Досуговые формы деятельности крестьянства в XVII- начале XX в.в.


Досуговая сфера жизнедеятельности российского общества в XVIII - начале XX вв. представляла собой сложное и многогранное явление, отражавшее все своеобразие исторического развития страны. В отли­чие от прошлых столетий, когда формы досуговых занятий различных общественных групп в силу слабой разграниченности между ними были во многом сходны, опирались на общий фундамент традиционной на­родной культуры, в начале XVIII в. по мере складывания и развития сословий досуг россиян стал утрачивать свои единые черты. Обособ­ленность сословий, четкая их расстановка на ступенях иерархической социальной лестницы, определение их прав и привилегий обусловили формирование достаточно замкнутых досуговых общностей, в рамках которых вырабатывались собственные представления, взгляды на до­суг, нормы и правила поведения.. Каждое сословие неодинаково реаги­ровало на сохранение преемственной связи с традиционными способа­ми досугового времяпрепровождения и на «заимствования» из западно­европейской культуры, начало которым было положено в период пет­ровских реформ, создавало новые традиции в проведении досуга. Ре­зультатом явилось разное сочетание в досуге россиян традиционных народных элементов, «чужеродных» западных и вновь созданных, пред­определившее специфику форм досугового общения в конкретной со­циальной среде. Самодержавный режим, утвердившийся в России, на долгие годы обеспечил стабильность сложившимся формам и способам досугового времяпрепровождения.

Со второй половины XIX в. после проведения реформ, связанных с отменой крепостного права, положение стало меняться. Социально-политические и экономические перемены, произошедшие в обществе, привели к размыванию сословных границ, что не замедлило сказаться на сфере досуга. Ускорились процессы взаимовлияния социальных слоев в образе жизни и стиле поведения, происходило постеленное нивелирование их в подходах к организации своего свободного време­ни.

В XVIII - первой половине XIX вв. досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. На протя­жении столетий он складывался под влиянием общинного способа про­изводства и соответственно общинного образа жизни. В рамках общин­ного существования формы проведения досуга были преимущественно семейно-общинными, то есть по сути своей общественными. Такими они оставались и на протяжении рассматриваемого периода, поскольку наличие крепостного права и слабое развитие товарно-денежных отно­шений способствовали сохранению общины как первичной ячейки хо­зяйственной и социальной жизни крестьян.

Крестьянский досуг в XVIII - первой половине XIX вв. выполнял ту же роль, что и в прежние времена: он был не только направлен на вос­становление сил крестьянина, но и способствовал консолидации род­ственных общностей, являлся одной из форм реализации функции об­щины как носительницы общественного мнения, хранительницы куль­турных и трудовых традиций.

Как и прежде, время досуговых занятий зависело в первую очередь от сельскохозяйственных работ. Наибольшее количество общеобщин­ных праздников, посиделок, игрищ выпадало на осенне-зимний период и раннюю весну. В крестьянской среде сохранилась традиция проведения совместных праздничных «увеселений», пиршеств за общим столом. Это дошедшие с глубокой древности «братчины». Позднее они стали назы­ваться еще «складчинами» и «ссыпчинами», поскольку каждая крестьян­ская семья вносила свою долю продукта в общее застолье.

Время перехода из весны в лето, поздняя осень и зима являлись относительно спокойными периодами, в течение которых крестьянин занимался работой по дому. Именно на них выпадало основное число общеобщинных праздников, посиделок, игрищ и других форм общественного досуга.

Характерной чертой крестьянского досуга являлась комбинация не­которых его форм с определенными видами работ, что обусловли­валось напряженностью крестьянского труда и недостатком свободного времени.

Русское крестьянство отличало доминирование половозрастной обособленности в проведении свободного времени. Мужчины и женщи­ны, люди разных возрастов создавали свои досуговые общности: орга­низовывались молодежные посиделки, женские посиделки, посиделки крестьян среднего и старшего возраста; чисто молодежной формой досуга являлись весенне-летние хороводы. На посиделках, в которых принимали участие люди старшего поколения, велись беседы на разные темы: крестьяне делились последними новостями, планами, радо­стями и неудачами, получали и давали советы, «обсуждали» своих од­носельчан. На посиделках часто вручали «былички», «рассказы о дей­ствительном, притом страшном и необъяснимом». На посиделках уже с конца XVIII в. нередко проходили коллективные читки. Особую роль выполняли посиделки в жизни молодежи: они способствовали подготов­ке молодых людей к будущей семейной жизни. Посиделки проводились в осенне-зимний период, для чего снималась специальная изба у мало­имущих крестьян за различного рода помощь, отработки, денежную и натуральную оплату. В будние дни девушки собирались обычно с «грязной» работой (работа по изготовлению пряжи), в воскресенья и праздники они занимались «чистым» рукоделием. Праздничная посидел­ка называлась «беседа», менялась одежда, угощение, содержание раз­говоров. На смешанных молодежных посиделках девушки и парни бли­же знакомились друг с другом, выбирали себе будущих супруга или супругу. Посиделочная изба в данном случае становилась как бы сим­волической "семейной" избой в деревне, где парни («мужья») встреча­лись с девушками («женами»).

Со второй половины XIX в. после отмены крепостного права крестьянский досуг подвергся трансформации. Основные причины заключались в постепенном распаде общины, имущественном расслоении крестьянства. Все более ослаблялись власть и авторитет старшего поколения, авторитет стал чаще связываться с имущественной состоятельностью. Социальное расслоение деревни вносило определенные коррективы в способы досугового времяпрепровождения. Во время праздников все реже устраивались общеобщинные пиршества. Зажиточные крестьяне охотнее избирали форму «складчины» как некий собственный способ коллективного проведения досуга. Общей для чле­нов общины оставалась лишь ритуально-религиозная часть праздника, К началу XX в. «гостьба» уже полностью заменила «братчину». Она, как правило, была более камерной формой досугового общения, в которой почти полностью отсутствовал общинный элемент, зато важную роль играл имущественный фактор. Хозяин мог пригласить к себе на празд­ник родственников, односельчан, своих работников и т. п. В осенне-зимний сезон крестьяне часто ходили и ездили друг к другу в гости по «родству», «по свойству», «по соседству», собирались в своей деревне «на беседы».

Появлению новых черт в досуге крестьян способствовали усилившиеся связи деревенских жителей с городом, оживление торгового обмена. Крестьяне получали известия о городской жизни через отходников, односельчан, отслуживших солдатскую службу, от представителей революционно настроенной интеллигенции. С конца XIX в. стал расши­ряться контингент крестьянских детей, обучающихся в государственных начальных школах. Росло, хотя и очень медленными темпами, количе­ство культурно-просветительных учреждений, работающих в сфере досуга: библиотек, читален, народных домов, стали появляться первые самодеятельные крестьянские театры.

Практически исчез к началу XX в. молодежный хоровод как традиционный вид молодежного досуга. Более устойчивой оказалась такая форма, так молодежная посиделка. Но в ней, наряду с такими традиционными компонентами, как песня, танец, большее место стали занимать разнообразные беседы информационного характера: городские но­вости, сведения об условиях труда на фабриках, о городских модах и т.п. Проникали в молодежную среду через подобные посиделки и политические идеи и суждения, на посиделках устраивались читки художе­ственных произведений.

Вместе с тем, несмотря на произошедшие перемены, в начале XX в. патриархальные традиции в проведении досуга крестьянским насе­лением были еще достаточно сильны. Их устойчивость обусловли­валась слабым развитием сельской экономики, низким образователь­ным и культурным уровнем крестьянства, изоляцией подавляющего большинства сел и деревень в силу исторически сложившихся условий расселения от городских культурных центров.