ДИАГНОСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА.


ЛЕКЦИЯ № 6

ПЛАН

1.Общие закономерности развития ребенка в дошкольном возрасте.(Мастюкова) 2. Диагностика развития различных видов деятельности дошкольника: игровой, продуктивной, трудовой. 3. Стандартизированные диагностические методики оценки уровня сформированности познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. 4. Изучение эмоциональных особенностей личности дошкольников. 5. Выявление положения ребенка в группе сверстников и его взаимоотношений с окружающими.

1. Общие закономерности развития ребенка в дошкольном возрасте.

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) интенсивно развивается игра, опосредованная деятельность с предметами, речь, что способствует формированию абстрактного мышления, произвольности психических процессов, возможности формирования внутреннего плана действия и оценки собственных действий и поведения. В первые годы дошкольного периода у ребенка преобладает игровая деятельность, постепенно, на основе простых сюжетных игр, развивается сюжетно-ролевая игра, в которой дети четко воспроизводят действия изображаемых ими людей («Дочки-матери», «Магазин»). Сюжетно-ролевая игра характерна для старших дошкольников. Она, как правило, является коллективной и отличается разнообразием тематики. Дети отображают знакомые им ситуации, выходящие за пределы личного опыта. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте развиваются подвижные и дидактические игры, которые возникают лишь в процессе целенаправленного руководства взрослыми. Основной особенностью этих игр является то, что они имеют правила. Таким образом, данные игры являются важным средством обучения ребенка. Наряду с игрой в дошкольном возрасте развиваются продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование. Большую роль в их развитии играет формирующаяся знаковая функция сознания. К концу дошкольного периода, наряду с совершенствованием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, начинают формироваться логические операции. Ребенок старается мыслить при помощи рассуждений, т.е. он учится связывать между собой разные знания для решения конкретной мыслительной задачи. Важным приобретением в умственном развитии старшего дошкольника является возможность выделения общих и существенных признаков предметов и явлений окружающей действительности, таким путем у него формируется логическое мышление. Необходимо отметить взаимосвязь в развитии различных видов мышления дошкольников. Особенно тесна связь между наглядно-образным и логическим мышлением, обычно они совместно участвуют в решении ребенком различных мыслительных задач. К концу дошкольного возраста ребенок овладевает рациональными способами мыслительных действий, но для этого ему нужно специальное обучающее взаимодействие. Для развития наглядно-образного мышления большое значение имеют все продуктивные виды деятельности ребенка, особенно рисование и конструирование. Ребенок 3-4 лет на рисунке пытается изобразить отдельные предметы, на начальном этапе он передает лишь отдельные части изображения, которые ему кажутся наиболее важными. Лишь постепенно, по мере развития предметной деятельности и зрительно-моторных функций, рисунок ребенка совершенствуется. Рисование имеет важное значение для подготовки руки к письму, и для закрепления представлений о свойствах предметов. Важное значение для психического развития дошкольников имеет конструирование, которое начинает формироваться на 4-5 году. Овладение конструированием всегда происходит под руководством взрослого. Выделяют конструирование по образцу, по условиям и по замыслу. При конструировании по образцу ребенок воспроизводит представленный ему образец. При конструировании по условиям ребенок воспроизводит в конструкции знакомый ему предмет с учетом определенных требований, например, построить маленький домик для куклы, или гараж для большой машины. По мере развития конструирования у ребенка формируются конструктивные представления и конструктивное мышление. Большую роль в развитии всех видов деятельности дошкольников играет обучение. Их умственные способности развиваются путем усвоения определенных знаний и представлений об окружающем мире, а также путем овладения ими целым рядом умений (рисование, конструирование, чтение, письмо). Кроме того очень важно для умственного развития ребенка овладение действиями замещения и наглядного моделирования, что дает ребенку возможность уже на уровне наглядно-образного мышления усваивать обобщенные знания. Не менее важно и то, что моделирование способствует развитию умения планировать свою деятельность. В дошкольном возрасте продолжается интенсивное развитие речи. Словарный запас к 6 годам возрастает до 3,5 тысяч слов. Речь продолжает играть основную роль в развитии мышления. В этом возрасте совершенствуется связная речь. Ребенок может связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли. В дошкольном возрасте идет интенсивное развитие всех психических процессов, восприятия (наблюдательность, расширяется круг представлений о мире), мышления (к концу дошкольного возраста ребенку доступны простейшие логические операции), память (быстро запоминает стихи и сказки), пространственные представления, являющиеся предпосылками для овладения счетом и математическими понятиями. Уже в старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется внутренняя оценка ситуации, поступка, действий, закладываются нравственные основы личности.