Адекватность информации


Информационные фильтры

Количество информации и данных

Понятия количество информации и данныхразличны, поскольку: целесообразно фиксировать в качестве данных только полезную информацию; для описания данных используются система кодирования для снижения объёма хранимых данных. Можно сказать, что количество информации больше количества данных.

К. Эрроу, профессор Стэндфордского и Гарвардского университетов (США), лауреат Нобелевской премии по экономике: «Информация является одним из важнейших факторов, определяющих поведение экономических агентов на рынке. Ее ценность определяется уровнем снижения неопределенности и степенью ее использования для достижения конкурентных преимуществ».

Менеджеры должны иметь возможность для адекватной оценки текущей ситуации и использовать это знание для получения экономических преимуществ. Информация становится основным ресурсом, использующимся


менеджерами.

Информации мало – неэффективные решения. Информации много – неэффективные затраты.

Информация рассматривается в трех аспектах: синтаксическом, семанти-ческом и прагматическом.

Синтаксический аспектсвязан со способом представления информации. Обычно информация от отправителя к получателю передается в виде сообще-ний, которые представлены знаками, символами, сигналами в зависимости от выбранного канала. Информацию, рассмотренную относительно этого аспекта, обычно называют данными. Семантический аспектпередает смысловое содержание информации и соотносит ее с ранее имевшейся информацией.

Прагматический аспектотражает потребительские свойства информации; ее ценность зависит от того, насколько потребитель при ее использовании достигает поставленной цели. .

Процесс передачи информации от источника к потребителю, вообще го-воря, представляет собой прохождение трех фильтров: физического или статистического (чисто количественное ограничение по пропускной способности канала, независимо от содержания передаваемых данных); семантического (отбор тех данных, сведений, которые могут быть понятны получателем, т. е. соответствуют тезаурусу его знаний); прагматического (отбор среди воспринятых, понятых сведений тех, которые полезны для решения данной задачи).

При работе с информацией всегда имеется ее источник и потребитель (получатель). Пути и процессы, обеспечивающие передачу сообщений от источника информации к ее потребителю, называются информационными коммуникациями.

Для потребителя информации очень важной характеристикой является ее адекватность.

Адекватность информации- это определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.

В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда вы сможете рассчитывать на полную адекватность информации. Всегда присутствует некоторая степень неопределенности. От степени адекватности информации реальному состоянию объекта или процесса зависит правильность принятия решений человеком.

Адекватность информации может выражаться в трех формах: семантической, синтаксической, прагматической.

Синтаксическая адекватность. Она отображает формально-


структурные характеристики информации и не затрагивает ее смыслового содержания. На синтаксическом уровне учитываются тип носителя и способ представления информации, скорость передачи и обработки, размеры кодов представления информации, надежность и точность преобразования этих кодов и т.п. Информацию, рассматриваемую только с синтаксических позиций, обычно называют данными, так как при этом не имеет значения смысловая сторона. Эта форма способствует восприятию структурных внешних характеристик, т.е. синтаксической стороны информации.

Семантическая (смысловая) адекватность. Эта форма определяет степень соответствия образа объекта и самого объекта. Семантический аспект предполагает учет смыслового содержания информации. На этом уровне анализируются те сведения, которые отражает информация, рассматриваются смысловые связи. В информатике устанавливаются смысловые связи между кодами представления информации. Эта форма служит для формирования понятий и представлений, выявления смысла, содержания информации и ее обобщения.

Прагматическая (потребительская) адекватность. Она отражает отношение информации и ее потребителя, соответствие информации цели управления, которая на ее основе реализуется. Проявляются прагматические свойства информации только при наличии единства информации (объекта), пользователя и цели управления. Прагматический аспект рассмотрения связан с ценностью, полезностью использования информации при выработке потребителем решения для достижения своей цели. С этой точки зрения анализируются потребительские свойства информации. Эта форма адекватности непосредственно связана с практическим использованием информации, с соответствием ее целевой функции деятельности системы.