По закону ускорения развития общества.


На каждую последующую стадию уходит времени меньше, чем предыдущую. Так, эпоха первобытности (дописьменное вре­мя) значительно «длиннее» всех последующих; доиндустриальное общество длится дольше индустриального.

2. По закону неодинаковой скорости общественного
развития разных народов.

Разные народы развиваются с неодинаковой скоростью, динамикой,

«входят» в последующую стадию развития в разное время, в различных условиях.

3. Социально-экологические кризисы в истории чело-
вечества.

Как мы с Вами установили ранее, рубежами качественного перехода от одной стадии развития к другой, являются кризисы. Все Вы, наверное, помните себя в период подросткового кризи­са.

Кризис - это такая ситуация, когда, как после болезни, организм крепнет и здоровеет, в отличие от катастрофы, когда организм погибает.Кризисы бывают разные.

Экологические кризисы - это изменения в солнечной ак­тивности, космические катаклизмы, глобальные или местные из­менения климата, геологические процессы и др.

Известно, что во время окончания ледникового периода в результате повышения уровня океана ушла под воду значительная территория на западе Европы. С этим связывают и гибель Атлан­тиды - загадочной страны, рассказы о которой не дают покоя лю­дям почти две с половиной тысячи лет. Исследователи помещали Атлантиду и в Черное, и в Мраморное море, и в Атлантику, и на остров Крит. Одна из последних версий - Атлантида находилась на месте сегодняшнего морского дна между современными Францией и Англией, называемого Кельтским шельфом. Глубина моря в этом месте всего 57 метров, тогда как вокруг - 130 -160 метров. Рельеф этого места очень напоминает описание Платона, древне­греческого философа, первым упомянувшего об Атлантиде: «Го­род, находящийся на холме с обрывом в сторону моря, и окру­жающая его плоская равнина, окруженная с трех сторон горами». Исследователи предполагают, что Атлантида была не островом, а частью европейского материка, затонувшей в результате повыше­ния уровня Мирового океана.

Подобные экологические кризисы приводили к уничтоже­нию животных, достигших особо крупных размеров в спокойные периоды развития природы и человечества, освобождая ниши для более сложных и перспективных организмов. Происходили выро­ждение, гибель одних цивилизаций и возникновение других. При такой смене цивилизаций часто не происходило их качественного усложнения. Отсюда возможен вывод о непродуктивности данного типа экологических кризисов.

Социальные кризисы - это революции, гражданские вой­ны, путчи и др. проблемы внутреннего развития общества. Часто они связаны с разрушительной деятельностью человека.

Несколько раз (пока всего 3 раза), человечество пережива­ло глобальные кризисы, когда оно сталкивалось одновременно и с экологическим, и с социальным кризисом, взаимно обусловивши­ми друг друга.

Это:

1. Кризис неолитического периода (9-8 тыс. до н. э.), после которого люди занялись производящим хозяйством. Сформирова­лось аграрное общество.

2. Кризис Средневековья, связанный с похолоданием и
уничтожением запасов древесины. Выходом из него стала про-
мышленная революция и формирование индустриального общест-
ва.

Пример: В XIII - XIV вв. в Западной Европе социально-экологический кризис был вызван, с одной стороны, причинами климатическими (похолодание 1215 -1350 гг.), с другой - причи­нами «рукотворными». Великая распашка территории Западной Европы не только увеличила количество пашни, но и привела к исчезновению лесов, прежде всего рощ с 200-летними дубами, да­вавшими при подсечно-огневом земледелии самое лучшее мине­ральное удобрение. Французский историк Гимпел приводит при­меры уничтожения дубовых лесов: на строительство деревянного дома требовалось приблизительно 12 дубов, на строительство Виндзорского замка пошло 3994 дуба (целый лес!). Для добычи 50 кг железа в то время надо было обработать 200 кг железной руды, что требовало 25 кубометров дерева. В течение 40 дней одна печь уничтожала лес в радиусе 1 км. Уже в конце XIIIв. Англия стала ввозить дерево из Норвегии. Леса пропадали. Постепенно на смену дровам пришел уголь. В XIIIв. идет разработка месторождений у Льежа (Бельгия), Анжу (Франция), Дербишира (Англия). Разра­ботки угля и железа загрязняли атмосферу, убой скота, дубление кож загрязняли воду. Наступал экологический кризис.

Голод, причиной которого стало снижение урожайности, вызванное похолоданием и отсутствием эффективных удобрений (дубовые леса были сильно вырублены), эпидемии (чума, грипп) привели к резкому сокращению населения Европы. Так, в 1315 -1317 гг. голод унес 10% жизней. Чума XIV в. уничтожила треть населения Европы (20 млн). Особенно большие потери понесли города Европы. Европа восстановила свое население только к 1600 г.

Последствиями кризиса XIII- XIVвв. было социальное старение общества, его болезнь, требовавшая поиска лекарств для выздоровления. Таким «лекарством» стал переход к капитализму как более эффективному способу производства.

3. Кризис Новейшего времени, в который живем мы с Ва-
ми, связанный с глобальным потеплением, исчерпанием запасов
нефти, и соответственно непрекращающимся переделом сфер
влияния различных государств. Поиск выхода из этой ситуации
начался в середине ХХ века в ходе научно-технической револю­ции. Именно она дала человечеству энергосберегающие техноло­гии, микроэлектронику, информационные технологии и надежду на будущее. Сейчас идет эпоха формирования постиндустриально­го (информационного) общества.

Таким образом, прогресс человечества становится спосо­бом его выживания. Однако отдельные общества, цивилизации, культуры (Шумер, Вавилон, Египет, Рим и др.) в результате кри­зисов погибали. Цивилизациям свойственно умирать, исчерпав ресурсы своего развития.

 

4. Основные подходы к истории: формационный, куль­турологический, цивилизационный

Историки предшествующих эпох не сразу заметили, что существуют определенные законы в человеческой истории. До ХVШ в. шло накопление фактологического материала. И лишь последние три века ученые пытаются создать обобщающие модели (периодизации) развития общества. Все эти модели создавались с учетом ранее указанных законов.

Историческая периодизация - это деление процессов раз­вития общества на основные качественно отличающиеся друга от друга периоды в соответствии с объективными закономерностями общества.

Начиная с ХVШ в. создавались различные периодизации истории, критерии которых менялись в течении веков.

Одной, из самых первых была создана археологическая пе­риодизация истории, которая остается актуальной до сих пор при изучении материальной истории человечества. Критерий такой периодизации - материал, из которого изготовлены орудия труда. В соответствии с этим критерием выделяют:

1.Каменный век - св. 2 млн. - 6 тыс. лет назад. Делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит).

2.Медный век (энеолит) - 6 - 4 тыс. до н. э. (На некоторых территориях 4 - 3 тыс. до н. э.).

3.Бронзовый век - 4 - 1 тыс. до н. э. (На некоторых терри­ториях - 3 - 1 тыс. до н. э.).

4.Железный век - 1 тыс. до н. э. - сер. ХХ в. н. э.

5.Век искусственных материалов и композитов - сер. ХХ в. н. э. - до настоящего времени.

Вы только посмотрите, из каких материалов сделаны все предметы, которые окружают Вас сейчас на занятии?

Однако, данная периодизация не дает представления об изменениях в политической, социальной сферах жизни общества. Это все равно, если бы при рассказе о своей личной истории Вы говорили: «В годик у меня была ползунки из хлопка, в школу я пошел в шерстяной форме, а сейчас у меня одежда из различных материалов, с большой примесью синтетики». Не очень понятно, при таком рассказе, как за предыдущие годы изменились Вы сами.

В начале ХГХ в. К. Маркс и Ф. Энгельс предложили еще одну периодизацию, выделив в истории большие этапы качествен­ного развития общества. Эти периоды были названы - формация­ми. Критериями отличия одной формации от другой выступали -способ производства и формы собственности.

Теория К. Маркса была дополнена В. И. Лениным, и в нау­ке утвердилось классическое пятичленное формационное деление истории:

1.Первобытная формация.

2.Рабовладельческая формация.

3.Феодальная формация.

4.Капиталистическая формация.

5.Коммунистическая формация. Первый этап коммунизма

- социализм. .

Однако, данная модель исторического процесса была рас­критикована уже в ХГХ в. Она очень хороша для изучения эконо­мической истории человечества, и мы будем с Вами пользоваться такими понятиями как «феодализм», «капитализм». Но опять в этой периодизации не видно духовное взросление человечества.

«Какой же универсальный критерий можно использовать в периодизации, чтобы были видны изменения во всех четырех сфе­рах жизни общества?», - думали историки и философы.

И впервые, во 2 пол. ХГХ в. наш соотечественник - Нико­лай Яковлевич Данилевский, в работе «Россия и Европа» (1869), выдвинул предположение о том, что таким критерием может быть

- культура. Он стал родоначальником культурологического подхо­да к истории. Была выдвинута мысль о том, что каждая культура имеет свою судьбу, что «каждая историческая национальность имеет свою собственную задачу».

Что же такое культура?

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей. Ценности же - это совокупность значений и смы­слов, то есть индивидуального восприятия знаковой системы (системы кодов, принятых обществом).

Чтобы проще понять это определение, надо вспомнить как были придуманы современные языки программирования? Перво­начально, было изучено, каким образом человек передает и сохра­няет информацию. Посредством знаковых систем, базирующихся всего на двух символах - «+» и «-», соответственно - «приводит к выживанию» или «к смерти». Все объекты окружающего мира, наделяются подобными кодами, и в соответствии с ними мы вы­стаиваем свое поведение. Мы думаем: «Сейчас, после занятия, я пойду в столовую «+», после занятий постараюсь побыстрей сде­лать уроки «+» (чтобы организм потом отдыхал) и т. д. На основа­нии знаний о такой системе кодировки информации в человече­ском мозге, была создана бинарная система кодировки информа­ции в искусственных системах, где «+» превратился в «1», а «-» в «0». Следовательно, на каждом новом этапе развития человечества усложняется алгоритм поведения, набор ценностей, которые пред­лагают модель выживания при усложнившихся условиях.

Н.Я. Данилевский выдвинул теорию культурно-исторических типов. Это «многообразие типов» составляет свое­образную иерархию мира. В ее основе пять культурных типов (египетский, индийский, китайский, сирийский, вавилонский), на­званные «первичными» или «подготовительными», то есть соз­данными на «голом месте», на первобытной основе. На следующей ступени — древнееврейская цивилизация, создавшая Библию; древнегреческая, внесшая особый вклад в интеллектуально-художественную сферу, давшая человечеству классическую скульптуру, архитектуру, философию; римская, ставшая творцом классической системы права, хорошо управляемого государства. В то же время греки не создали ни развитой религии, ни единой го­сударственности, а римляне не внесли такого вклада в философию, как греки. Это были «одноосновные», «однонаправленные» куль­туры, внесшие вклад в определенные сферы жизни общества. На следующую ступень Н.Я. Данилевский поставил современные культуры, которые были названы составными, т. к. они заимство­вали ценности от ряда предшествующих культур. Последней в его иерархии стоит славянская культура, которая, по его мнению, при­звана творить во всех направлениях.

Каждая культура, по мнению Н. Я. Данилевского, имеет за­конченный цикл развития: она рождается, достигает расцвета, гибнет.

Понятно, по каким причинам теория данного автора была не очень популярна на Западе. Наибольшую известность в Европе получила теория О. Шпенглера, который в работе «Закат Европы» (1918) также предположил, что история - это череда сменяющих друг друга культур. Причем, как писал О. Шпенглер, «культуры -это организмы, а мировая история есть их коллективная биогра­фия». Философ считал, что культуры рождаются, растут и, выпол­нив свое предназначение, умирают. Каждая культура проходит через стадии, аналогичные стадиям развития живых организмов (человека, дерева, цветка): Детство, Юность, Зрелость, Старость.

О. Шпенглер говорил, что среди культур как и среди лю­дей, были «великие культуры», которые внесли значительный вклад в формирование системы ценностей всего человечества. Он выделял восемь «великих культур»: египетскую, вавилонскую, индийскую, китайскую, арабскую, греко-римскую, западную и мексиканскую.

Рождение великих культур - это всегда необъяснимая тай­на, выбор сделанный космическими силами. По Шпенглеру, каж­дая культура имеет свою душу. Когда же огонь души затухает, она вступает в свою последнюю стадию - стадию цивилизации. Циви­лизация - это смерть культуры, переход точки зрения на мир с «орлиной» (Шпенглер) на «лягушачью» (Ницше).

Шпенглер считал, что время существования культуры -приблизительно тысяча лет. В античности переход культуры в ци­вилизацию происходил в IVв., период развития западной культу­ры - в XIXв. Цивилизация, считал О. Шпенглер, неизбежная судь­ба культуры. Она - ее завершение. Она - уже не становление, а ставшее.

Культура - это не только множество «локальных» ограни­ченных временем и пространством культур каких-либо этносов, это также мировая культура, единый культурный поток от Шуме­ра, Вавилона и Древнего Египта до наших дней.

Культурологический подход дает целостное представление о развитии человечества, однако в настоящее время наиболее по­пулярным является цивилизационный подход к истории, критерий которого - цивилизация - учитывает также историю этническую и ареал проживания народов.

Впервые, такой подход к истории был предложен Арноль­дом Дж. Тойнби в работе «Постижение истории» (1955). Философ предположил, что история - это череда сменяющих друг друга «локальных цивилизаций», которыми он называл общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем жизнь государства. Он выделил 23 существовавшие в истории цивилизации: западную, две православные (византий­скую и русскую), иранскую, арабскую, индийскую, две дальнево­сточные, античную, сирийскую, цивилизацию Инда, китайскую, минойскую, шумерскую, кеттскую, вавилонскую, андскую, мекси­канскую, юкатанскую, египетскую и цивилизацию майя. При этом «живыми» он считал западную, православно-христианскую, ис­ламскую, индуистскую и дальневосточную. А. Дж. Тойнби считал греко-римскую цивилизацию «общей» матерью для западноевро­пейской и православно-христианской цивилизаций.

А. Тойнби указывал, что рост цивилизации не означает и не вызывается ни географическим распространением общества, ни техническим прогрессом, ни увеличением господства человека над внешней средой. Рост цивилизации - это прогресс ее внутреннего самоопределения и самовыражения, ее специфики. Развиваясь, цивилизация разворачивает свои преобладающие возможности: эстетические - в античной, религиозные в индийской, научно-механические - в западной.

Важнейшей особенностью цивилизации А. Дж. Тойнби считал ее конфессиональную окраску и давал такое определение: цивилизация - это многообразные способы реакции людей на Бо­жественное проявление. Небольшие цивилизации Египта, Индии, Двуречья, государства Шан сменились гигантами, например Рим­ской империей, государством Мин, империей Моголов.

Локальные цивилизации подобны молекулам. (Вспомним броуновское движение в физике!) Они пересекаются, поглощают­ся, гибнут, обогащаются, прогрессируют, ассимилируются и т. д., двигаясь в едином «цивилизованном канале».

Со времен Великих географических открытий и особенно с промышленной революции взаимосвязь культур и цивилизаций стала столь сильна, что можно говорить о начале единой мировой цивилизации.