Половые железы


Физиологические эффекты

Гормоны мозгового вещества надпочечников

Мозговое вещество надпочечников состоит из хромоффинных клеток,по существу это 2 нейроны симпатической нервной системы, огромный симпатический ганглий вынесеный на периферию /иннервируется только преганглионарными волокнами СНС/. 2 отличия- клетки надпочечников: 1) синтезируют больше адреналина, чем норадреналина/6:1/,чем нейроны симпатической нервной системы, 2) выделяют гормоны непосредственно в кровь. Гормоны мозгового вещества-катехоламины образуются из аминокислоты тирозина, далее ДОФА-дофамин-норадреналин-адреналин.

Катехоламины - гормоны срочной адаптпции,главные гормоны борьбы/агрессии/ и обороны, гормоны первой фазы стресс-реакции/фазы тревожности/.

Катехоламины обладают мощным катоболическим эффектом:

Ускоряет окислительные процессы в тканях, повышает потребление кислорода, Активирует расщепление гликогена, Активирует распад жиров, усиливает окисление жирных кислот, Интенсифицирует энергетический обмен

Зависят от того какой вид адренорецепторов преобладает в той или иной структуре. Возбуждение альфа-адренорецепторов вызывает:

Сужение мелких артериальных сосудов кожи и органов брюшной полости /как следствие повышение АД/. Сокращение матки. Расширение зрачка. Раслабление гладких мышц желудка и кишечника/ как следствие тормрзится пищеварение/.Ускорение агрегации тромбоцитов

Возбуждение бета-адренорецепторов вызывает:

Стимуляцию возбудимости, проводимости и сократимости миокарда/как следствие учащение и усиление сердечных сокращений/.Стимуляцию секреции ренина. Расширение бронхов/ повышается эффективность дыхания/. Расширение некоторых артериальных сосудов/коронарных/ например/. Расслабление матки.

Т.Е. адренэргическое влияние на органы обеспечивает необходимые условия для решения задач срочной адаптации.

Половые гормоны вырабатываются в гонадах - половых железах:

у мужчин - в семенниках, у женщин - в яичниках. Гонады являются железами смешанной секреции. Половые гормоны необходимы для полового созревания и развития вторичных половых признаков. половые гормоны различаются по химическому строению:

1. Стероидные гормоны: а) Андрогены - тестостерон, андростерон,б) Эстрогены - эстрон, эстриол, эстрадиол,в) Прогестерон

2. Пептидные гормоны: а) мужские - ингибин,б) женские - релаксин

В норме в организме обеих полов образуются и мужские и женские половые гормоны.

Эффекты стероидных половых гормонов:

Андрогены в мужском организме вырабатываются в семенниках /в клетках Сертоли/, представлены тестостероном, который вызывает следующие эффекты: активирует синтез РНК, обеспечивает процессы половой дифференцировки в эмбриональном периоде, обеспечивает развитие первичных и вторичных мужских половых признаков, формирование структур ЦНС, обеспечивающих половое поведение, формирование структур ЦНС, обеспечивающих половые функции, генерализованное анаболическое действие, обеспечивающее рост скелета, мускулатуры тела, распределение подкожного жира, торможение катаболического действия глюкокортикоидов, регуляция сперматогенезе, участвуют в формировании полового поведения

Эстрогены в женском организме в значительных количествах вырабатываютя клетками гранулеза фоликулов/ у мужчин в незначительном количестве-клетками Сертоли/, представлены в основном эстрадиолом, в меньшем количестве синтезируется эстрон. Они вызывают следующие физиологические эффекты: активирует синтез РНК, обеспечивают процессы половой дифференцировки в эмбриональном периоде, половое созревание, развитие первичных и вторичных женских половых признаков, установление женского полового цикла, обеспечивает рост мышцы и железистого эпителия матки, развитие молочных желез, обладают более слабым анаболическим действием, чем андрогены, подавляют резорбцию костной ткани, тормозят анаболический эффект андрогенов.

Эстрогены участвуют 1) в формировании полового поведения, 2) в овогенезе,3) в процессе оплодотворения и имплантации оплодотворенной яйцеклетки в слизистую матки, 4) в развитии и дифференцировке плода/материнские эстрогены/, 5) в развитии родового акта

Прогестерон- вырабатывается клетками желтого тела/немного клетками гранулезы/- является гормоном сохранения беременности/гестагеном/:ослабляетготовность мускулатуры матки к сокращению, стимулирует овуляцию, тормозит пролиферацию эндометрия, необходим для создания баланса между возбуждением и торможением в ЦНС, препятствует развитию депрессии, раздражительности и плаксивости, которые могут развиться при недостаточности ПГ

Пептидные половые гормоны. Релаксин - продуцируется клетками желтого тела, в матке. Его эффект заключается в расслаблении связок малого таза. Его продукция усиливается в период родов. Ингибин - угнетает сперматогенез при длительном воздержании.

Эндокринная функция плаценты.В плаценте из эстрона образуется эстриол, кроме того плацента синтезирует прогестерон, которые выполняют присущие им функции/см. половые гормоны/ а так же хорионический гонадотропин, который участвует 1.В регуляции дифференцировки и развития плода, также влияет на организм матери, вызывая: Задержку воды и солей. Усиление секреции вазопрессина /задняя доля гипофиза/. Активацию механизмов иммунитета.

Вилочковая железа. Вилочковая железа (тимус) со времени своего первого описания многократно рассматривался как эндокринная железа, несмотря на отсутствие каких-либо надежных сведений о ее эндокринной функции. В период полового созревания тимус подвергается обратному развитию. Тимус играет большую роль в обеспечении иммунокомпетентности организма и под его влиянием формируется лимфатическая система. В течение последних лет из тимуса был выделен ряд полипептидов - тимозин, тимопоэтин, тимусный гуморальный фактор и др., но достоверно выделен только тимозин. Тимозин способствует повышению реактивности организма, стимулирует эритро- и лимфопоэз. При избытке тимозина может отмечаться гиперплазия костного мозга. Участвует в дифференцировке Т-лимфоцитов, формировании их иммунокомпетентности. Остается не выясненным, отвечают ли критериям гормонов те полипептиды, которые продуцируются в вилочковой железе.

Эпифиз.Установлено, что в эпифизе образуется вещество, названное мелатонином, для секреции которого характерен выраженный циркадный ритм. Главная задача обеспечение биоритма эндокринных функций. Максимум секреции мелатонина приходится на ночное время. Избыток света тормозит образование мелатонина. Обеспечивает приспособление организма к разным условиям освещенности. Увеличение концентрации мелатонина в крови тормозит секрецию гонадотропинов, кортикотропина, тиреотроптна, сомототропина. При поражении эпифиза у детей возникает преждевременное половое созревание.

Эндокринная функция почек. Почки вырабатывают три соединения, обладающие гормональной активностью: 1) кальцитриол, 2) ренин, 3) эритропоэтин. Кальцитриол-является активным метаболитом витамина Д3. Основные эффекты:1.активирует всасывание кальция и фосфатов в кишечнике /увеличивает синтез кальцийсвязывающих переносчиков в мембранах энтероцитов/, 2.активирует реадсорбцию кальция и фосфатов в канальцах почек, 3.стимулирует остеобласты, активирует включение кальция в костную ткань, усиливает минерализацию и рост костной ткани. Ренин- образуется в юкстагломерулярном аппарате почек/ЮГА/, который состоит из юкстагломерулярных клеток/ЮГК/, которые вырабатывают Ри многослойного эпителия, образующего так называемое плотное пятно-makula densa, которое является рецепторов для натрия в канальцах. Секреция ренина ЮГА регулируется 4 путями: 1.АД в приносящей артерии. Повышение/увеличение растяжения/-подавляетсекрецию ренина, снижение/уменьшение растяжения/-стимулирует. 2.Концентрация натрия в моче дистального канальца, рецептируемая плотным пятном. Повышениеконцетрации натрия стимулирует секрецию ренина, понижение - тормозит.3.Активация симпатических влияний н на ЮГК стимулирует секрецию ренина. 4.По принципу обратной связи /ангиотензин,альдостерон/. Ренин -является ферментом,который в плазме вызывает расщепление белка-ангиотензиногена/альфа глобулин, образуется в печени/ и образование ангиотензина I, который не обладает физиологической активностью, подвергается действию ангиотнзинпревращающего/-конвертирующего/ фермента(кининаза 2),при этом образуется октапептид - ангиотензин II, который обладает высокой физиологической активностью. В мембранах клеток имеются рецепторы к ангиотензину- ангиотензиновые рецепторы . Эффекты ангиотензина II : 1.Вызывае сильное сокращение артериол и мелких артерий.2.Активирует симпатическую нервную систему, способствуя освобождению адреналина в синапсах. 3.Повышает сократимость миокарда. 4.Стимулирует секркцию альдостерона клубочковой зоной надпочечников. 5.Ослабляет клубочковую фильтрацию, усиливает реадсорбцию натрия в канальцах почек. 6.Способствует формированию чувства жажды и питьевого поведения. 7.Увеличивает артериальное давление. Существует единая ренин- ангиотензин-альдостероновая система, котораяявлвется важным регулятором 1) системного и почечного кровотока, 2) объема циркулирующей крови, 3) водно-солевого обмена и питьевого поведения

Эндокринная функция сердца.Миоциты предсердий выделяют регуляторный пептид -атриопептид или предсердный натриуретический гормон. Физиологические эффекты: Сосудистые, Почечные. Сосудистые эффекты: Расслабление гладкой мускулатуры сосудов/вазодилятация/.Снижение АД. Повышение проницаемости гистогематических барьеров. Увеличение транспорта воды из крови в ткань. Почечные эффекты: Подавление реабсорбции натрия и хлора в канальцах. 2. Мощное повышение экскреции натрия/в 90 раз/ и хлора/50 раз/. Увеличение клубочковой фильтрации. Подавление реабсорбции воды. Усиление диуреза. Подавление секреции ренина. Ингибирование эффектов ангиотензина-2. Ингибирование эффектов альдостерона.

Лекция № 1. Вводная. Предмет и задачи физиологии

 

Физиология - это наука о жизнедеятельности человеческого организма, о деятельности его отдельных органов и систем органов.

Физиология изучает функции и процессы, протекающие в организме, отдельных органах и системах органов, механизмы их формирования и проявления/реализации/ и регуляции, т.е. управления..

Под функциями понимают проявление специфической (это - ключевое слово, т.е. присущей только данному органу или данной системе органов) деятельности органа, системы органов или организма в целом.

Например: мышление - это специфическая функция, присущая человеку.

Физиология изучает процессы - т.е. динамику/ развитие/ явлений, состояний во времени и пространстве.

Физиология относится к разделу или к разряду фундаментальных наук. (Думаю, Вы в курсе дела, что все науки делятся на фундаментальные и прикладные). А это значит, что физиология изучает законы жизнедеятельности. Это значит, что она изучает наиболее важные взаимосвязи в живой материи.

Она является базой для целой группы биологических прикладных наук, а именно - патологической физиологии, фармакологии.

Физиологию определяют как теоретическую основу медицины.

Первое, это (то, что она является теоретической основой медицины) обусловлено тем, что физиология изучает процессы нормальной жизнедеятельности.

Предметом интереса медицины являются болезни - больной человек и болезни. (Думаю, нетрудно догадаться, что болезнь является некоторым отклонением от нормальной жизнедеятельности).

Чтобы понять отклонение, надо понимать нормальное течение процессов.

Так вот мы преподаем Вам нормальное течение процессов, которые происходят в организме.

Итак, чтобы понять отклонения, надо изучить нормальные процессы. Мы это Вам преподаем и, если после 2-ого курса Вы хотя бы начнете лучше понимать свою жизнедеятельность, мы будем очень рады.

Второе - Физиология (почему она является теоретической основой медицины) дает нормы для медицины. т.е. параметры нормальной деятельности органов и систем органов.

Итак, физиология дает нормы, т.е. нормативы - параметры нормальной жизнедеятельности.

А на этом (на нормах) основана вся диагностика, потому что прежде всего врач ищет, есть ли отклонения от нормальных параметров жизнедеятельности.

Третье - Физиология дает методы оценки функций, т.е. она дает медицине практические методы диагностики.

Исходя из вышеизложенного, физиологию и является теоретической основой медицины.

Итак, физиология изучает основы жизнедеятельности. Теперь следует поговорить, что такое жизнедеятельность, на чем она основывается, что лежит в основе процессов жизни.

(Но, изучив биологию, вы всё знаете, поэтому я не буду описывать всю жизнедеятельность, говорить о генетике, всех проявлениях жизнедеятельности и т.д.)

Условия, необходимые для жизнедеятельности биологического индивидуума. Условия, необходимые для того, чтобы функции человеческого организма были реализованы у биологической особи. Поэтому понятно, что я не буду трогать проблемы генетики, наследования, генетической программы и т.д.

С физиологической точки зрения, существуют три необходимых условия для жизнедеятельности.

Первое - постоянство внутренней среды организма. Под внутренней средой организма понимают ту среду, которая непосредственно не сообщается с окружающей средой и является микроокружением клеток человеческого организма, т.е. микроокружением клеток. Истинной внутренней средой организма является межклеточная жидкость.

(Не пугайтесь множества терминов на первых лекциях. т.к. наука начинается с терминологии).

Итак, внутренняя среда не сообщается непосредственно с внешней. Внутренная среда -это - среда, в которой непосредственно живут клетки организма, т. е, межклеточная /тканевая / жидкость.

Еще в 18-м веке знаменитый французский физиолог Клод Бернар (не путать с Бернардом, впервые пересадившим сердце) сформулировал понятие "гомеостаза" - постоянство внутренней среды организма (не путать с понятием "гемостаз" - свертывание крови). Он первым сформулировал это понятие постоянства внутренней среды как основное условие нормальной жизнедеятельности организма.

Отклонение от этого часто бывает несовместимо с жизнью. Врачу трудно исследовать непосредственно истинную внутреннюю среду организма. Поэтому, в понятие "внутренней среды" правильно включают, наряду с межклеточной жидкостью, еще кровь и лимфу.

Это - не истинная внутренняя среда организма: в крови не живут собственные клетки организма (в крови живут клетки, но это "другие" клетки).

То, что "кровь омывает клетки" - это вульгаризм. Кровь течет по кровеносным сосудам. Кровь течет "по системе кровоснабжения". Сама по себе кровь клетки тканей и органов не омывает. Клетки тканей и органов находятся в межклеточной жидкости. Тогда встает вопрос, почему кровь причислили к "внутренней среде" организма. Потому что идет постоянный обмен между кровью и межтканевой жидкостью. Это - как бы единая жидкостная система организма.

Изменение состава межклеточной жидкости всегда отражается на составе и свойствах крови. . Кровь -зерколо внутренней среды организма. Поэтому врачи, исследуя кровь, проводят оценку внутренней среды организма. Постоянство внутренней среды организма предстает перед врачом в виде нормативных показателей - констант - постоянных показателей. Врач проводит оценку констант. Константы отражают норму, нормальное значение. Врач проводит постоянное сличение измеренных/определенных/ им показателей при обследовании пациента с константами, принятыми за норму у человека.

Как подразделяются константы?

Константы внутренней среды организма делятся на: жесткие и пластичные.

Жесткие константы - это такие константы, которые могут отклоняться от нормы, от своего исходного уровня в процессе жизнедеятельности на небольшую величину (т.е. колебания есть, так как человек живет, но лишь на небольшую величину).

Существенное отклонение жестких констант от своей исходной величины не совместимо с жизнью.

(Пример: рН крови. В организме существуют специальные механизмы (которые нам предстоит изучать), служащие для поддержания этой жесткой константы, которые удерживают процессы в определенном русле, в определенных показателях. Этихмеханизмов много - механизмов, которые поддерживают уровень показателей жестких констант. Один из признаков надежности биологических систем - это дублирование механизмов поддержания.

Пластичные константы - это тоже постоянные константы, но которые в процессе жизнедеятельности колеблются в значительном диапазоне величин. Однако и при значительном колебании это совместимо с жизнью. правда и у пластичных констант существуют пределы, выход за которые несовместим с жизнью.

Пример: артериальное давление - 120 / 80. Но если нормальному здоровому человеку 20 раз присесть, то артериальное давление уже будет 200/100. Большие колебания, но все это - норма, однако если давление выскочит за 250, то какой-то микрососудик может лопнуть - произойдет кровоизлияние в мозг - инсульт, в сердце - инфаркт. У гипертоников инсульты и инфаркты - чаще: сосуды не выдерживают и происходят кровоизлияния - смерть. Таким образом, давление - пластичная константа, но и она колеблется в определенных пределах.

Гисто-гематические барьеры.

Мы уже говорили, что кровь отражает состояние межклеточной жидкости, но в то же время сама кровь влияет на состояние межклеточной жидкости, так как через кровь во внутреннюю среду организма поступают питательные вещества, дыхательные газы и т.д., т.е. сам процесс жизнедеятельности (пищеварение, дыхание) изменяют состав крови и это, конечно, приводит к изменению состава внутренней среды организма. С одной стороны - это хорошо: к клеткам поступают питательные вещества, а также кислород. Но в крови в процессе жизнедеятельности бывает много таких веществ, которые нежелательны для попадания во внутреннюю среду организма.

Если взять кровь сытого животного и каким-то образом этот бульон аплицировать на некоторые участки мозга, то за счет содержащихся в крови веществ животное просто будет не узнать - оно может стать агрессивным, либо уснуть, т.е. очень резко изменится деятельность мозга: это отразится и на электроэнцефалограмме.

Как организм от этого отгораживается?

Организм отгораживается от этого гисто-гематическими барьерами.

Гисто-гематические барьеры - это клеточные образования (стенки кровеносных сосудов, стенки органа), которые обладают избирательной (селективной) проницаемостью по отношению к различным веществам.

Такая избирательная проницаемость и дает возможность оградить внутреннюю среду организма от попадания нежелательных веществ.

Все гисто-гематические барьеры можно разделить на 3 группы:

1. Изолирующие гисто-гематические барьеры.

К ним относятся такие, как:

гемато-энцефалический (кровь - мозг),

гемато-ликворный (кровь - ликвор),

гемато-нейрональный (который отделяет кровеносный сосуд от периферических нервов, из-за чего периферическая нервная ткань воспринимает далеко не всё),

гемато-тестикулярный,

гемато-офтальмологический.

Очень мощными барьерами из них являются первые два: гемато-энце­фали­ческий и гемато-ликворный.

И это понятно, так как мозг надо беречь (если же Вы пробежали, то в крови накопилось много таких веществ, которые к мозгу нельзя допускать - иначе могут "возникнуть страшные мысли").

2. Частично-изолирующие барьеры.

Они имеются на уровне желчных капилляров, коры надпочечников, щитовидной железы, концевых долек поджелудочной железы.

У частично-изолирующих барьеров избирательная проницаемость значительно более широкая, чем у изолирующих барьеров.

Они не пропускают лишь крупные белковые молекулы.

Более мелкие вещества - типа пептидов, ионов - эти барьеры пропускают.

3. Неизолирующие барьеры.

Они пропускают всё, но в ограниченном количестве, т.е. они ограничивают количественно.

Существуют и исключения: так, например, есть участки мозга, где гемато-энцефа­лический барьер отсутствует.

Так, в гипоталямусе практически нет гемато-энцефалического барьера - там все проходит, но здесь располагается огромное количество воспринимающих структур, которые воспринимают имеющиеся концентрации различных веществ.

Гипоталямус - это орган мониторинга за состоянием крови.

Гипоталямус воспринимает изменение содержания всех веществ, которые есть в крови, и реагирует на это управленческими командами, т.е. представляет собой окошечко, через которое центральная нервная система следит за тем, что есть в крови.

Итак, гисто-гематические барьеры охраняют внутреннюю среду организма, т.е. обладают защитной функцией (защищая организм) и регулирующей функцией (управ­ления по отношению к внутренней среде организма).

Для нормальной жизнедеятельности необходимо выполнение трех условий:

1-ое условие нормальной жизнедеятельности - постоянство внутренней среды.

2-ое - постоянный обмен внутренней среды организма веществом, энергией и информацией со средой окружения, внешней средой.

Из биофизики известно - человеческий организм - открытая система (См. лекции по "Биофизике").

Следовательно, ОБМЕН ИДЕТ В ОБЕ СТОРОНЫ: и туда и обратно. Это необходимое условие жизнедеятельности, это легко доказать.

Значение обмена веществ. Если, например прекратить поступление в организм пищи /обмен веществом/- человек расстанется с жизнью через 20 дней, а не потребляя воду - на 8-ой день. (Понятно, что эти цифры - не норматив: разные люди могут реагировать по-разному, но сухая голодовка всегда тяжелее влажной).

То же самое будет при задержке в организме метаболитов. Природные эксперименты - нефрит, повреждение почек, острая почечная недостаточность - уремия - накопление азотистых шлаков.

Значение обмена энергии. С пищей в организм поступают не только питательные вещества, но и вещества, обеспечивающие организм энергией, В питательных веществах аккамулирована энергия Солнца/фотосинтез/, которая нам необходима для обеспечения жизнедеятельности,

Несколько слов об обмене информацией.

Имеет такое же значение, как и обмен веществ и энергии. Особую роль эта проблема приобрела с развитием космонавтики, подводных работ и т.д. Так, акад. Газенко открыл спец. н.-ис. институт около аэропорта Шереметьево - там есть спец. камеры, изолирующие человека от окружающей среды. Однако, при полном жизнеобеспечении в них нет ни радио, ни телевидения, ни прочей поступающей извне информации. При выходе из такой камеры у человека могут наблюдаться психические отклонения).

Или на лавочке женщины сидят и обмениваются информацией. Если их лишить возможности передавать информацию, то они заболеют.

На этом основаны эксперименты с камерами, куда помещали человека с логорреей (патологическое желание побеседовать с кем-либо), откуда человек выходит больным.

3-ий принцип жизнедеятельности, нарушение которого несовместимо с жизнью -

Адекватное (соответветствующее) приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды или среды обитания.

Условия среды, в которых обитает человек, постоянно изменяются. Окружающая среда у человека изменяется намного интенсивнее, чем у животных, т.к. человек - существо биосоциальное и, кроме физических факторов, которые на него воздействуют (климатических и др.), у человека есть проблемы общения с ему подобными, и это тоже требует постоянного приспособления.

Кроме того, человек должен приспосабливаться к техногенной среде (в отличие от животных), т.е. к среде, которую он сам создал. (Пример - с созданием водопровода - ещё рабы Рима его изобрели. Мы к нему приспособились. Если нет воды - для нас это - целая трагедия. Надо приспосабливаться заново. Сельскому жителю проще - он легко перестроится. Совсем другое - с городским жителем: если его лишить отопления, горячей и холодной воды, а также электричества).

Человек должен не просто приспосабливаться, а приспосабливаться адекватно, биологически разумно, к изменяющимся условиям окружающей среды.

Если он приспосабливается не адекватно, то это тоже несовместимо с жизнью.

Пример: Вы вышли на опушку, а там на Вас выскочил африканский лев. Поприспосабливайтесь к нему. Если Вы драчун, нападёте. Можно упасть ничком, попытаться убежать, залезть на дерево.

Адекватных форм приспособления у человека может быть очень много.

Студенты часто используют "уход от раздражителя": солнце убрать нельзя - мы уходим в тень. Студент так бегает от декана. Но это создает хронический стресс - занесенный над Вами меч все равно опустится. Надо идти на раздражитель, в деканат.

Уровни изучения живой материи.

1. Квантовый - (восприятие света).

2. Атомарный.

3. Молекулярный - (взаимодействие актина и миозина ).

4. Субклеточный - (механизм взаимодействия фибрилл).

5. Клеточный - (практически всё рассматривается на этом уровне).

6. Тканевой.

7. Органный.

8. Уровень систем органов.

9. Целостный организм.

Изучать физиологические механизмы мы будем на всех этих уровнях.

Физиология - наука экспериментальная. Она получает сведения о закономерностях жизнедеятельности не только из наблюдений человеческих функций, но и путем экспериментов, которые ставятся на животных.

Эксперимент - это ситуация, которая моделируется, искусственно создается для того, чтобы исследовать тонкие механизмы функционирования живой материи.

Физиология (в отличие от морфологических наук, изучаемых на 1-ом курсе, отвечающих на вопрос - "Что это такое?") - наука из "почемучных". В ней нужно объяснить, почему и как это происходит.

Будем изучать проблемы сознания, т.е. памяти, мышления, поведенческих реакций, как и почему сокращается сердце, проблемы регуляции, управления жизнедеятельностью. Всё это - физиология: от квантовой теори света до процессов памяти, мышления, систем формирования поведенческих реакций.

 

2.4."Физиология вегетативной нервной системы"

Вегетативная нервная система - отдел нервной системы, обеспечивающий регуляцию деятельности внутренних органов ("вегетативна - нем. термин ) Это - эфферентная нервная система, в различных рефлекторных дугах являются их эфферентной частью. ВНС обладает выраженной автономией (не только от коры БП, но зачастую и от ЦНС. Не случайно второе её название - "автономная" (англ. термин.).