Тенденции развития конституционного права на современном этапе


Федеральный конституционный закон

Федеральный конституционный закон – регулирует наиболее важные вопросы государственного строительства, прямо указанные в конституции, и отличается повышенной стабильностью по сравнению с федеральным законом. Для принятия и изменения федерального конституционного закона предусмотрен более сложный порядок, чем при принятии федерального закона:

- он принимается только квалифицированным большинством – 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД и 3/4 от общего числа членов СФ.

- принятый в таком порядке федеральный конституционный закон должен быть подписан президентом РФ в 14-дневный срок; президент не имеет права отклонить федеральный конституционный закон.

Федеральные конституционные законы РФ:

-о конституционном суде РФ;

-об арбитражных судах в РФ;

-о референдуме РФ;

-о судебной системе РФ;

-об уполномоченном по правам человека в РФ;

-о правительстве РФ;

-о военных судах РФ;

-о государственном флаге РФ;

-о государственном гербе РФ;

-о государственном гимне РФ;

-о чрезвычайном положении;

-о порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ;

-о военном положении.

Развитие конституционного права на современном этапе связано с осуществлением следующих основных задач:

1.Укрепление государства в лице всех институтов и всех уровней власти;

2. Обеспечение единства конституционно-правового законодательства путем устранения имеющегося несоответствия положений конституции, уставов и законов субъектов РФ федеральным конституции и законам;

3. Совершенствование федеративного устройства России, принципов разграничения полномочий между органами государственной власти Федерации и её субъектов;

4. Расширение гарантий, реального обеспечения конституционных прав и свобод человека и гражданина;

5. Совершенствование структуры, принципов и методов деятельности государственного аппарата, сокращение имеющихся излишних звеньев, обеспечение должной координации территориальных органов федеральных исполнительных органов государственной власти, действующих в субъектах Федерации;

6. Развитие процессов формирования гражданского общества, становление подлинной многопартийной системы;

7. Развитие законодательства, способствующего практическому утверждению местного самоуправления;

8. Завершение процесса разработки и принятия всех предусмотренных в Конституции федеральных конституционных законов и федеральных законов;

9. Повышение действенности конституционно-правового регулирования, механизма реализации конституционно-правовых норм; усиление различных форм ответственности за нарушение последних.