Лекция №3


 

В западной Европе введение русского языка в программы некоторых учебных заведений началось к концу XVII-началу XVIII вв.

Самостоятельное(индивидуальное) изучение русского языка иностранцами было распространено еще с XII-XIII вв.(мотивировано торговыми отношениями с Россией).

Изучение языка в языковой среде без специальных занятий называется «стихийным».

Непосредственное усвоение языка от носителя можно оценить как первый шаг к «натуральному методу», при котором язык усваивается при общении с владеющим им.

Многие иностранцы записывали русские слова в латинской транскрипции или давали перевод на родной язык.

Эти записи можно рассматривать как попытку составить специальные учебные пособия для обучения устной речи – словари-разговорники.

Формат словарей-разговорников был широко распространен на Западе.

В такого рода пособия обычно включали формулы речевого этикета, разговорные фразы, тематический список лексики, отражающий коммуникативные потребности адресата пособия.

Подобная схема была положена в основу «Парижского словаря московитов»(1586)

«Записная книжка» Ричарда Джемса(1618-1619 гг.).Он впервые начал записывать слова по тематическим группам.

«Книга русского языка Томаса Шрове»(1546).Это учебное пособие-словарь-разговорник многократно переписывалось

С начала XVII в. Известны практические руководства для изучения русского языка, в которых содержался алфавит, правила русского произношения, материалы для чтения, краткие сведения о русской грамматике.

Одним из первых словарей-разговориников, которые можно квалифицировать как практическое учебное пособие, был труд немца Тонниса Фенне, составленный в пскове в 1607г.

Автор вводит кириллический алфавит и правила произношения, комментирует применение уставного письма и скорописи, вводит русско-немецкий словарь и грамматическую часть, в которой лексика сгруппирована по частям речи, объясняются правила русского словообразования на латыне.

Методические новшества содержатся в «Элементарной книге», созданной немецким переводчиком Генрихом Невенбургом в 1629 г.Автор некоторое время жил в России и считался прекрасным специалистом в области русского языка.Он создал настоящее учебное пособие, снабженное словарем-справочником, в нем также содержались формулы речевого этикета, включенные в диалоги и речевые ситуации.

Первые словари-разговорники были рассчитаны на имитативный способ усвоения материала: фразы и диалоги заучивались и воспроизводились в зависимости от ситуации.

В дальнейшем в словарях-разговорниках предусматривался элемент сознательности усвоения материала за счет изучения грамматики.

Введение кириллического алфавита довало возможность учащимся научится читать по-русски.

В приод Средневековья в Западной европе разрабатывалась методика школьного преподавания языков – латыни и древнегреческого, основанная на изучении грамматики и текстов классической литературы.

Наиболее последовательно новые методические идеи изложил в своих трудах Ян Амос Коменский(1592-1670)

Генрих Вильгельм Лудольф(1655-1712) является автором первой русской грамматики.