Технологии социальной работы с безработными


Документооборот и его значение

Документооборот— путь, который проходит документ от момента создания (составления) до сдачи на хранение в архив.

Важным условием организации документооборота является разработка главным (старшим) бухгалтером графика документооборота,в процессе которого заранее разрабатывается маршрут следования каждого документа и каждого его экземпляра. Этот маршрут заносится в инструкцию, где указываются сроки следования и прибытия каждого экземпляра в свой конечный пункт. Движение документов по заданному маршруту необходимо постоянно контролировать, сверяясь с разработанными графиками.

Нарушение порядка документооборота и задержка документов на любом из этапов прохождения приводят к отставанию регистрации хозяйственных операций в учете, ослаблению контроля за их выполнением.

Документы, поступающие в бухгалтерию, подлежат обязательной проверке по форме и существу.

В процессе проверки по формеустанавливают полноту заполнения реквизитов, наличие и правильность подписей, четкость и разборчивость заполнения документа.

Проверка по существуподтверждает законность и целесообразность хозяйственных операций.

Все документы, проверенные и принятые бухгалтерией, подвергают обработке, которая включает расценку, группировку и контировку.

Таксировка (расценка)— арифметическая проверка показателей документов, т.е. пересчет данных по каждой позиции учетного документа и подсчет общей суммы (итога).

Группировка— подбор однородных документов, который позволяет делать записи данных общими итогами. На основании такой группировки составляют сводные документы.

Контировка— определение и запись корреспондирующих счетов по каждой хозяйственной операции, отраженной в документе.

После разноски операции по счетам каждый документ будет сдан в архив. Различают:

1) Текущий архив

2) Постоянно-действующий архив.

Безработица на сегодняшний день – реальная угроза благополучию современного рос. общества. В чрезвычайно трудных условиях в России происходит движе­ние к рынку труда, уходит в прошлое «полная занятость». Вместе со свободой выбора сфер трудовой деятельности, возможностью реализовать свои способности очевидным становится такой соц. недуг, как безработица. В обстановке глубокого кризиса нависает уг­роза ее дальнейшего и значительного увеличения, «перспектива» потерять работу, а, следовательно, и уверен­ность в завтрашнем дне стала реальной проблемой рос. дейст­вительности.

Безработица - такая совокупность общественных отношений, при которой часть активного населения не может применять свои способности к труду и выполняет роль резерва.

Служба занятости на сегодняшний день – фактически единственное «средство» борьбы с безработицей. СЗ в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми МОТ, и соответствующими за­конами и нормативными актами РФ: Конституцией РФ, Законом «О занятости населения в РФ» и т.д.

1)СЗ анализирует, прогнозирует спрос и предложение на рабочую силу, информирует о состоя­нии рынка труда. Ведет счет свободных рабочих мест и граждан, которые обращаются по вопросам трудоустройства. ЦЗ информируют обращающихся трудящихся и работодателей о возможности получе­ния работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или иную профессию. Оказывают помощь гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников. 2)СЗ организует проф. подготовку, переподготовку и повышение квалификации, оплачивает проф. подготовку граждан, трудоустройство к-х требует получения новой профессии, устанавливает им на период обучения стипендии. 3)СЗ осуществляет регистрацию безработных и оказывает им необходимую помощь: выдает пособия по безработице, разрабатывает программы обеспечения занятости и мероприятия по соц. защищенности различных групп населения. 4)СЗ имеет право запрашивать у предприятий информацию о предлагаемых структурных изменениях и др. мероприятиях, в результате к-х может произойти высвобождение работ­ников, а также о потребности в рабочей силе, количестве принятых и уволенных работников; направлять работодателям при наличии потребности в рабочей силе, граждан, обратившихся в службу занятости для трудоустройства. 5)СЗ разрабатывают и вносят на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении для рабо­тодателей минимального количества спец. рабочих мест для граждан, испыты­вающих затруднения в трудоустройстве. По доверенности пред­приятий и СЗ заключают договоры с гражданами о трудоустройстве, выдают им пособия при переезде на новое место жительство и работы. СЗ направляют безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы. 6)В некоторых ЦЗ проводятся ярмарки вакансий, на к-х представлена информация об учебных заведениях и условиях приема в них, сведения о факультетах и специальностях, о свободных вакансиях в городе/регионе. Все услуги, связанные с обеспе­чением занятости граждан, предоставляются бесплатно.

Надо сказать, что СЗ не трудоустраивает, а оказывает услуги в поисках рабочего места, вы­ступает посредником между работодателем и гражданином, ищущим работу. Если есть возможность, СЗ пред­ложит работу, которая соответствует проф. опыту, стажу, физическому состоянию человека. СЗ устанавливает «правила поведения» человека. Он должен вести активный поиск работы, иначе пособие по безработице снижают, либо вообще приостанавливают.

Также, в некотором смысле, «технологиями», «средствами» решения проблем политики занятости можно считать разл. частные компании по поиску работы/подбора кадров, СМИ (газеты, журналы, Интернет) и т.п., но в отличие от гос. СЗ они не ставят своей целью решение проблем занятости (ликвидацию безработицы), а, следовательно, СЗ пока остается единственным «средством», направленным на борьбу с безработицей.

 

 

5. Технологии социальной работы в сфере образования

СР в системе образования распространяется на:

дошкольное воспитание (уход, воспитание и обучение в яслях, детских садах, группах дневного пребывания, школьных подготовительных классах и т.д.); — работу с молодежью (воспитание, сопровождение, организация досуга, консультации при подготовке домашних заданий, помощь подрастающему поколению в профессиональной ориентации, работа с молодежными клубами и т.д.); — воспитание в детских домах и приютах (воспитание, сопровождение, создание условий, близких к семейному воспитанию, развитие самостоятельности и т.д.); — формы, содержание и методы обучения взрослых (профессиональное обучение и образование, социальная работа на предприятиях, организация самопомощи, семейные консультации и т.д.); — социально-педагогическая помощь семье (консультации, помощь в решении повседневных проблем, мероприятия по под­держке семьи); —социальная работа в школе.

Два типа школьных проблем в процессе обучения:

— проблема детей-инвалидов с сохраненным интеллектом, детей-сирот, детей из многодетных и социально неблагополучных семей (социально-бытовая материальная помощь);

— проблема неуспевающего ученика, которая является социальной проблемой.

Принято выделять две основные группы факторов: экзогенные (внешние) – условия в которых растет и развивается ребенок, экологические условия, педагогические факторы; и эндогенные (внутренние) – отклонения в физическом развитии ребенка, нарушение его здоровья.

Чтобы реализовать цели образования, соц. р-ки:

— используют методы анализа, консультирования, лечения и активации, охватывая в своей деятельности как целую группу не только самих учащихся, но и их родителей;

—осуществляют свою деятельность в тесном сотрудничестве с педагогами, родителями и др. специалистами;

— оказывают всестороннюю помощь отдельным ученикам и группам учащихся; используя методы групповой педагогики, работают с учительскими коллективами, родительскими комитетами и родительскими собраниями.

Функции Социальной службы в школе :

— выступает поручителем, обеспечивающим социальные гарантии каждому члену школьного коллектива;

— создает условия для безопасной, комфортной здоровой творческой жизни учащихся;

— оказывает помощь и поддержку нуждающимся учащимся и учителям;

— налаживает взаимоотношения в коллективе, препятствует фактам психического насилия над личностью;

— организует социально-психологическую и правовую консультации для учащихся, педагогов, школьной администрации, родителей;

— организует работу школьного телефона доверия.

Принципы деятельности социальной службы: многофункциональность, объективность, коммуникативность, интеграция, оперативность, автономность, репрезентативность, адаптация.

Социально-педагогический модуль при школе (помощь детям и подросткам, испытывающим затруднения в обучении по различным причинам). Основные направления работы: социальная, педагогическая и психологическая диагностика детей, обучающихся в территориально близких друг другу школах; социально-психологическая поддержка трудного ребенка и его семьи; соц. коррекция недостатков ребенка; социальный контроль за условиями воспитания детей, имеющих отклонения в развитии, в школе и семье; социальная адаптация и психолого-педагогическая реабилитация в семье и школе.

Школьная психологическая служба. Деятельность педагога-консультанта сконцентрирована на проблемах отдельного ученика (консультации, помощь в учебном процессе). Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, профессионально ориентированные занятия и практика. Сотрудничество с родителями, родительскими комитетами; школьное самоуправление.

Формы и методы школьной СР:

-- групповая работа со школьниками вне занятий;

-- предложения по организации занятий ( игровые уроки, тренинги);

-- соучастие и творческое представление в социальной жизни школы;

-- работа с родителями, представление интересов родителей;

-- профессиональная подготовка, профессиональная ориентация, помощь в смене профессии;

-- консультировани;

--работа с организациями, планирование работы, сотрудничество в вопросах школьной политики);

— супервизия;

— научное обоснование, сопровождение и оценивание.

Деятельность соц. работника направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и соц. субъектности, тогда как соц. педагог осуществляет воспитание человека в социуме.

6. Социальная диагностика: цели, методы, этапы проведения.

Термин «диагностика» заимствован из медицины и с греч -- способность распозновать. «Диагностика» -- общий способ получения исчерпывающей информации об изучаемом объекте или процессе. Говоря о социальной диагностике, мы имеем в виду либо единичное исследование социальной ситуации клиента, которому социальный работник должен оказать помощь, либо необходимый этап любого воздействия в социальной работе, технологический императив социального обслуживания, либо совокупность научных методов, обосновывающих правильность полученной информации.

Сущность социального диагноза -- в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов социального обслуживания.

Цель диагностики состояния социального объекта — установление достоверности информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендацийдля принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

Социальная диагностика — важнейший компонент социальной технологии и сфера деятельности практического социального работника.

Принципы социальной диагностики: объективности, верификации соц. информации, системности, клиентоцентризма.

Социальный диагноз может осуществляться:

— на уровне общества в целом, для выявления общих тенденций развития в области экономики, социальной политики, духовной жизни и т.д.;

— на уровне социальной группы или территориальной общности, например, развитие классов, народностей, территориальных групп, трудовых коллективов и др.;

— на личностном уровне, помогая персонифицировать, придать «адресность» при выявлении проблем жизнедеятельности.

Этапы диагностики: Предварительное ознакомление с объектом. Проведение общей диагностики. Выявление основных проблем сферы. Проведение спец. диагностики. Выявление причин возникновения проблем по сферам. Выработка решений. Внедрение. Разработка форм и методов внедрения. Конечная оценка результатов.

Методы социальной диагностики: Зондажно-информационное – обследование конкретного социума (сбор сведений о состоянии численности, составе местного населения); Социально-исторические обследования, в т.ч. заселение и освоение данной территории; Информационно-целевой анализ различных документов; Социальное картографирование – показатели, характеризующие социально-пространственные распределения и динамику населения.

Среди методов диагностирования личности следует выделить следующие: Наблюдение — метод, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека, по которым можно составить представление о нем. Беседа в социальной диагностике — метод получения и корректировки информации на основе вербальной коммуникации. Анкетирование — метод сбора статистического материала путем формализованного опроса диагностируемых. Метод экспертной оценки. Это опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования. Социометрия — это метод опроса и алгоритм для математической обработки первичных измерений. Мониторинг — это организация постоянного отслеживания информации, включенное наблюдение, оценка и анализ социальных ситуаций в фокусе их изменения, с прогнозированием этих изменений на определенную перспективу. Методы тестирования. Разделяются на группы по ряду признаков: индивидуальные и групповые, вербальные и невербальные; количественные и качественные, общие и специальные и др. Существуют варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Биографический метод — способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности; метод фокус-групп, ситуационный анализ, создание сценариев, метод «Делфи», «докладная записка», методы активизации инновационных решений, методы обработки данных, логические методы, контент-анализ и др.

Требования к методам: 1.Валидность (наиболее простой и наименее трудоемкий из тех, что позволяет получить требуемый результат); 2.Надежность (доступен и для работника и для клиента при минимальных физиологических, психологических условиях, необходимых для его проведения); 3.Однозначность (ясность и понятность, она должна настраивать клиента на доверительное отношение); 4.Точность (обстановка и условия проведения диагностики не должны отвлекать клиента от соучастия в диагностике).

Итак, социальная диагностика — особая, достаточно сложная область профессиональной деятельности, требующая специальной подготовки.

 

7. Технологии СР с военнослужащими и их семьями.

Все проблемы и кризисы российского общества находят отражение в Вооруженных Силах. Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что на военную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями (с другой стороны, непосильные армейские нагрузки, некачественное питание приводят к появлению у военнослужащих различных заболеваний). Наличие «уставной», «дедовской», «земляческой» статусных систем является следствием распада прежних ценностных систем. Вследствие социально-экономических трудностей задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение, падение престижа воинской службы, массового уклонение от призыва в армию. Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни (лица, получившие ранения или утратившие полностью здоровье, трудоспособность, не пользуются адекватным уровнем СО; они и их семьи имеют целый ряд материальных, жилищных, медицинских и социальных проблем; они являются носителями «посттравматического стрессового синдрома»).

Осн. соц. проблемы военнослужащих: малообеспеченность; проблемы с образованием и воспитанием детей; проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи; проблемы с жильем; проблемы с работой и социальным положением жены военнослужащего. Технологии СР зависят от характера и глубины их соц. проблем, что определяется принадлежностью к призывному или контрактному контингенту, определенному составу военнослужащих, длительностью их пребывания на военной службе.

Цель СР -- восстановить физические и психические силы военнослужащих, скорректировать их личностные установки.

Задачи — соблюдение всех прав и льгот, которые положены военнослужащим в соответствии с действующим законодательством, обеспечение нормальных социально-бытовых условий; социальный контроль в воинских коллективах; создание доверительных взаимоотношений между солдатами; применять суровые санкции за каждый случаи насилия; информировать военнослужащих об их правовом статусе, разъяснять механизм пользования этими правами, консультировать по поводу конкретных ситуации и конфликтов.

Соц. работник сообщает военнослужащим и их семьям о наличии льгот и оказывает помощь в их получении; оказание адресной соц. помощи, а также срочная соц. помощь в виде денежных выплат или в натуральной форме. Оказание жене военнослужащего содействие в трудоустройстве, устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку.

Задачи СР с военнослужащими, — социальное и юридическое консультирование, защита их интересов перед командованием части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти;

социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранении воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и подростков через систему военно-спортивных лагерей, клубов и кружков. Функции СР — развитие соц. коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов. С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы групповой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинги общения и обучение коммуникативным навыкам, выявление психологической совместимости или несовместимости индивидов для комплектования наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов; социально-экономическая работа, организация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, развитие элементов малого производства, кооперативных форм труда. Функции СР -- консультанты и менеджеры, посредники в контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащих с органами СЗН, мед. учреждениями, др. органами. Развитие специальной системы семейного консультирования и семенной терапии, обучение и переобучение уволенных военнослужащих и их жен гражданским профессиям. Культурно-досуговая деятельность предоставляет возможность не только рекреации, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы.