевременность представления в налоговый орган сведений о доходах, полученных физическими лицами.

· Правильность уплаты НДФЛ по месту нахождения обособленных подразделений.

· Наличие инвентаризации (сверки) расчетов по НДФЛ.

· Соответствие учетных данных о задолженности по НДФЛ данным инвентаризации (сверки)

3.Источники информации

При проверке расчетов по оплате труда:

· Карточки и анализ счетов 70, 76.4, 68

· Расчетные, расчетно-платежные и платежные ведомости (Т-51, Т-49, Т-53)

· Лицевые счета работников (Т-54)

· Табель учета рабочего времени (Т-12,13)

· Трудовые договоры (ТД-1) и Коллективный договор (обязательно трудовые договоры)

· Трудовые книжки

· Приказ о приеме на работу (Т-1)