Новый этап развития России (2000 - 2005 гг.)


К 2000 г. российское общество встало на путь консолида­ции. Экономическое положение в стране начало нормализоваться. Российское правительство продолжило работу по оздоровлению экономики и финансов. Стабилизировалась денежная система. Инфляция, вызванная кризисом, замедлилась. Постепенно оправ­лялись от последствий кризиса промышленные предприятия, снова заработал частный сектор экономики. Упорядочилась выплата зарплаты учителям, врачам и сотрудникам государственных пред­приятий и учреждений. Экономическая стабилизация способство­вала социальному успокоению, сбила стихию забастовок и митин­гов. В политической жизни страны также наступают перемены, ведущие к повышению эффективности в работе властных струк­тур.

Выборы в Государственную думу (1999 г.).К концу 1990-х гг. в политической сфере произошли изменения. Перед но­выми выборами количество политических партий и движений на­чало сокращаться, многие из них, имевшие близкие позиции, объ­единялись. Сторонники последовательного проведения либераль­ных реформ объединились вокруг Союза правых сил. Те, кто вы­ступал против реформ, поддерживали КПРФ.

В октябре 1999 г. создается еще одно центристское Межре­гиональное движение «Единство» («Единство», или «Медведь»), лидером которого стал министр по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу. Политическое движение «Отечество — вся Россия» также заняло центристские позиции: В результате на состоявшихся 19 декабря 1999 г. очередных выборах в Государственную думу рас­становка политических сил существенно изменилась.

Левые группировки утратили свое былое преимущество в законодательном органе страны. А новый состав Думы гарантиро­вал политическую стабильность и продвижение по пути реформ. Это создавало условия и для стабильной работы правительства.

В.В. Путин — Президент Российской Федерации.31 де­кабря 1999 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин в традиционном новогоднем обращении к россиянам заявил о своей добровольной отставке. В обращении отмечалось, что Президент и его команда сделали все, чтобы Россия встала на путь демократии и рыночной экономики. Во главе новой смены Ельцин видел В. Путина, олицетворявшего, по его мнению, молодое поколение по­литиков, свободное от старой идеологии и ошибок прошлых лет.

После ухода Б. Н. Ельцина исполняющим обязанности Пре­зидента страны до новых выборов по закону стал председатель правительства В.В. Путин. А 26 марта 2000 г. в ходе очередных президентских вы среди 12 претендентов он одержал убедитель­ную победу. В 2004 г. В.В. Путин переизбран на второй прези­дентский срок.

Россияне не ошиблись в своем выборе - первые же меро­приятия нового Президента были нацелены на оздоровление рос­сийского общества.

Тенденция к стабилизации российского общества.Пер­вые шаги нового Президента были сделаны в трех основных на­правлениях: укрепление вертикали власти, продолжение курса экономических реформ и становление социального государства.

В своей работе по реформированию страны президент сна­чала опирался на правительство во главе с М.М. Касьяновым, а с 2004 г. на правительство Фрадкова.

Для создания сильной центральной власти и укрепления ее взаимодействия с региональной властью была реформирована верхняя палата Федерального собрания — Совет Федерации. Из него выведены губернаторы и главы администраций, как предста­вители исполнительной власти на местах. В новый состав Совета Федерации с 1 января 2002 г. включались по два представителя от 89 регионов России — от законодательного и исполнительного органа каждого из этих регионов. Губернаторы же вошли в новый совещательный орган при Президенте России — Государственный совет.

Летом 2000 г. началось осуществление административной реформы. Было создано 7 крупных округов: Центральный, Юж­ный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, включающих сохраненные 89 регионов. Во гла­ве каждого округа поставлен полномочный представитель россий­ского президента, призванный координировать деятельность мест­ных органов власти в соответствии с политикой президента, а так­же осуществлять контроль за бюджетным финансированием и ис­пользованием экономического потенциала округа. В настоящее время продолжается процесс укрупнения округов.

В Государственной думе опорой и проводником политики президента стала коалиция проправительственных партий. Они были нацелены на конструктивное сотрудничество с оппозицией, и, прежде всего, с КПРФ. Выбранная тактика привела к стабилиза­ции политической атмосферы в Думе и обществе и к продуктив­ной законотворческой работе.

В экономической области была проведена налоговая ре­форма, суть которой заключалась в ослаблении налогового бреме­ни и выведении из «тени» части производства {теневая экономи­ка). Устанавливался единый социальный налог с физических лиц — 13% (вместо существовавшего прогрессивного налога до 30%). Отменялись налоговые льготы, и все производители были, таким образом, поставлены в равные условия. Эта реформа привела к стабилизации и увеличению налоговых поступлений в бюджет страны.

В социальной сфере осуществляется регулярное повыше­ние заработной платы работникам бюджетных организаций и предприятий, были увеличены минимальные размеры оплаты тру­да, установлены новые величины прожиточного минимума на ду­шу населения, повышены оклады военнослужащим. С 2001 г. воз­росли расходы на образование, культуру и здравоохранение. С 1 августа 2000 г. увеличились размеры пенсий. Принят новый Тру­довой кодекс, Жилищный кодекс, кодекс об административных правонарушениях и другие.

С 2001 г. началось постепенное проведение военной ре­формы.Реформа на первом ее этапе предполагает сокращение численности Вооруженных сил России на 20%. Стратегическая цель — создание мобильной армии на контрактной основе.

Началось проведение судебной реформы.Весной 2001 г. в Госдуму бы внесено 11 законопроектов, касающихся реформиро­вания законодательства и судебной системы. Смысл реформы со­стоит в укреплении независимость авторитета судебной власти в стране.

В 2001 г. были утверждены Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации.

Все проводимые реформы направлены на достижение со­циальной и политической стабильности в обществе и на улучше­ние благосостояния граждан страны.

С приходом к власти В. В. Путина произошли значительные изменения в организации государственной власти РФ:

- созданы семь федеральных округов и назначены Полно­мочные представители Президента РФ в округах, что способство­вало централизации власти;

- изменены система формирования Совета Федерации - в 2000-2002 гг. глав субъектов и их представительных органов, ра­нее входивших в Совет Федерации по должности, заменили пред­ставители субъектов, один из которых назначается на должность главой субъекта, а другой - законодательным (представительным) органом;

- произведены изменения в структуре органов исполни­тельной власти;

- более динамичным и современным стал стиль управле­ния государством.

В 2003 г. начался процесс укрупнения регионов РФ.7 декабря 2003 г. впервые в истории современной России прошел референдум об объединении субъектов РФ. Жители Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области проголосо­вали за объединение данных 2 субъектов в один - Пермяцкий край.

Планируется также в дальнейшем укрупнять регионы. Данная политика возможна объединения близких по территории, экономическому развитию и культуре субъектов, а также ликвида­ции «искусственных» субъектов - некоторых автономных окру­гов, которые экономически и политически входят в состав других краев и областей, но при этом формально считаются отдельными субъектами. При этом, согласно Конституции РФ и федеральному конституционному закону, объединение субъектов возможно только при согласии их населения, выраженного на референдуме субъекта РФ. После этого наступает более чем 5-ти летний про­цесс объединения бюджетов субъектов и их властных структур.

В декабре 2003 г. губернатором Свердловской области Э. Росселем была выдвинута инициатива объединения 3 субъектов РФ - Свердловской, Челябинской и Куурганской областей также в единым субъект РФ - Уральский край.

Основными приоритетами внутренней и внешней по­литики В.В. Путина являются:

- усиление роли государства;

- совершенствование механизма государственного управления;

- стабилизация ситуации в экономике и экономический рост;

- борьба с терроризмом;

- интеграция с Республикой Беларусь;

- сближение с ведущими европейскими странами - Германией, Великобританией, Францией.

7 декабря 2003 г. состоялись очередные выборы в Госу­дарственную думу ФС РФ -первые парламентские выборы в России в ХХ1 веке. По результатам выборов:

- убедительную победу одержала политическая партия "Единая Россия" (лидеры - Б. Грызлов, С. Шойгу, Ю. Лужков) -около 37% голосов (что вместе с депутатами - одномандатниками, дало «Единой России» 310 голосов (конституционное большинст­во) и полный контроль над Думой;

- 5% барьер преоболели 4 партии, наряду с Единой Росси­ей это: КПРФ (лидер - Г. Зюганов) - 12,7%; ЛДПР (лидер - В. Жи­риновский)- - 11,6%; "Родина" (лидеры - С. Глазьев и Д. Рогозин) -9,1%.

14 марта 2004 г.состоялись очередные выборы Прези­дента РФ(четвертые в новейшей истории России). В.В. Путин, набравший около 71% голосов, был переизбран Президентом РФ на второй 4-летний срок.

Это - наивысший уровень народной поддержки (более 2/3 голосов избирателей), который получал на выборах Президент РФ за весь период истории России с 1991 г. Отличительной чертой выборов стал рекордно низкий процент голосов, поданных за кан­дидата коммунистов Н. Харитонова (14% )- это на 26% меньше результата Г. Зюганова в 1996 г.

7 мая 2004 г.В.В. Путин принял Присягу Президента РФ, после чего начался его второй срок на посту Президента РФ (до мая 2008 г.).

Начало второго президентского срока В.В. Путинабыло омрачено убийством президента Чеченской Республики Ахмата Кадырова 9 мая 2004 г. в Грозном. Кроме того, летом-осенью 2004 г. по России прокатилась волна террористических актов, закон­чившаяся захватом заложников в г. Беслане и гибелью более 300 школьников. Эти события лишний раз продемонстрировали сла­бость работы правоохранительных органов и несовершенство сис­темы государственной власти в целом.

Еще до выборов и указанных событий, 9 марта 2004 г. Пре­зидентом РФ В. В. Путиным был седлан важный шаг в сфере адми­нистративной реформы - проведена реформа федеральных ор­ганов исполнительной власти.

Необходимость данной реформы была обусловлена тем, что система федеральных органов исполнительной власти не соот­ветствовала мировым стандартам и была очень громоздкой.

8 стране насчитывалось более 60 органов 6 видов, которые подчинялись непосредственно Правительству РФ. Функции этих органов часто дублировались, отсутствовала четкая субординация между органами, что порождало неразбериху, конкуренцию между различными органами и снижало управляемость всей системы.

В результате реформы:

- вместо 6 осталось только 3 вида федеральных органов исполнительной власти - Федеральные министерства, Федераль­ные службы и Федеральные агентства;

- Федеральные министерстваосуществляют политиче­ское руководство и нормативно- правовое регулирование ;

- Федеральные службыосуществляют контрольно-надзорные функции и функции обеспечения безопасности;

- Федеральные агенствазанимаются вопросами управле­ния государственной собственностью и оказания государственных услуг;

- Указанные органы объединены в четкую иерархическую системы - Федеральные агентства и службы находятся в ведении соответствующих министерств (реже - непосредственно подве­домственны Президенту РФ и ли Правительству РФ);

- Сокращен перечень функций органов, особенно в сфере разрешительно-запретительной и регистрационной деятельности;

- Четко разделены (между органами разных видов) функ­ции издания нормативных актов, контроля и надзора.

Почти одновременно с проведением реформы Правитель­ство М.М. Касьянова, работавшее 4 года (2000-2004) было отправ­лено в отставку и сформировано новое Правительство РФ во главе с М. Е. Фрадковым, которое стало работать уже в рамках новой системы.

Основные стратегические задачи правительства М.Е. Фрадкова:

- структурные реформы в экономике;

- повышение уровня жизни населения;

- вступление России в ВТО.

В декабре 2004 г. была проведена еще одна существенная реформа в области государственного управления. Была отменена существовавшая 10 лет система прямых выборов населением субъектов РФ глав субъектов РФ. Согласно новому закону, с фев­раля 2005 г. введена новая система избрания глав субъектов РФ законодательными (представительными) органами государствен­ной власти субъектов РФ по представлению Президента РФ. Так­же планируется проведение выборов в Госдуму, начиная с 2007 г., только по партийным спискам.

Внешняя политика России.Летом 2000 г. в Концепции внешней политики Российской Федерации были определены стра­тегия и основные приоритеты российской внешней политики. Все задачи внешней политики должны решаться на основе приоритета национальных интересов России. Одним из таких приоритетов яв­ляется формирование многополярного мира, учитывающего раз­нообразные интересы различных стран.

За годы президентства В. Путин посетил Великобританию, Италию, Францию, Китай, Вьетнам, Индию, Японию и другие страны. Было проведено более 600 различных встреч и перегово­ров высших руководителей страны с представителями зарубежных государств.

Начался новый этап взаимоотношений со странами Запад­ной Европы. Основная линия на сотрудничество и партнерство была сохранена. В 2000 г. российский парламент ратифицировал Договор СНВ-2, который стал основой стратегической стабильно­сти в мире. Продолжилось сотрудничество России с Европейским Союзом, обсуждается вопрос вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Несмотря на некоторые осложнения во взаимоотношениях с США, связанных с осуждением американской стороной чечен­ской антитеррористической военной операции, соблюдения норм свободы слова в России и т. д., переговорный процесс и сотрудни­чество во многих областях между двумя государствами продолжи­лись. А после террористического акта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. произошел качественный перелом во взаимоотношениях двух стран — они еще более укрепились. У обеих стран и у миро­вого сообщества в целом определился общий враг — международ­ный терроризм.

В рамках нового общества предстоит еще решить немало проблем, но уже сам факт создания новой интегрированной межгосударст­венной структуры на территории СНГ, ядром которой является Россия - значительный геополитический успех России.

Сегодня как никогда справедлива и актуальна формула: Россия есть Европа плюс Азия.

Итак, Россия вступила в ХХ1 век. Каким он будет для Рос­сии - покажет время.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность приватизации? Почему темпы проведения при-
ватизации были беспрецедентными?

2. Охарактеризуйте основные последствия социально-
экономических реформ 1991-1993 гг.

3. Почему на рубеже 1992-1993 гг. произошел кризис власти ? Ка­ковы его последствия?

4. Чем было вызвано вооруженное противостояние в Чеченской республике в 1990-х гг.?

5. Почему в годы правления В. В. Путина усилилась стабилизация российского общества?

6. В чем преемственность и особенности внешней политики Рос­сии начала XXI в.?

 

Литература

1. Беляева Л. А. Социальная модернизация в России в конце XX века. - М., 1997.

2. Новейшая история России. 1914-2002: Учеб. пособие / Под ред. М. В. Ходякова. - М., 2004.

3. Селезнев Г. К. Политическая история современной России:
1991-2001. - М., 2001.

4. Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985 -2001: от Горбачева до Путина. - М., 2001.

5. Якушев А. В. История России (конспект лекций). - М., 2005.