Северная Америка в XVIII -XIX вв.
Начиная с конца 60-х годов XVIII в. в Северной Америке наблюдается тенденция к подъему этнического самосознании, углублению разделения различных этнических групп, складыванию нации. Как известно, признаками нации являются общность языка, территории, экономической жизни и культуры. Североамериканцы в большей своей части общались между собой на английском языке. Английский язык был основным и все более становился господствующим. Когда в 1774 г. в Филадельфии собрался съезд представителей всех 13 американских колоний, прения происходили на английском языке, на нем же составлялись и публиковались документы съезда. На английском языке была написана и Декларация независимости, принятая в 1776 г.
Если народам Европы для формирования чувства национального самосознания и национальной идеи, национальной общности и форм управления понадобились столетия, то американцы добились этого в течение двух-трех поколений. Хотя, потребовалось немало времени, чтобы США превратилась в единую нацию и государство. В течение менее чем 75 лет 13 колоний на атлантическом побережье превратилась в огромное государство, в 20 раз превышающее по размерам и населению первоначальное ядро.
Жители Колоний еще в середине XVIII в. были преданными патриотами Британской империи. Североамериканских колонистов привязывали к метрополии их приверженность английскому искусству, литературе, архитектуре, английским вкусам, манерам, традициям и обычаям, а также военно-политические, экономические и иные узы. Однако к последней трети XVIII в. в колониях в ходе длительного развития в общих чертах сложились некоторые существенные факторы, необходимые для формирования американской нации со специфическим для нее национальным сознанием. Речь идет об общности экономических интересов североамериканских колонистов, противостоящим экономическим интересам Британской империи, общности территории, на которой они совместно проживали уже в течение более полутора столетий, общности языка и т. д. К тому периоду сложились некоторые важные элементы социально-психологической и духовной общности американцев. Колониальная мысль преобразовывала институты и формы мировоззрения, перенесенные из Европы в Америку переселенцами, способствовало появлению в Новом Свете новых форм мысли, идей и воззрений. Война за независимость была призвана окончательно утвердить эти «новые формы». В период революции, столкнувшись с проблемой отделения от Великобритании, американские колонисты оказались вовлеченными в острые споры не только относительно характера и методов юридического разрыва с метрополией, но и по более широким вопросам, связанным со свободой, переоценкой и переформировкой национальных ценностей, идей самоуправления, национализма и т. д.
Один из отцов-основателей Патрика Генри, сказал на первом континентальном конгрессе об американской нации «различия между вирджинцами, пенсильванцами, нью-йоркцами и жителями Новой Англии более не существует. Я теперь не вирджинец, а американец». С тех пор бывшие колонисты рассматривали себя не как подданных Британской империи, а как представителей новой американской нации. Но процессы формирования и утверждения национальных форм сознания, начавшиеся задолго до начала войне за независимость, продолжались и после победы 13 североамериканских колоний над Великобританией. Америке, в частности, предстояло утвердить себя в качестве самостоятельной нации, формировать свой образ жизни, создать свою собственную литературу, сугубо американские формы искусства, сформировать национальные цели и т. д.
Если в Европе национальное сознание утверждалось государством, церковью, феодальными сеньорами, то формирование американского национального сознания, было творением самого народа. Оно не было навязано иностранным завоевателем или монархом, не опиралось на официальную церковь. Хотя основу американской нации создала английская культура, которая сочеталась с другими европейскими традициями и обычаями переселенцев, но американцы, преобразовав все это создали свою культуру, отличную от остальных. Американцам пришлось создавать свои предания об образовании их нации и традиции. Большинство связано с первыми переселенцами и их жизнью по покорению континента. Такие как устные и письменные предания о переезде первых пилигримов через океан, идиллические картины жизни первых поселенцев в диком окружении, мифологизированные фигуры капитана Джона Смита и спасшей его индейской принцессы Покахонтас, пуритане, призывавшие создать в Америке «град на холме» в пример всем другим народам, «день благодарения» и многое другое стали к тому времени, прочно укоренившимися национальными символами и мифами, почитаемыми всеми американцами. Националистически настроенные американцы прилагали все усилия, чтобы объединять многочисленные колонии обширного континента в единое государство. Но вплоть до 40х годов XIX в. разделение континента на несколько самостоятельных государств многими рассматривалось как вполне реальная возможность. Исходя из географических особенностей и права на самоопределение, предполагалось, что на североамериканском континенте могут сосуществовать два и более государств. Покупка Луизианы, аннексия Техаса, Мексиканская воина, покупка Флориды и Аляски стали самыми крупными событиями в процессе экспансии США до 90-х годов XIX в. За ними последовала американская экспансия в бассейне Карибского моря и Тихого океана. Одним из краеугольных камней в строительстве американской нации стал так называемый «Северозападпый ордонанс» 1787 г. согласно которому ни один из 13 первоначальных штатов не «мог претендовать на территории, лежащие к западу от их расположения». Т. о. западные территории превращались в общенациональное достояние, в некотором роде цементирующий элемент, в котором будущие поселенцы пограничья из различных штатов вступали во взаимодействие друг с другом и подобно иммигрантам США из Европы теряли свои старые приверженности, заменяя их новыми. Принципы гражданской и религиозной свободы, господствовавшие в штатах, переносились на новые территории и по мере того как там устанавливались постоянные правительства, они в соответствующем порядке получали свою долю представительства в федеральном правительстве наравне с другими штатами. Американская нация складывалась на протяжении столетия, включала в себя различные элементы, традиции и устои, но она смогла преобразовать их и создать собственную нацию.
Колонизация Северо-Запада вела, в конечном счете к расширению сферы американского капитализма, распространению капиталистического способа производства на новую территорию, причем первое время Запад сохранял преимущественно аграрный характер. В политическом отношении западные территории не обладали сначала теми же правами, что основные штаты, и имели особое управление. Однако политическое неравноправие заселяемых западных территорий было временным.
Движение американских переселенцев на Запад было не только их внутренним делом, оно сопровождалось и значительным расширением территории, на которую распространялся суверенитет США.
Если в 1774 г. английские колонии занимали узкую полосу по восточному берегу североамериканского материка, то к середине XIX в., переселенцы продвинулись на Запад и заселили побережье Тихого океана. Мало затронуты колонизацией были Канзас и Небраска, а также обширный, но малодоступный район Скалистых гор, где жили индейские племена.
В первые десятилетия XIX в. колонизация Запада и скваттерство усилились, причем скваттеры создавали свои организации и обращались в конгресс с требованием раздела западных земель. В 1812 г. в конгресс поступила петиция о группы жителей, именовавших себя «настоящее американское общество». Авторы заявляли, что они очень бедны и нуждаются, в то время большое количество государственной земли остается не заселенной. «По нашему убеждению, — заявляли они, — каждый человек имеет естественное право на долю земли в стране и никто не должен владеть более чем 200 акрами». Представивший эту петицию некто Морроу заявил, что «члены настоящего американского общества» живут в Иллинойсе, Огайо и Западной Пенсильвании. В петиции предлагался раздел земли между «трудовыми» собственниками и предлагалось установить максимум в 200 акров, в два раза превышавший трудовую норму большой семьи. Но петиция не была заслушана конгрессом. «Ассоциации для заявок» ( «claims associations») были широко распространены в новых западных штатах. В Айове скваттеры постановили а 1833г.., что поселенец не имеет права занимать участок шириной больше 7 мили вдоль реки или в прерии. В Висконсине поселенцу не разрешали: занимать больше-40 акров «хорошего» леса. В графстве Дейн (Висконсен) одна «ассоциация» перешла к выполнению карательных функций: «Решено; что если кто-нибудь нарушает постановления этого собрания и права заимщика, обманув его справедливое ожидание, мы не замедлим наказать его с суровостью, которая обычна у поселенцев Запада». Кроме прямых репрессий по отношению к «земельным захватчикам», применялись меры общественного внушения. Так, к одному приехала группа скваттеров и стала уговаривать его отказаться от покупки. Но он держал себя нагло и грозил пожаловаться на комиссию, если она не оставит его в покое. Исчерпав безрезультатно свои словесные аргументы, комиссия опустила его в прорубь. Но он стоял на своем, и когда его вытащили из проруби, опять стал оскорблять комиссию. Тогда он был вторично посажен в прорубь. Лишь после этого он дал подписку, что «no-доброй воле» отказывается от своей покупки.
Один американский наблюдатель писал в 1828 г. о движении пионеров на юго-запад: «Расчистка лесов в этой стране... не так легка, как в северных штатах. Густые кустарники, заросли чертополоха и колючего боярышника образуют живую изгородь, сквозь которую почти невозможно проникнуть. Сюда надо еще прибавить змей, москитов и в болотах — аллигаторов; последние не так опасны, как египетские крокодилы, но тоже причиняют много хлопот». Но земля в Америке быстро дорожала. Переселенцу было необходимо лишь закрепиться на участке земли, очистить от леса и через несколько лет он мог его продать в несколько раз дороже. Спекуляция земли охватила большое число переселенцев и даже банков.
В 1820—1830 гг. в Америку прибыло 152 тысячи поселенцев, в том числе из Европы 106 тысяч, из Азии 15 тысяч и из других стран Америк» 12 тысяч.
Всего ко времени гражданской войны из Европы в Америку иммигрировало около 5 миллионов человек. До середины XIX в. из Европы в США преимущественно переселялись крестьяне и квалифицированные ремесленники, а после 1848 г.— главным образом промышленные рабочие.
Быстрое заселение Запада и иммиграция из Европы ускоряли развитие промышленности, получавшей приток рабочей силы.
Для колонизации, нужны были дороги. В США главными средствами сообщения в 1815 г. были почтовая карета, запряженная лошадьми, фургон, который тащили несколько пар быков, и парусные суда. В начале XIX в. начали строить улучшенные колесные дороги. Джон Лаудан Макадам, шотландец по происхождению, приехал в Пенсильванию, но после войны за независимость вернулся в Англию. До строительства ж/д США имели систему каналов, соединявших Миссисипи с рекой св. Лаврентия, а Великие озера — Мичиган, Гурон, Эри — с Атлантическим океаном. Когда в 1825 г. был открыт большой канал Эри, соединивший систему Великих озер с рекой Гудзон, то главная масса переселенцев, которая раньше двигалась на запад, через Филадельфию, теперь направлялась через Нью-Йорк вверх по Гудзону. С этого времени чрезвычайно возросло значение Нью-Йорка.
В 1830 г. в США были построены 23 мили железнодорожных линий; в 1850 г. по длине железнодорожной сети (15 тыс. км) США вышли на первое место в мире.
В Америке в первой половине XIX в. появились, изобретения: пароход Фултона (1807), швейная машина Хау (1848 патент на эту машину получил фабрикант Зингер), фабрики для производства ружей из стандартных частей (40-е годы).
К середине XIX в. одновременно с заселением огромных западных территорий и ростом сельского населения быстро развивались города. Если в 1790 г. в Филадельфии, в то время самом большом городе США, было 33 тысячи жителей, то в 1850 г.—340 тысяч, в 1860 г.— 500 тысяч, в Нью-Йорке в те же годы — 33 тысячи и 516 тысяч, а в I860 г. — 1 миллион. Но на Юге города росли медленно: в Чарлстоне, столице Южной Каролины, в 1790 г. было 16 тысяч, а в 1850 г. 43 тысячи, а в Новом Орлеане, самом большом городе Юга, было 116 тысяч. Зато особенно стремительным был рост населения западных городов. Так, например, Сен-Луи в 1840 г. насчитывал 16 тысяч жителей, в 1850 г. — 75 тысяч, в 1860 г.— 160 тысяч.
Филадельфия явилась первым городом, где было организовано снабжение водой из реки Шюйлкил (Schuylkill). План этого водопровода возник в 1791 г., но вода начала поступать в город только в 1822 г. Для этого проложили 40 тысяч футов железных труб, большую часть которых сделали в Америке, а часть привезли из Европы.
До первых десятилетий XIX в. лампы с салом или китовым жиром и свечи, сделанные из того же материала, освещали и жилища и улицы. В 1816 г. в Филадельфии один владелец музея объявил, что его заведение будет освещаться лампами без жира и фитилей, посредством газа. Вскоре в разных городах таким способом стали освещать улицы, театры и другие помещения.
К середине XIX в. в американских городах начали мостить улицы и освещать их газом. Стали строить многоэтажные дома, до семи этажей. На улицах больших городов появились конные омнибусы. В 1860 г. в одном нью-йорском отеле построили первый пассажирский лифт. Стали продавать готовую одежду, строить специально для продажи дома и продавать их, как продают готовое платье или обувь.
Улучшились средства городской связи. В конце 20-х годов XIX в. открылась омнибусная линия от Уолл-стрита (Нью-Йорк) до района тюрьмы штата в деревне Грэнедж.
В Филадельфии первые омнибусы появились в 1831 г. Почту начали подвозить верховые-почтальоны; в 40-х годах проводились линии электрического телеграфа.
В области социальных отношений в США наблюдались резкие контрасты. В стране не было и привилегий, полученных по рождению; для белого населения (но только для мужчин) формально существовало равенство в политических правах, перед законом, в судах. Однако существовало неравенство богатых и бедных, белых и цветного населения, контрасты роскоши богачей, нищеты и голода рабочих, особенно в годы кризисов.
В XIX в. в Соединенных Штатах секли не только негров-рабов, но и свободных граждан. В некоторых штатах имелись специальные пунктыдля сечения белых. Эта мера наказания применялась при многих мелких нарушениях законов. Были штаты, где муж на законном основании мог подвергнуть телесному наказанию свою жену.
Социальное неравенство женщин и мужчин в США выражалось не только в отсутствии у первых политических прав и не только в том, что за одинаковую работу женщины получали меньше, чем мужчины, но и в том, что доступ ко многим профессиям был для женщин закрыт.
Одна европейская путешественница, побывавшая в Соединенных Штатах в 1840 г., убедилась в том, что во всей стране нет ни одной женщины-врача и ни одной женщины-юриста и что женский труд находил применение в немногих областях. Выступление женщины на публичном собрании считалось чудовищным нарушением установившихся обычаев.
В жизни Соединенных Штатов роль церкви была весьма велика в колониальныйпериод, но она осталась очень большой и в последующем. Формально церковь была отделена от государства в силу первой поправки к конституции, принятой в1791 г. Однако в конституциях отдельных штатов признание той или другой церкви господствующей и имеющей поддержку государства сохранялось очень долго. Так, по конституции Массачузетса до 1822 г. избирательными правами пользовались только те, которые принадлежали к пуританской церкви, В Нью-Джерси занимать должность могли только протестанты. В Пенсильвании для занятия должностей требовалась вера в старый и новый завет, но с 1790 г. достаточной считалась вера в бога.
Еще важнее, чем те ограничения, которые устанавливались законами штатов для католиков, для евреев, а в некоторых штатах — для атеистов, было то влияние, которое церковь имела в повседневной жизни. Тот, кто не принадлежал к какой-либо церковной общине, оказывался отверженным: с ним не заводили знакомства, его и его семью игнорировали. Представители духовенства были первыми советниками и в домашней жизни и в делах.