Эпоха размежевания церковнославянского и русского языков
Эпоха Петра I
Петр I вошел в историю России как крупнейший преобразователь всех областей жизни страны.
Царь-реформатор послал учиться за границу(Германию)первых русских студентов
В 1698г. В университете Галле русские студенты открыли курсы русского языка
Таким образом русский язык вошел в программу университета.
Возможно, первым учебным заведением в России, где начали преподавать русский язык иностранцам была «Школа пастора Глюка», открытая в 1701г.
В 1704г. Эрнст Глюк подготовил для своих учеников грамматику на немецком языке, основой которой стала грамматика Мелетия Смотрицкого.
Глюк вводит в свою грамматику элементы некнижного русского языка конца XVII-начала XVIII столетия.
1 января 1708 года Петр I издал указ о реформе азбуки и введения в России гражданского алфавита.
После реформы церковнославянской азбуки потребовались новые принципиальные решения вопросов русской орфографии и разработки грамматики
Первым автором, написавшим послереформенную грамматику, адресованную иностранцам, был В.Е.Адодуров.
Он положил основные положения грамматики в основу лекций, которые читал с 1738-1740 гг. в Санкт-Петербургском университете.
Грамматика Адодурова характеризуется отчетливым противопоставлением церковнославянских и русских форм.
Адодуров указал также на расхождение в русской и церковнославянской лексике.
Он предложил новые правила орфографии.
В 1748 г. В.К.Тредьяковский издает книгу, посвященную новым правилам орфографии – «Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой», написанную в форме диалога между иностранцем и россиянином.
В условиях исторических преобразований Петра I в России повсюду открываются новые учебные заведения.
В 1725 г. В.Н.Татищев пишет инструкцию «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах», где также преподавались живые иностранные языки с учетом технического профиля обучения.
В 1725 г. открывается Московский университет (современное название МГУ).
Сразу после открытия Московского университета в нем преподавали в основном иностранные преподаватели.
К концу 1755 г. положение изменилось – предпочтение стало отдаваться отечественным профессорам.
Вместе с российским студентами в университетах и гимназиях России того времени обучались иностранцы.
Первыми учебными пособиями были дву-и многоязычные словари, которые служили как изучающим иностранный язык россиянам, так и иностранцам, постигающим русский язык.
В 1763 г. был издан шестиязычный словарь под редакцией Г.А.Политика.
После выхода «Словаря Академии Российской» в 1789-1794гг. Многие русско-иностранные словари составлялись на его основе.
В это время для преподавания иностранных языков широко использовались переводные пособия.
И.Ф.Вегелин перевел с французского языка «Грамматику для дам», переработав диалоги с учетом русских реалий.
В эту грамматику Вегелин самостоятельно добавил диалоги для «мужчин».
Здесь использовались такие разговорные темы, как «Как спросить о чем-нибудь», «О времени», «Способы объясняться учтиво».
В 1755г. М.В.Ломоносов издал грамматику русского языка.
Наиболее полно теория обучения иностранным языкам была представлена в документе, составленном в 1782г. профессорами московского университета, который назывался «Способ учения».
Авторы «Способа учения» не отвергали изучение грамматики в сопоставительном аспекте, которое проводилось параллельно с чтением текстов.
Для успешного овладения устной речью рекомендовались вопросно-ответные упражнения(«разговоры»).
Особое внимание уделялось постоянному звучанию иностранной речи на уроках(учитель и ученики должны были при изучении иностранного языка как можно чаще говорить на изучаемом языке.
Изучать грамматику предлагалось практически.
Талантливые переводчики знакомят европейских читателей с произведениями Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Достоевского.
Появляются учебные пособия нового типа: учебники-хрестоматии .
В 1905г. Н. Сперанский издает учебник, построенный на рассказах Л.Н.Толстого.
В учебнике-хрестоматии «Русский язык» в качестве текстов использованы произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова, Жуковского.
· В XIX-начале XXвв. Русский язык уже преподается во многих странах мира.
· С 1896г. Его начали преподавать в Гарварде(США).
· С 1901г. кафедры русского языка открываются в калифорнии и Чикаго.
· С 1855г. Русский язык начали преподавать в Токио.
· В Китае первые русские школы были открыты еще в1708г., а с 1862г. Русский преподается в системе школ иностранных языков.
Лекция №4