Дескриптивные методы прогнозирования.


Экспертное прогнозирование.

Экспертное прогнозирование одна из задач прогнозирования - сни­жение неопределенности, которое может быть достигнуто различными методами. В данном случае снижение неопределенности достигается в результате использования в процессе генерации прогнозных оценок на основе суждений специалистов

Сущность экспертных методов прогнозирования заключается в проведении специалистами интуитивно-логического (качественного и количественного) анализа и выработке на этой основе групповой оценки. Групповая (коллективная) опенка — объединение индивидуальных мнений экспертов, осуществляемое по определенному алгоритму. При проведении групповой экспертизы предполагается, что организованное взаимодейст­вие между специалистами позволит компенсировать смещенность оценок отдельных членов группы и что сумма информации, имеющаяся в распо­ряжении группы экспертов, больше, чем информация любого специали­ста, входящего в группу. Смешенные оценки — это заведомо искаженные оценки, оценки, которые сильно отличаются от истинных оценок.

Задачи, решаемые в процессе экспертного технологического про­гнозирования;

- подбор экспертов:

- организация и проведение экспертного оценивания;

- обобщение результатов экспертизы и выработка соответствующих рекомендаций.

При подборе экспертов надо иметь в виду, что:

- затраты на проведение экспертизы ограниченны:

- достоверность результатов должна быть достаточно высока.

При подборе экспертов следует учитывать их:

- компетентность:

- креативность (способность к творческой деятельности):

- конформизм (уровень зависимости эксперта от мнений других экс­пертов):

- отношение к экспертизе (позитивное, негативное);

- прагматизм (способность предлагать решения, имеющие практи­ческое значение);

- коллективизм:

- самокритичность.

 


Данная группа методов основана на логическом анализе технологи­ческих процессов и словесном описании их развития в будущем. Рас­смотрим следующие из них:

• метод аналогий; • метод «дерева целей»; • морфологический метод: • метод сценариев.

Метод аналогий. Аналогия - сходство двух событий в каких либо свойст­вах. Существуют два вида аналогий: случайная аналогия и фор­мальная аналогия.

Случайная аналогия — сходство двух событий по некоторым част­ным аспектам, но не сходство в других свойствах (аспектах).

Формальная аналогия — сходство некоторых аспектов явления, при­водящее к сходству этих явлений во всем остальном.

Суть метода аналогий состоит в сравнении процесса, который про­гнозируется, со сходными процессами в прошлом и выработке на этой основе суждений о будущем состоянии этого процесса.

Метод дерева цепей заключается в выявлении основных элементов про­гнозируемого процесса, их взаимосвязей и соподчиненности. Можно выде­лить три основных вида «деревьев целей»: описательные, нормативные, альтернативные. Дерево целей, кик правило, изображается графически.

Описательное дерево показывает структуру системы и иерархию ее элементов.

С помощью такого дерева можно описать, например, строение сложного технологического процесса, отдельного изделия.

Нормативное дерево. Система В - цель развития, намеченный ру­беж, а элементы - требования к составляющим системы, позволяющим достичь цели. Нормативное дерево показывает, какие мероприятия необходимо осуществить для внедрения инновации.

Альтернативное дерево. Элементы этой системы - аль­тернативные пути достижения пели.

В частности, отдельными элементами такого дерева могут быть Альтер­на­тив­ные инновационные процессы, реализация которых может вести к уве­ли­че­нию рыночной доли предприятия, которую предполага­ется, например, удвоить.

Морфологический метод основан на изучении формы и строения объектов или процессов. Суть метода состоит в формировании всех возможных вариантов состояния (строения) объекта или процесса с по­следующим их анализом и отбором наиболее эффективных.

Метод сценариев - планирование, ориентированное на учет слу­чайных об­стоя­тельств. Сценарий - словесный портрет будущего. Соз­дается ряд Альтер­на­тив­ных сценариев, каждый из которых описывает некий вариант развития со­бы­тий. Затем на основе анализа тем или иным методом формируется наиболее ве­роятный вариант развития со­бытий. Метод сценариев может сочетаться и с дру­гими методами. На­пример, сначала применяем метод аналогий, затем строим де­рево целей, потом морфологический анализ и уже на основе морфологических ком­бинаций применяем метод сценариев. Как правило, разрабатывает­ся си­с­те­ма сценариев. Каждый сценарий должен отражать определен­ный путь развития сис­темы. При создании сценариев могут использо­ваться различные приемы и методы.