Центральные линии развития ребенка в младенческом возрасте.


ПЛАН

1.Центральные линии развития ребенка в младенческом возрасте.(СЕМИНАР)

2.Особенности психомоторного развития. (СЕМИНАР)

3.Педагогическое обследование слуха. (ЛЕКЦИЯ)

4.Контроль за поведением детей (ЛЕКЦИЯ) + ПРИЛОЖ. 9 (ксерокс)

5.Методы диагностики моторной сферы младенца.

6. Обследование познавательной сферы ребенка.

7.Методы изучения эмоций и чувств ребенка в младенческом возрасте.

Выделяют несколько этапов раннего психического развития ребенка: младенческий (от рождения до 1 года), преддошкольный (ранний) – от 1 года до 3 лет; дошкольный – от 3 лет до 7 лет и младший школьный – от 7 лет до 12 лет. Младенческий возраст. На этом этапе необходимо, чтобы установилось тесное эмоциональное взаимодействие матери и ребенка, в процессе которого формируются основы всей психической деятельности малыша. Динамика психомоторного развития в первый год жизни зависит от многих факторов: - от наследственных особенностей организма; - от общего состояния здоровья; - от пола; - от окружающей среды. На первом году жизни мозг ребенка обладает наиболее высоким темпом развития, именно здесь формируются предпосылки дальнейшего обучения ребенка.

В психомоторном развитии ребенка 1-го года жизни выделяют несколько периодов: 1. период – новорожденности (первый месяц жизни) – к 3-4 неделе появляются первые предпосылки коммуникативного поведения: ротовое внимание, когда малыш на ласковый голос взрослого замирает, вытягивает вперед губы, как бы слушает губами. Кроме того, уже в этот период ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.

В этот же период у ребенка интенсивно развиваются зрение и слух: появляется зрительное и слуховое сосредоточение, зрительная фиксация и прослеживание предмета. К 3 неделям у ребенка уже отчетливо выражена эмоционально-выразительная реакция на общение – комплекс оживления, который выражается в сосредоточении на взрослом, улыбке активных движениях ручек и ножек, тихих звуках. Появление этого комплекса – грань между периодом новорожденности и периодом младенчества. 2. период – младенчество. В этот период интенсивно развивается эмоционально-положительное отношение ребенка к взрослому: появляется улыбка, затем смех, к 4-5 месяцу общение ребенка приобретает избирательный характер, он начинает отличать своих от чужих. К 6-ти месяцам ребенок уже четко выделяет мать, рассматривает окружающие предметы, дает ориентировочную или отрицательную реакцию на новое лицо. Если этого не происходит, его следует показать психоневрологу.

В процессе общения со взрослыми, у ребенка формируются предпосылки к овладению речью, он активно гулит, лепечет, со второго полугодия подражает слогам. К концу первого полугодия жизни у ребенка интенсивно развиваются сенсорные функции, он следя взглядом за предметом, как бы осматривает его, ощупывает взглядом. Проявление этой функции – важный показатель нормального нервно-психического развития ребенка. К началу второго полугодия жизни в развитии движения рук, все большую роль начинает играть зрительный анализатор: ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, которая становится его средством общения и психического развития. К возрасту 6-9 месяцев ребенок берет игрушки, манипулирует ими, сопровождая действия мимикой, голосовыми реакциями, таким образом развивается активность познавательной деятельности, формируется готовность к игре со взрослыми, начальное понимание обращенной речи, активизируется лепет, подражание речи взрослого. К 9 месяцам ребенок уже может играть в «ладушки», искать спрятанную игрушку. К концу 1-го года ребенок уже понимает и выполняет несколько словесных команд. Если у него нет адекватной реакции на речь, следует проверить слух и обратиться к детскому невропатологу. Ребенок с отставанием в развитии слабо реагирует на общение со взрослыми, на окружающие предметы, долго не дифференцирует «своих» и «чужих».