Информационный ресурс организации, информационные процессы и бизнес-среда организации, информационное пространство организации,


 

Неотъемлемой частью жизни современного общества являются различные виды информационных ресурсов, все чаще создаваемых в электронной форме. Само понятие «информационный ресурс» было зафиксировано в Законе Республики Беларусь «Об информатизации», принятом 6 сентября 1995 г., и затем воспроизведено в новой редакции Закона «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь» от 6 января 1999 г.: «информационный ресурс – организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах». Под это определение подпадает любая база данных, создаваемая организацией в процессе выполнения ее функций, а также веб-сайт этой организации, геоинформационная система, кадастр или регистр, который ведется в электронной форме.

Любой аппарат управления (контора, офис) представляет собой "фабрику информации". Аппарат управления получает информацию в самых различных формах. Это могут быть:

- данные, выдаваемые компьютером в электронной форме;

- письменные документы;

- устная форма, передаваемая непосредственно по телефону и другим путем.

В тех же формах офис и производит информацию.

Между процессом получения и распространения информации аппарат управления выполняет ряд разнообразных действий. Он может:

1) преобразовать информацию (например, информацию о продажах в информацию о полученной выручке и выполненной работе);

2) объединять информацию (например, информацию о продажах с информацией о закупках в информацию о товаро-материальных запасах);

3) накапливать информацию (например, информацию о продажах для составления ежемесячных и годовых отчетов о доходах).

Как правило, аппарат управления использует полученные данные в качестве основы для производства другой своей важной продукции - решений. Это могут быть решения:

а) местного и оперативного характера;

б) долгосрочного, стратегического характера.

Таким образом, аппарат управления - это "фабрика информации", с выходом продукции двух типов: информация (данные, документы, устная информация) и решений (краткосрочных и долгосрочных). В отдельных случаях аппарат управления специализируется в одной их этих областей. К звеньям аппарата, производящим продукцию первого типа (информацию), относятся: подразделения, которые занимаются подготовкой инструкций; бухгалтерия и финансовые подразделения; подразделения, подготавливающие информацию для общественности. К звеньям аппарата, основной продукцией которых является производство решений относятся: подразделения по управлению производством (товаров или услуг); подразделения по управлению продажи (товаров или услуг); аппарат высшего руководства.

Бизнес-среда – это набор политических, экономических, социальных и технологических (ПЭСТ) сил, которые находятся главным образом вне зоны контроля и влияния бизнеса, и могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на бизнес.

В бизнес-пространстве постоянно создаются новые измерения. Такие силы как технологические прорывы, экономический рост, эволюция рынка, изменения во вкусах покупателей, социальные изменения и политические события могут расширить или сократить бизнес-пространство. Многочисленные бизнес пространства, созданные в последнее время, изменяют перспективы. Эти незанятые территории открывают море возможностей перед технологическими и стратегических инноваторами, которые могут заметить или создать их быстрее своих конкуретнов. Возможности велики, но также велики конкуренция и шансы потерпеть неудачу.

 

Основная цель при создании единого информационного пространства компании – организация для каждого пользователя единой платформы для получения разнообразной информации из различных корпоративных источников данных. Это позволяет объединить, структурировать и обеспечить функционирование и развитие единого информационного пространства т.е. сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации.

Другими словами, вследствие интеграции корпоративных ресурсов создается единое информационное пространство, доступ к которому предоставляет единый общий ресурс — информационный портал предприятия.

Портал — это WEB-сайт, предназначенный для специфической аудитории, который позволяет:

· объединить информационное наполнение и доставка важной для данной аудитории информации при принятии стратегических, управленческих решений;

· организовать совместную работу и коллективные услуги; — доступ к услугам и приложениям для избранной аудитории, предоставляемый на основе строгой персонализации.

Корпоративные информационные порталы могут быть горизонтальными (охватывающими весь объем информации, приложений и процессов предприятия) или вертикальными (сосредоточенными на специфическом бизнес-процессе, функции или приложении).

Информационный портал предприятия, для большей эффективности должен обладать:

· Разграничением прав доступа;

· Персонификацией, поддержкой пользовательских профилей;

· Защитой и безопасностью от несанкционированного доступа к информации на основе разграничения пользовательских прав доступа как изнутри самого предприятия, так и за его пределами, для обеспечения возможности безопасного пользования порталом клиентами предприятия;

· Индексацией структурированной (базы данных) и неструктурированной (WEB-страницы) информации;

· Полнотекстовым (контекстным) поиском во всех доступных информационных ресурсах;

· WEB-интеграцией приложений. Возможность, не затрагивая уровень бизнес-логики, отображать посредством браузера данные из любого приложения. Поддержка открытых стандартов (XML, XSL, HTML).

Модель информационных порталов предприятия становится все более популярной благодаря своей эффективности. EIP позволяют повысить эффективность работы не только подразделений компании, сократив издержки на управление знаниями и информацией, но и при взаимодействии с бизнес-партнерами и клиентами, предоставления им доступ к данным, приложениям и процессам. При расширении, географической распределенности компании порталы приобретают важное значение как средства доставки информации пользователям.