Архитектура


Живопись. Скульптура

- Жанры: Портрет. Романтизм присущ портретам художников О.А.Кипренского (портрет А.С.Пушкина), В.А.Тропинина (Кружевница, Портрет сына), К.П.Брюллова (Автопортрет, портрет поэта В.А.Жуковского). И.Н.Крамской, И.Е.Репин, В.Г.Перов и Н.Н.Ге. Исторический жанр. Ф.А.Бруни (Медный змий), К.П.Брюллова (Последний день Помпеи). А.А.Иванова (Явление Христа народу) работ Сурикова, Репина, Ге, М.В. Нестерова.Бытового жанра (жанровой живописи) стал А.Г. Венецианов. (Жатва, Спящий пастушок) П.А. Федотов.(Сватовство майора, Свежий кавалер. Пейзажи: А.И.Куинджи, И.И.Шишкина, И.И.Левитана, Репина и многих других художников. Батальная живопись - передвижник В.В.Верещагин.

- Лубок. К лубку обращались А.Г.Венецианов. Большое распространение получила серия карикатур-лубков И.И.Теребенева, высмеивающая Наполеона и его армию.

- Скульптура. И.П.Мартос, памятником Минину и Пожарскому, памятник Ломоносову в Архангельске; Ф.П.Толстой создал 21 медальон, с изображением сцен Отечественной войны 1812 г.; на порталах колоннады Казанского собора в Петербурге скульптором Б.И.Орловским были установлены статуи Кутузову и Барклаю де Толли. П.К.Клодт скульптурные группы на Аничковом мосту в Петербурге (знаменитые кони), памятник баснописцу И.А.Крылову в Летнем саду и статуя императора Николая I перед Исаакиевским собором.

- Образцами эклектики являются храм-памятник Героям Плевны, созданный русским архитектором, В.О.Шервудом; композиция Тысячелетие России в Новгороде, возведенная по проекту М.О.Микешина при участии А.М. Опекушина. Опекушину принадлежит также памятник А.С. Пушкину в Москве. М.М. Антокольский, создал серию скульптур на национальные, исторические и библейские темы (Иван Грозный, Ермак, Нестор-летописец, Ярослав Мудрый, Христос перед судом народа).

- В 1856 г. было положено начало коллекции П.М. Третьякова, ставшей основой будущей Третьяковской картинной галереи.

- Реализм. Передвижники. В ноябре 1863 г. 14 выпускников Академии (И.Н.Крамской, Ф.С.Журавлев, А.И.Корзухин, К.В.Лемох и др.) вышли из нее и создали в Петербурге Артель художников. В 1870 г. по инициативе И.Н.Крамского в Петербурге было создано Товарищество передвижных художественных выставок. Товарищество объединило Н.Н. Ге, Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина и др. Передвижники стремились приблизить искусство к народу. С этой целью они организовывали выставки в провинциальных городах. В товарищество ходили: И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, А.М. и В.М. Васнецовы, И.И. Левитан, В.А. Серов др.

- Создание крупных архитектурных ансамблей: ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей архитектора К.И.Росси; Манежной площади, созданный архитекторами Д.И.Жилярди (здание Университета) и О.И.Бове (здание Манежа); ансамбль Биржи на стрелке Васильевского острова архитектора Ж.Тома де Томона; Александровский сад у Кремлевской стены и ансамбль Театральной площади, созданные О.И Бове и т.д.

- Ампир. Крупнейшими мастерами ампира в России были А.Н.Воронихин (Казанский собор и Горный институт в Петербурге), А.Д.Захаров (здание Адмиралтейства), К.И.Росси (Дворцовая и Сенатская площадь, Михайловский дворец), О.И.Бове и Д.И.Жилярди.

- Эклектика. Данное направление характеризуется произвольным соединением элементов различных стилей (иногда его называют также бесстилие или многостилие). Исаакиевский собор архитектора А. Монферрана, храм Христа Спасителя - К.А. Тон. Разновидность эклектики - псевдорусский стиль, (древнерусское зодчество, резьбой, вышивка). К числу наиболее известных построек этого стиля относятся: Теремок в подмосковном Абрамцеве (архитектор И.П. Петров); здания Исторического музея (В.О. Шервуд и А.А. Семенов), Городской думы (Д.Н. Чичагов) и Верхних торговых рядов - ныне ГУМ (А.Н. Померанцев) в Москве.