Разработка базового уровня гостиничных продуктов
Основные позиции базового уровня обобщенно можно представить следующим образом:
- безопасность места проживания;
- чистота и комфортабельность номера;
- вежливость и профессионализм персонала;
- достаточность и хорошее состояние инфраструктуры гостиницы.
Разработка комплекса дополнительных услуг — узловой элемент продуктовой стратегии гостиницы, так как услуги — это основная часть гостиничного продукта. Часть предлагаемых услуг включена в цену номера, некоторые услуги предлагаются за дополнительную плату. К первой части, прежде всего, относят услуги размещения и питания. Список же дополнительных услуг колеблется в широком диапазоне и зависит от классности отеля. Гостиницы верхнего рыночного сегмента предлагают от 20 до 30 и более видов дополнительных услуг. К наиболее распространенным видам дополнительных услуг относят транспортное и экскурсионное обслуживание, бытовые услуги, услуги анимации, заказ цветов, продуктов и напитков в номер и др.
Формирование пакета гостиничных услуг также является частью продуктово-рыночной стратегии гостиницы.
Пакет услуг представляет собой комплекс разнообразных предложений, объединенных одной ценой. При этом, чем разнообразнее предложение, тем выше его ценность. В практике работы зарубежных отелей гостям предлагают бесплатно шоколад, бутылку вина, возможность пользоваться автостоянкой и другие услуги.
Пакетирование услуг успешно решает две задачи. Во-первых, руководство отелями может снизить цены на некоторые услуги, компенсировав снижение цены ростом оборота, так как часть услуг продается по более низкой цене, как бы в нагрузку к основной услуге. Во-вторых, применяемый комплексный подход, т.е. связывание различных видов услуг одной ценой (пакетирование), позволяет более активно продвигать на рынок новые, незнакомые потребителям услуги.
Продажа услуг пакетами в сочетании с активной рекламой формирует привлекательный имидж гостиницы и повышает конкурентоспособность ее предложения.
Разработка гостиничных продуктов-новинок — самый сложный и ресурсоемкий элемент продуктовой стратегии гостиничного предприятия.
Существенным элементом процесса разработки продуктовой стратегии гостиницы является разработка специализированных гостиничных продуктов. Ярким примером такого направления деловой активности отелей является их активное участие в конгрессном бизнесе.
Например, в стандартный дневной конференц-пакет, предлагаемый цепью Hilton Hotels, включены:
- меблированный зал для заседаний;
- доска (flipchart), overhead, экран;
- прохладительные напитки на рабочих столах;
- две кофе-паузы (кофе, чай, напитки);
- ланч.
Серьезные шаги в освоении рынка конгресс-туризма и создании специализированных гостиничных продуктов делают многие российские отели. В этой связи очень показателен опыт московской гостиницы «Космос», которая активно работает на рынке конгрессного туризма. Организаторам мероприятий предлагают услуги бизнес-центра: концертный зал (1 тыс. мест) с оборудованием для синхронного перевода, с аудио- и видеооборудованием, семь обновленных конференц-залов (10—250 человек), четырнадцать многофункциональных банкетных залов (20—600 человек), выставочные площади (до 1500 м2), офисные помещения в аренду. Интересным направлением в создании специализированных гостиничных продуктов является широкое использование культурных программ, в том числе балетных и цирковых фестивалей, концертов, оперных вечеров и т.д.
Современной тенденцией в формировании продуктовой стратегии гостиничных предприятий является разработка гостиничных продуктов на стыке разных индустрии.
Здесь индустрия гостеприимства тесно взаимодействует с медициной, курортным делом, индустрией красоты и др.
В условиях быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции гостиница не может полагаться только на существующий продукт. Потребитель ждет новизны, следовательно, разработка новых продуктов есть важный элемент маркетинга.
Примером удачной разработки и внедрения продукта-новинки на рынок является разработка менеджеров сети фирменных гостиниц «Роял Отель ЛТД». В ресторанах этих гостиниц появился новый маркетинговый продукт, названный «Последний обед на Титанике».
Ценовая стратегия гостиничного предприятия.При разработке и реализации ценовой стратегии необходимо учитывать и психологические особенности клиентов. Потребители склонны воспринимать только базисные цены продукта, все остальные услуги оплачиваются дополнительно. Тем более что с развитием рынка клиенты гостиничных предприятий становятся более осведомленными и опытными потребителями. Поэтому предприятия гостиничной индустрии внедряют в практику разнообразные подходы к ценообразованию.
Первый подход — единый тариф на весь номерной фонд. Весь номерной фонд предлагается клиентам по одному тарифу, но этот тариф может меняться в зависимости от сезона или дней недели. Такой подход понятен клиентам и не требует применения сложных систем управления доходом гостиницы. Однако стратегия единой цены не учитывает верхние и нижние значения спроса на услуги размещения, а также способность и готовность клиентов оплачивать предлагаемые услуги.
Второй подход — тарифы, учитывающие тип номеров. Eго особенность состоит в том, что разные гостиничные номера дифференцированы по ценам с учетом различных характеристик гостиничных номеров (например, размер, наличие балконов, вид из окон, этаж и др.). Это достаточно традиционный для гостиниц метод ценообразования, он позволяет оперировать ценами, улучшая показатели доходности гостиницы. Однако он не применим для гостиниц с однотипным номерным фондом.
Третий подход — тарифы с изменяющимися скидками. Данный подход к ценообразованию построен на определенных правилах и ограничениях. Клиенты самостоятельно сегментируют соответствующие категории ценовых тарифов, базирующихся на их потребностях, поведении и платежеспособности. В качестве ограничений выступают условия продажи, связанные с необходимостью предварительной оплаты услуг размещения и невозмещаемостью платежей. Такой подход позволяет клиентам, наиболее чувствительным к ценам, получать более низкие ценовые тарифы в обмен на уменьшение их гибкости. Те клиенты, которые традиционно оплачивают услуги по полному тарифу, смогут получить гостиничный продукт в любое удобное для них время.
Для максимизации дохода гостиничного предприятия применяются различные тактики ценообразования; любой используемый тактический прием предлагает широкий выбор маркетингового инструментария.
Диверсификация цен на гостиничные услуги по уровню доходов потребителей с последующим выбором некоторых наиболее выгодных для обслуживания сегментов — одна из тактик ценообразования. Преобладающей формой ценовой диверсификации на туристские и гостиничные услуги является диверсификация в зависимости от качества услуги. Качество услуг учитывается в основном через их разрядность (категорию, класс).
Кроме диверсификации цены по уровню дохода и качеству существует сезонная диверсификация, или диверсификация во времени. Она связана с неравномерностью спроса на туристский и гостиничный продукт в течение года вследствие как климатических характеристик, так и наступления сезонов отпусков и каникул. Обычно гостиничное предприятие устанавливает высокую цену в пик сезона для получения максимального дохода и снижения в остальное время. Такая практика позволяет иметь плановую загрузку в течение всего периода, в межсезонье продукт предлагается по низким ценам, и это стимулирует потребителей, особенно тех, кто не имеет высоких доходов (пенсионеров, молодежь, школьников и др.). Для обеспечения устойчивости получения доходов от гостиничного продукта получила широкое распространение практика установления дисконтированных цен (цен со скидкой) при реализации сезонных услуг. Размер скидок зависит от условий платежа и конъюнктуры рынка гостиничных услуг.
На гостиничные услуги обычно используют туроператорские скидки (15—20 %), турагентские скидки (10—15 %) и скидки для корпоративных клиентов (10 %), кроме того, гостиничные предприятия предоставляют своей клиентуре групповые скидки, которые устанавливаются руководством и коммерческими службами гостиничных предприятий.
В практике работы зарубежных отелей существует подход, когда один и тот же гостиничный номер продается по разной цене разным группам клиентов. Это способствует более рациональному использованию номерного фонда с точки зрения увеличения заполняемости гостиницы. Однако такой подход весьма проблематичен для отечественной практики работы гостиничных предприятий, так как систему управления доходами (Yield Managment) используют пока единицы из российских гостиниц.
Между тем мировая гостиничная практика применяет разнообразные тактические методы ценообразования, в том числе:
предложение ценового диапазона, который предполагает установление разных цен на один и тот же тип номеров. Использование ценового диапазона расширяет ценовые возможности гостиницы, позволяя ей привлечь разных клиентов и повысить доход от каждого продаваемого номера;
продажи по верхней ценовой границе. Такой подход предполагает достижение максимальной цены за номер и максимальной прибыли в период повышенного спроса на услуги;
продажи по условной нижней границе. Такой подход подразумевает работу с клиентами, чувствительными к цене, Этот метод стал возможен благодаря технике ценового диапазона, устанавливающего несколько завышенные цены, с которых затем делаются скидки для клиентов, ориентированных на минимальные расценки.
Для того чтобы гостиничная фирма могла функционировать в течение длительного времени на рынке услуг, установленный уровень цен должен обеспечивать значительный доход, покрывая все издержки производства и сбыта продукции, соответствовать спросу на гостиничный продукт и обеспечивать конкурентоспособность услуг.
В настоящее время ценовая конкуренция в гостиничном бизнесе обострилась, многие гостиницы предлагают клиентам более низкие, чем у конкурентов, цены, между отелями и клиентами идет жесткая борьба за скидки, даже в пятизвездочном отеле можно поселиться за 100 долларов в сутки. Совершенно очевидно, что гостиничный бизнес перестал быть сверхдоходным, доходы гостиниц снизились: сегодня работу очень эффективного отеля характеризуют 10—15 % рентабельности.
Сильнее всего изменение рыночной конъюнктуры коснулось высококлассных отелей, входящих в международные гостиничные сети. Их средняя заполняемость упала на 15—20 %, в результате рынок гостиничных услуг уровня четырех—пяти звезд стал сверхконкурентным. На этом фоне ряд отелей прибегают к политике активного демпинга, что заставляет конкурентов снижать цены, чтобы удержать клиентов. Такой шаг чрезвычайно рискован для большинства предприятий гостиничного бизнеса и ведет к снижению финансовой устойчивости, так как благополучие гостиниц зависит от тех исходных финансовых обязательств, которыми гостиницы связаны.