Методы оценки проектов


Составление перечня критериев и получение соответст­вующих ответов на поставленные вопросы служат достаточно простым методом оценки проектов. Он может быть представлен в виде профиля проекта, где каждый фактор получает стандартную оценку (очень плохо, плохо, удовлетворительно, хорошо, очень хорошо). В профиле проекта не учитывается то обстоятельство, что каждый фактор имеет разный вес, или значимость.

Качественные методы в большей степени применяются к проектам, ведущим к радикальным инновациям. Один из подходов к отбору про­ектов связан с оценкой следующих факторов: 1. Преимущество: стоит ли осуществлять этот проект? 2. Время (срок): стоит ли осуществлять этот проект сейчас? 3. Устойчивость: стоит ли осуществлять этот проект, учитывая из­менения рынка в обозримом будущем?

Преимущество проекта зависит от двух фундаментальных факто­ров: технического качества и потенциальной ценности.

Техническое качество определяется на основе субъективной оценки рейтинга, который отражает следующие факторы: - ясность целей проекта: - степень существующих технических препятствий: - степень существующих институциональных и/или рыночных пре­пятствий; - адекватность уровня квалификации имеющегося персонала и тех­нического оборудования; - в случае успешной реализации проекта насколько легко можно найти применение новой технологии, процессу или услуге.

Рейтинг потенциальной ценности проекта основывается на оценке изме­не­ния положения предприятия на рынке, если реализация проекта будет иметь успех.

Таким образом, выбор проектов осуществляется на основе матри­цы, где явно предпочтительны те проекты, которые имеют высокие рейтинги. Проекты, лежащие в «сомнительном районе», следует внимательно изучить с целью возможной их модификации, чтобы сделать более ценными.

Проекты также можно оценивать по двум составляющим (осям):

- горизонтальная ось показывает привлекательность каждого проекта для фирмы. Для получения оценки используются количественные и каче­ственные показатели, отражающие ценность проекта для компании;

- вертикальная ось показывает вероятность технологического и/или коммерческого успеха каждого проекта. Эту вероятность определяет ру­ководство фирмы по завершении стадии исследования пли разработки. Двухмерная система координат состоит из четырех квадрантов, ка­ждый проект изображается в ней в виде круга, диаметр которого про­порционален объему необходимых ресурсов:

- «жемчужина» — проекты, представляющие большую привлека­тельность для фирмы и имеющие высокую вероятность успеха;

- «бутоны» - весьма привлекательные проекты, но пока труднореа­лизуемые:

- «хлеб с маслом» — проекты, которые характеризуются достаточно высокой вероятностью успеха, но имеющие среднюю или низкую при­влекательность для фирмы;

- «проигранные дела» — безнадежные проекты с низкими коммерче­ской окупаемостью и вероятностью успеха.