Информация и данные
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИС АНАЛИЗА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ...................................................................................... 165
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИС АВТОМАТИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 162
СПРАВОЧНО-ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ ........................................................................ 159
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ СППР ....................................................... 153
УПРАВЛЕНИЕМ ПРОЕКТАМИ В ERP-СИСТЕМАХ ................................................ 150
УПРАВЛЕНИЕМ НАПОЛНЕНИЕМ (КОНТЕНТОМ) WEB-САЙТОВ .................... 143
ОПРЕДЕЛЕНИЕ CRM ..................................................................................................... 130
11.2. Рынок CRM ..................................................................................................................... 136
11.3. Категории продуктов класса CRM ............................................................................... 136
11.3.1. SFA (Sales Force Automation) ................................................................................... 136
11.3.2. МА (Marketing Automation) — автоматизация деятельности маркетинга .......... 137
11.3.3. CSA, CSS ................................................................................................................... 138
11.3.4. Call/Contact Center Management ............................................................................... 138
11.3.5. Field Service Management .......................................................................................... 139
11.3.6. PRM (Partner Relationship Management) .................................................................. 139
11.3.7. Help Desk ................................................................................................................... 141
11.4. CSRP (Customer Synchronized Resource Planning) ........................................................ 141
11.5. Реализация подходов CRM на примере 1С: УПП ....................................................... 142
В научной и учебной литературе имеется много трактовок информации, более или менее полно раскрывающих ее сущность и свойства. Слово «инфор-мация» известно всем, каждый представляет, что оно означает. Между тем, как и всякому абстрактному понятию, дать единственное и точное определение информации достаточно сложно. Это связано с тем, что информацией как яв-лением занимаются многие науки, в частности, философия, кибернетика (наука об управлении), генетика, теория средств массовой информации (печать, радио, телевидение), математическая теория связи, информатика и др. Например, философия рассматривает информацию как одно из основных свойств материи, базирующихся на понятии отражения. В кибернетике и общей теории систем под информацией понимаются проявляющиеся в коммуникационных процессах сведения, знания наблюдателя о системе и среде ее функционирования.
Термин информация происходит от латинского «information», что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение- это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и так далее. В широком смысле информация- это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.
Следует отметить, что практически у всех определений имеются две общие черты: 1) информация всегда связывается с процессом движения (она передается); 2) информация проясняет ситуацию, т. е. в определенной степени снимает неопределенность.
К настоящему времени разработаны три основные теории информации:
1. Статистическая теория информации (основатель К. Шеннон), которая предполагает вероятностный подход к этому понятию и вводит единицу изме-рения информации — бит. В таком понимании информация — это снятая не-определенность, результат выбора возможных альтернатив. Существенным не-достатком этой математической теории информации является то, что она не затрагивает содержательную ценность информации.
2. Кибернетическая теория (основатель Н. Винер). В рамках данной теории «информация — это не вещество и не энергия», а продукт научного познания, средство изучения реальной действительности, единственный и универсальный способ передачи знаний. При этом возникает объективный коммуникационный процесс «отправитель—канал—получатель», в рамках которого можно рассматривать информацию как знания в процессе коммуникации, в процессе потребления с целью принятия решения или удовлетворения интереса.
3. Логико-семантическая теория (основатели Р. Карнап, И. Бар-Хиллел и
др.), базирующаяся на понятии логической вероятности как степени подтверждения гипотезы.
Общим для всех теорий является наличие путей решения связанных между собой трех проблем: определение совокупности возможных альтернатив развития событий, процессов или явлений; количественная оценка вероятности этих альтернатив и их значимости для субъекта; введение меры семантической информации (знания, имеющего определенную меру ценности для кого-либо).
Информация- сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. Наряду с информацией часто употребляется понятие данные. Покажем, в чем их отличие. Данныемогут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные. Данные- информация, записанная на каком-либо носителе с помощью того или иного языка.
Во многих сферах современного производства и секторах информационной экономики информация выступает одновременно как предмет, средство и ре-зультат труда. Как предмет трудаинформация — это первичные необработанные данные, как средство труда— это совокупность знаний, приемов и средств, при помощи которых первичные данные могут быть эффективно обработаны и использованы. Информация как результат трудадолжна обладать потребительскими свойствами и быть пригодной для потребления человеком.
В информационной экономике информация становится товаром, то есть предметом сделок и основой для организации информационного обслуживания потребителей.