Проблема смертной казни.


На протяжении истории многие люди, известные, и не очень, высказывали свои мысли относительно смертной казни. В прошлом большинство людей считало смертную казнь совершенно справедливым способом защиты общества от определенного вида преступлений, причем ни сама смертная казнь, ни ее ужасающие виды не вызывали ни дискуссий, ни осуждения, ни возмущения.

Религия всегда одобряла применение смертной казни: «мне отмщение, и аз воздам» (Ветхий Завет), подкрепляя это принципом талиона: «око за око, зуб за зуб», хотя главная заповедь Христа: «Не убий». В России теоретические исследования юристов и политиков, в которых высказывались взгляды об ограничении и полной отмене смертной казни, появились уже в XVIII веке. За это выступали С. Десницкий, А.Н. Радищев, Ф.В. Ушаков, А.П. Куницин, О. Горегляд, Г. Солнцев, И.В. Лопухин, П.И. Пестель, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др. В то же время многие одобряли смертную казнь, в том числе М.М. Щербатов, Н.М. Карамзин, В.А. Жуков-ский, П. Лодий, Л. Цветаев, С. Барышев, И. Фойницкий, Н. Сергеевский и др.

Первым государством в мире, отменившим смертную казнь за любые преступления стала в 1846 г. Венесуэла.

Сторонники применения смертной казни приводят в защиту своих взглядов аргументы, большинство из которых выдвигалось уже много лет и веков назад.

Поскольку смертная казнь исключает повторность преступления, то такое наказание служит защитой для общества, которое имеет право на самооборону.

Общество вправе отнять жизнь у того, кто отнял жизнь у другого, иначе может вступить в действие суд Линча. Аргументы в защиту смертной казни:

– соответствие наказания преступлению, принцип талиона;

– наказание как искупление вины, преступник должен страдать, чтобы искупить свой грех;

– наказание – устрашение других, напоминающее, что с ними может случиться то же самое, если они нарушат законы;

– наказание как u1079 защита интересов общества. Американский криминалист Э. Сазерленд сформулировал 5 таких причин:

– смертная казнь служит более эффективным средством предупреждения преступности, чем другие виды наказаний;

– она экономичнее тюремного заключения;

– она необходима, чтобы не допустить линчевания преступника;

– смертная казнь освобождает общество от дефективных личностей;

– она более надежна, чем пожизненное заключение для лиц, осужденных за умышленное убийство, ибо последние могут попасть под амнистию.

Противники смертной казни приводят в защиту своей позиции самые различные аргументы. Например, статья в бельгийском журнале: «Общество

ответственно за своих членов, которые совершили преступление, и не имеет права выносить смертный приговор, так как в преступлении виновен не толь-ко убийца». Председатель Королевской комиссии по вопросам смертной каз-ни в Англии Эрнст Гауэрс приводит ряд аргументов против этого наказания:

– смертная казнь есть отрицание принципа наказания, основное содер-жание которого состоит в исправлении;

– осуждение к смертной казни и исполнение приговоров оказывает деморализующее воздействие на общество и приводит иногда к совершению тех же преступлений в порядке подражания;

– присяжные нередко не признают подсудимых виновными, так как не желают обрекать их на смертную казнь;

– приведение смертного приговора в исполнение оказывает вредное воздействие на исполнителей и других заключенных;

– ожидание исполнения приговора – это психологическая пытка, а совершение казни накладывает на близких осужденного вечное и незаслуженное позорное пятно.

Помимо этих основных тезисов есть также и другие мнения на этот счет.

Вот как высказывается по этому поводу О.Ф. Шишов: «Смертная казнь – свидетельство определенных издержек общества, которое само виновато в том, что появляются убийцы, насильники, изменники Родины и другие опасные преступники. Все силы общества должны быть направлены на предупреждение преступлений, на создание здоровой, нормальной обстановки во всех сферах нашей действительности».

Еще один довольно сильный аргумент, по аналогии с медициной: «Почему врачам запрещено даже в случае... смертельной болезни прекратить мучения умирающего? Ведь это, кажется, самое гуманное, что может... предпринять врач? Потому что... вдруг человек поправится? Медицина понимает, что пока она не всесильна и не всезнающа. Здесь можно найти... аналогию со смертной казнью... Вдруг человек... исправится?».

В любом случае смертная казнь не может быть понята как наказание: отсутствует главный момент наказания – исправление совершенного преступления, компенсация его последствий. Смертная казнь – форма защиты общества от деятельности индивида. Только в этом случае она не становится местью и имеет право на существование.