Северная Америка в XVIII -XIX вв.


Начиная с конца 60-х годов XVIII в. в Северной Америке наблюдается тенденция к подъему этнического самосознании, углублению разделения различных этнических групп, складыванию нации. Как известно, признаками нации являются общность языка, территории, экономической жизни и культуры. Североамерикан­цы в большей своей части общались между собой на английском языке. Английский язык был основным и все более становился господствующим. Когда в 1774 г. в Филадельфии собрался съезд представителей всех 13 американских колоний, прения происхо­дили на английском языке, на нем же составлялись и публикова­лись документы съезда. На английском языке была написана и Декларация независимости, принятая в 1776 г.

Если народам Европы для формирования чувства национального самосознания и национальной идеи, на­циональной общности и форм управления понадобились столетия, то американцы добились этого в течение двух-трех поколений. Хотя, потребовалось немало времени, чтобы США превратилась в единую нацию и государство. В течение менее чем 75 лет 13 колоний на атлантическом побережье превратилась в огромное государство, в 20 раз превышающее по размерам и населению первоначальное ядро.

Жители Колоний еще в середине XVIII в. были пре­данными патриотами Британской империи. Североамери­канских колонистов привязывали к метрополии их приверженность английскому искусству, литературе, ар­хитектуре, английским вкусам, манерам, традициям и обычаям, а также военно-политические, экономические и иные узы. Однако к последней трети XVIII в. в колониях в ходе длительного развития в об­щих чертах сложились некоторые существенные факторы, необходимые для формирования американской нации со специфическим для нее национальным сознанием. Речь идет об общности экономических интересов североамери­канских колонистов, противостоящим экономическим интересам Британской империи, общности территории, на которой они совместно проживали уже в течение более полутора столетий, общности языка и т. д. К тому периоду сложились некоторые важные элементы социально-психологической и духовной общности амери­канцев. Колониальная мысль преобразовывала институты и формы мировоззрения, перенесенные из Европы в Америку переселенцами, способствовало появлению в Новом Свете новых форм мысли, идей и воззрений. Война за независимость была призвана окончательно утвердить эти «новые формы». В период революции, столкнувшись с проблемой отделения от Великобритании, американские колонисты оказались вовлеченными в ост­рые споры не только относительно характера и методов юридического разрыва с метрополией, но и по более широким вопросам, связанным со свободой, переоценкой и переформировкой национальных ценностей, идей самоуправления, национализма и т. д.

Один из отцов-основателей Патрика Генри, сказал на первом континентальном конгрессе об американской нации «различия между вирджинцами, пенсильванцами, нью-йоркцами и жителями Новой Англии более не существует. Я теперь не вирджинец, а американец». С тех пор бывшие колонисты рассматривали себя не как под­данных Британской империи, а как представителей новой американской нации. Но процессы формирования и утверждения национальных форм сознания, начавшиеся задолго до начала войне за независимость, продолжались и после победы 13 северо­американских колоний над Великобританией. Америке, в частности, предстояло утвердить себя в качестве самостоятельной нации, формировать свой образ жизни, создать свою собственную литературу, сугубо американские формы искусства, сформировать национальные цели и т. д.

Если в Европе национальное сознание утверждалось государством, церковью, феодальными сеньорами, то формирование американского националь­ного сознания, было творением самого народа. Оно не было навязано иностранным завоевате­лем или монархом, не опиралось на официальную церковь. Хотя основу американской нации создала английская культура, которая сочеталась с другими европейскими традициями и обычаями переселенцев, но американцы, преобразовав все это создали свою культуру, отличную от остальных. Американцам пришлось создавать свои предания об образовании их нации и традиции. Большинство связано с первыми переселенцами и их жизнью по покорению континента. Такие как устные и письменные предания о переезде первых пилигримов через океан, идиллические картины жизни первых посе­ленцев в диком окружении, мифологизированные фигуры капитана Джона Смита и спасшей его индейской принцессы Покахонтас, пуритане, призывавшие создать в Америке «град на холме» в пример всем другим народам, «день благодарения» и многое другое стали к тому времени, прочно укоренившимися национальными символами и мифами, почитаемыми всеми американцами. Националистически настроенные американцы прила­гали все усилия, чтобы объединять многочислен­ные колонии обширного континента в единое государство. Но вплоть до 40х годов XIX в. разделение континента на несколько самостоятельных государств многими рассматривалось как вполне реальная возможность. Исходя из географических особенностей и права на самоопределе­ние, предполагалось, что на североамериканском конти­ненте могут сосуществовать два и более государств. Покупка Луизианы, аннексия Техаса, Мексиканская воина, покупка Флориды и Аляски стали самыми крупными событиями в процессе экспансии США до 90-х годов XIX в. За ними последовала американская экспансия в бассейне Кариб­ского моря и Тихого океана. Одним из краеугольных камней в строительстве американской нации стал так называемый «Северозападпый ордонанс» 1787 г. согласно которому ни один из 13 первоначальных штатов не «мог претендовать на территории, лежащие к западу от их расположения». Т. о. западные территории превращались в общенациональное достояние, в некотором роде цементирующий элемент, в котором будущие поселенцы пограничья из различных штатов вступали во взаимодействие друг с другом и подобно иммигрантам США из Европы теряли свои старые приверженности, заменяя их новыми. Принципы гражданской и религиозной свободы, господствовавшие в штатах, переносились на новые территории и по мере того как там устанавливались постоянные правительства, они в соответствующем порядке получали свою долю представительства в федеральном правительстве наравне с другими штатами. Американская нация складывалась на протяжении столетия, включала в себя различные элементы, традиции и устои, но она смогла преобразовать их и создать собственную нацию.

Колонизация Северо-Запада вела, в конечном счете к расши­рению сферы американского капитализма, распространению ка­питалистического способа производства на новую территорию, причем первое время Запад сохранял преимущественно аграр­ный характер. В политическом отношении западные территории не обладали сначала теми же правами, что основные штаты, и имели особое управление. Однако политическое неравноправие заселяемых западных территорий было временным.

Движение американских переселенцев на Запад было не только их внутренним делом, оно сопровождалось и значитель­ным расширением территории, на которую распространялся суве­ренитет США.

Если в 1774 г. английские колонии занимали узкую полосу по восточному берегу североамериканского материка, то к середине XIX в., переселенцы продвинулись на Запад и заселили побе­режье Тихого океана. Мало затронуты колонизацией были Кан­зас и Небраска, а также обширный, но малодоступный район Скалистых гор, где жили индейские племена.

В первые десятилетия XIX в. колонизация Запада и скваттерство усилились, причем скваттеры создавали свои организации и обращались в конгресс с требованием раздела западных земель. В 1812 г. в конгресс поступила петиция о группы жителей, именовавших себя «настоящее американское общество». Авторы заявляли, что они очень бедны и нуждаются, в то время большое количество государственной земли остается не заселенной. «По нашему убеждению, — заявляли они, — каждый человек имеет естественное право на долю земли в стране и никто не должен владеть более чем 200 акрами». Представивший эту пе­тицию некто Морроу заявил, что «члены настоящего американ­ского общества» живут в Иллинойсе, Огайо и Западной Пенсильвании. В петиции предлагался раздел земли между «трудовыми» собственниками и предлага­лось установить максимум в 200 акров, в два раза превышав­ший трудовую норму большой семьи. Но петиция не была заслушана конгрессом. «Ассоциации для заявок» ( «claims associations») были ши­роко распространены в новых западных штатах. В Айове скват­теры постановили а 1833г.., что поселенец не имеет права зани­мать участок шириной больше 7 мили вдоль реки или в пре­рии. В Висконсине поселенцу не разрешали: занимать больше-40 акров «хорошего» леса. В графстве Дейн (Висконсен) одна «ассоциация» перешла к выполнению карательных функций: «Решено; что если кто-нибудь нарушает постановления этого собрания и права заимщика, обманув его справедливое ожидание, мы не замедлим наказать его с суровостью, которая обыч­на у поселенцев Запада». Кроме прямых репрессий по отноше­нию к «земельным захватчикам», применялись меры общественного внушения. Так, к одному приехала группа скваттеров и стала уговаривать его отказаться от по­купки. Но он держал себя нагло и грозил пожаловаться на комиссию, если она не оставит его в покое. Исчерпав безрезуль­татно свои словесные аргументы, комиссия опустила его в прорубь. Но он стоял на своем, и когда его вытащили из про­руби, опять стал оскорблять комиссию. Тогда он был вторично посажен в прорубь. Лишь после этого он дал подписку, что «no-доброй воле» отказывается от своей покупки.

Один американский наблюдатель писал в 1828 г. о движении пионеров на юго-запад: «Расчистка лесов в этой стране... не так легка, как в северных штатах. Густые кустарники, заросли чер­тополоха и колючего боярышника образуют живую изгородь, сквозь которую почти невозможно проникнуть. Сюда надо еще прибавить змей, москитов и в болотах — аллигаторов; послед­ние не так опасны, как египетские крокодилы, но тоже причи­няют много хлопот». Но земля в Америке быстро дорожала. Переселенцу было необходимо лишь закрепиться на участке земли, очистить от леса и через несколько лет он мог его продать в несколько раз дороже. Спекуляция земли охватила большое число переселенцев и даже банков.

В 1820—1830 гг. в Америку прибыло 152 тысячи поселенцев, в том числе из Европы 106 тысяч, из Азии 15 тысяч и из других стран Америк» 12 тысяч.

Всего ко времени гражданской войны из Европы в Америку иммигрировало около 5 миллионов человек. До середины XIX в. из Европы в США преимущественно переселялись крестьяне и квалифицированные ремесленники, а после 1848 г.— главным образом промышленные рабочие.

Быстрое заселение Запада и иммиграция из Европы ускоряли развитие промышленности, получавшей приток рабочей силы.

Для колонизации, нужны были дороги. В США главными средствами сообщения в 1815 г. были почто­вая карета, запряженная лошадьми, фургон, который тащили несколько пар быков, и парусные суда. В начале XIX в. начали строить улучшенные колесные доро­ги. Джон Лаудан Макадам, шотландец по происхождению, при­ехал в Пенсильванию, но после войны за независимость вернул­ся в Англию. До строительства ж/д США имели систему каналов, соединявших Миссисипи с рекой св. Лаврентия, а Ве­ликие озера — Мичиган, Гурон, Эри — с Атлантическим океа­ном. Когда в 1825 г. был открыт большой канал Эри, соединив­ший систему Великих озер с рекой Гудзон, то главная масса переселенцев, которая раньше двигалась на запад, через Фила­дельфию, теперь направлялась через Нью-Йорк вверх по Гудзо­ну. С этого времени чрезвычайно возросло значение Нью-Йорка.

В 1830 г. в США были построены 23 мили железнодорожных линий; в 1850 г. по длине железнодорожной сети (15 тыс. км) США вышли на первое место в мире.

В Америке в первой половине XIX в. появились, изобретения: пароход Фултона (1807), швейная машина Хау (1848 патент на эту машину получил фабрикант Зингер), фабрики для произ­водства ружей из стандартных частей (40-е годы).

К середине XIX в. одновременно с заселением огромных западных территорий и ростом сельского населения быстро развивались города. Если в 1790 г. в Филадельфии, в то время самом большом городе США, было 33 тысячи жителей, то в 1850 г.—340 тысяч, в 1860 г.— 500 тысяч, в Нью-Йорке в те же годы — 33 тысячи и 516 тысяч, а в I860 г. — 1 миллион. Но на Юге города росли медленно: в Чарлстоне, столице Южной Каролины, в 1790 г. бы­ло 16 тысяч, а в 1850 г. 43 тысячи, а в Новом Орлеане, самом большом городе Юга, было 116 тысяч. Зато особенно стремитель­ным был рост населения западных городов. Так, например, Сен-Луи в 1840 г. насчитывал 16 тысяч жителей, в 1850 г. — 75 ты­сяч, в 1860 г.— 160 тысяч.

Филадельфия явилась первым городом, где было организо­вано снабжение водой из реки Шюйлкил (Schuylkill). План этого водопровода возник в 1791 г., но вода начала поступать в город только в 1822 г. Для этого проложили 40 тысяч футов железных труб, большую часть которых сделали в Америке, а часть привезли из Европы.

До первых десятилетий XIX в. лампы с салом или китовым жиром и свечи, сделанные из того же материала, освещали и жилища и улицы. В 1816 г. в Филадельфии один владелец му­зея объявил, что его заведение будет освещаться лампами без жира и фитилей, посредством газа. Вскоре в разных городах та­ким способом стали освещать улицы, театры и другие поме­щения.

К середине XIX в. в американских городах начали мостить улицы и освещать их газом. Стали строить многоэтажные дома, до семи этажей. На улицах больших городов появились конные омнибусы. В 1860 г. в одном нью-йорском отеле построили пер­вый пассажирский лифт. Стали продавать готовую одежду, строить специально для продажи дома и продавать их, как продают готовое платье или обувь.

Улучшились средства городской связи. В конце 20-х годов XIX в. открылась омнибусная линия от Уолл-стрита (Нью-Йорк) до района тюрьмы штата в деревне Грэнедж.

В Филадельфии первые омнибусы появились в 1831 г. По­чту начали подвозить верховые-почтальоны; в 40-х годах про­водились линии электрического телеграфа.

В области социальных отношений в США наблюдались рез­кие контрасты. В стране не было и привилегий, полученных по рождению; для белого населения (но только для мужчин) фор­мально существовало равенство в политических правах, перед законом, в судах. Однако существовало неравенство богатых и бедных, белых и цветного населения, контрасты роскоши бо­гачей, нищеты и голода рабочих, особенно в годы кризисов.

В XIX в. в Соединенных Штатах секли не только негров-рабов, но и свободных граждан. В некоторых штатах имелись специальные пунктыдля сечения белых. Эта мера наказания применялась при многих мелких нарушениях законов. Были штаты, где муж на законном основании мог подвергнуть телес­ному наказанию свою жену.

Социальное неравенство женщин и мужчин в США выража­лось не только в отсутствии у первых политических прав и не только в том, что за одинаковую работу женщины получали меньше, чем мужчины, но и в том, что доступ ко многим про­фессиям был для женщин закрыт.

Одна европейская путешественница, побывавшая в Соеди­ненных Штатах в 1840 г., убедилась в том, что во всей стране нет ни одной женщины-врача и ни одной женщины-юриста и что женский труд находил применение в немногих областях. Выступление женщины на публичном собрании считалось чудо­вищным нарушением установившихся обычаев.

В жизни Соединенных Штатов роль церкви была весьма велика в колониальныйпериод, но она осталась очень большой и в последующем. Формально цер­ковь была отделена от государства в силу первой поправки к конституции, принятой в1791 г. Однако в конституциях отдель­ных штатов признание той или другой церкви господствующей и имеющей поддержку государства сохранялось очень долго. Так, по конституции Массачузетса до 1822 г. избирательными правами пользовались только те, которые принадлежали к пу­ританской церкви, В Нью-Джерси занимать должность могли только протестанты. В Пенсильвании для занятия должностей требовалась вера в старый и новый завет, но с 1790 г. доста­точной считалась вера в бога.

Еще важнее, чем те ограничения, которые устанавливались законами штатов для католиков, для евреев, а в некоторых штатах — для атеистов, было то влияние, которое церковь име­ла в повседневной жизни. Тот, кто не принадлежал к какой-либо церковной общине, оказывался отверженным: с ним не заводили знакомства, его и его семью игнорировали. Предста­вители духовенства были первыми советниками и в домашней жизни и в делах.