Модель информационных отношений в системе электронной коммерции
Основные модели организации электронной коммерции:
· бизнес-бизнес;
· бизнес-потребитель;
· бизнес-администрация;
· потребитель-потребитель;
· бизнес-государство.
Модель бизнес-бизнес - это сектор, который ориентирован на работы между компаниями во время производства товаров и услуг. Данный сектор электронной коммерции, касается продаж компаний друг другу сырья и комплектующих, а также разработки и эксплуатации систем электронного сбора данных и передачи информации, которые обеспечивают необходимые условия сотрудничества партнеров по электронной коммерции.
Отличительные признаки данной модели электронной коммерции:
· наличие шлюза автоматического выхода в интернет из бизнес-систем;
· интеграция систем ввода и вывода данных в бизнес-процессах компании;
· использование единого стандарта передаваемых друг другу сообщений;
· равноправие фирм, участвующих в электронной коммерции.
Модель бизнес-потребитель - сектор, который ориентирован на работу собственно компании и потребителя. Отличие этой модели от классической торговли по каталогам заключается в том, что клиент имеет возможность совершить покупку или получить услугу, не выходя из дома при использовании компьютера и кредитной карты. Для покупателя это хорошо ещё и тем, что он может сам спроектировать предмет покупки, например, выбрать принт для футболки или надпись для джинс.
Отличительные признаки данной модели электронной коммерции:
· торговля ведется через менеджеров;
· отсутствует интеграция между конкретными бизнес-процессами компании-производителя и внешним интерфейсом сайта интернет-магазина.
Модель бизнес-администрация – заключает в себе все виды сделок между фирмами и правительственными организациями. В США, например, информация о планируемых правительством закупках публикуется в сети Интернет. В такой модели электронной коммерции каждая компании может посылать свои предложения электронным путем. В добавление к объявленным закупкам административные органы могут также предложить электронный обмен при операциях, например, возврата НДС. На данном этапе развития эта модель находится на этапе становления.
Модель потребитель-потребитель – сектор, где наблюдается общение потребителей, объединенных посещением web-сайта. Если считать, что любой электронный магазин можно отнести к сфере электронной коммерции, то именно к данной модели электронной коммерции. Вокруг любого сайта образуется сообщество людей, которые объединены одними интересами. Самый яркий пример стабильного сообщества – интернет-аукционы.