Физиология мотиваций
Потребность сохранения вида
Биологические потребности, мотивации и эмоции
Потребности - это специфическая необходимость организма, обеспечивающая его связь с внешней средой, самосохранение и саморазвитие, это форма проявления жизнедеятельности. Они генетически запрограммированы.
Потребности делятся: на биологические и социальные.
Биологические потребности делятся на:
1.Потребности самосохранения особи.
2.Потребности саморазвития особи.
3.Потребности сохранения вида
Потребности самосохранения особи делятся на:
1.гомеостатические потребности /потребности в веществе (материи) и энергии/.
2.Потребность в защищенности
Потребность в саморазвитии особи. В ней выделяют:
1.Потребность в информации /потребность общения/,
2.Потребность познания/исследовательская потребность/.
3. Потребность преодоления /свободы/
1.Половая потребность.2.Родительская потребность. 3.Территориальная потребность. 4.Иерархическая потребность
Социальные и идеальные потребности. Связаны с биологическими, формируются на их базе. Формы реализации этих потребностей в значительной степени обусловлена обществом/законами, правилами, традициями, предрассудками/. 1.Потребность уважения к себе, 2.потребность общения, потребность самореализации, 3.потребность в образовании, 4.культурные потребности, 5.религиозные потребности, 6.эстетические потребности, 7.интеллектуальные потребности, 8. моральные потребности, 9.ролевые потребности /выполнять определенную роль, занять определенное место/
Потребности проявляют себя в виде МОТИВАЦИЙ.
Мотивация /побуждение, влечение/-это форма проявления потребности, которая возникает при необходимости удовлетворения данной потребности, Побуждение к целенаправленной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей
Это состояние характеризуется избирательным возбуждением мозговых структур, Каждая мотивация субъективно переживается, т.е. сопровождается специфической, эмоциональной реакцией. Субъективные переживания, сопровождающие мотивацию, имеют важный информационный смысл и позволяют быстро и надежно определить биологическую и социальную целесообразность удовлетворения той или иной потребности, а так же являются мощным стимулом/при целесообразности/ для формирования целенаправленной деятельности. Целенаправленная деятельность проявляется как в простых реакциях/рефлексы/, так и в более сложных/инстинкты/, является стержнем поведенческих реакций, обеспечивающих удовлетворение мотивации.
Классификация мотиваций: каждая потребность проявляется в своей мотивации, выделяют:
1. Биологические мотивации.
2. Социальные мотивации.
У человека все биологические мотивации социализированы.
Иерархия мотиваций. 1.Оборонительные, 2.пищевые, 3.половые и т.д.Ситуационно мотивации делятся:
1. ДОМИНАНТНЫЕ и 2. НЕДОМИНАНТНЫЕ.
Если есть несколько мотиваций, то реализуется только одна из них - та, которая доминирует, т.е. имеет большую силу возбуждения.
При гомеостатических метаболических мотивациях/голод, жажда/ мотивационное возбуждение первично формируется в гипоталамусе. На уровне гипоталямуса хорошая проницаемость ГЭБ, хорошо развита чувствительность к "хим. вешествам", рецепторы гипоталямуса постоянно воспринимают изменение химических показателей внутренней среды организма - это формирует мотивационное возбуждение в гипоталамусе. Оно выполняет роль пейсмекера- активирует и объединяет в единый ансамбль другие /необходимые/ структуры мозга. Это формирует поисковую реакцию, активирует процесс мобилизации информации из памяти, определяет пути поиска для удовлетворения мотивации. У гипоталамуса особая стратегическая роль в регуляции функций - с одной стороны он связан со всеми отделами мозга (в то числе и с корой), с другой- с гормональной сферой- через релизинг-факторы, это позволяет реализовать мотивационное возбуждение через корригирующие нервные и гуморальные влияния. Мотивационное возбуждение параллельно вызывает формирование прогностического аппарата мозга. Удовлетворение потребности возникает за счет исчезновения мотивационного возбуждения, что происходит при реализации целенаправленного поведения и достижении цели.
Удовлетворение потребности может быть ПОЛНЫМ и НЕПОЛНЫМ и от этого зависит дальнейшая судьба мотивационного возбуждения.
Механизмы других мотиваций изучены пока крайне недостаточно.
ФИЗИОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ
ЭМОЦИИ /чувства/ ( с лат. - потрясаю, волную) - реакции организма на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективнуюокраску и охватывающие все виды чувствительности. ЭМОЦИИ - проявление подсознательной деятельности.
Эмоциивыполняют две функции : сигнальную и регуляторную.
Сигнальная функция - эмоции сигнализируют о полезности или вредности данного воздействия , об успешности или не успешности выполняемого действия.
Регуляторная функция эмоций- эмоции формируют активность направленную на усиление или прекращение действия раздражителей.
Эмоции /форма ответной реакции организма/ 1.сформировалась в процессе эволюции, как форма приспособления организма к экстремальным факторам. С помощью эмоций организм 2.экстренно мобилизуется. Состояние эмоционального напряжения 3.сопровождается резким усилением функций органов и систем органов, необходимых для лучшего (в данный момент) взаимодействия организма и внешней среды. При эмоциях 4.изменяется субъективное состояние человека. Более тонко работает интеллектуальная сфера, память, особенно четко воспринимаются воздействия окружающей среды. 5.Эмоциональная реакция /выраженность, форма/ зависит от индивидуальных/типологических особенностей человека.
Эмоциональная реакция проявляется либо в виде аффекта, который быстро развивается и исчезает, либо в виде настроения, которое может сохраняться длительно/часы, недели, месяцы/.