Высшие органы государственной власти


 

По форме правления Великобритания - конституционная монархия.

Монарх монарх в Великобритании считается источником значительной доли государственной власти, он – глава государства. Ему же теоретически принадлежит также исполнительная власть. Кроме того, монарх – составная часть парламента, но посещать его заседания (Палаты общин) может лишь по специальному приглашению. Глава государства в Великобритании занимает свой пост по наследству. Применяется кастильская тема наследования: трон покойного короля из династии Виндзоров переходит к старшему сыну, если сына нет – к старшей дочери, но монарх может назначить наследника и сам. Монарх вправе отречься престола в пользу ближайшего родственника.

Монарх – лицо неприкосновенное, он не подлежит уголовной, административной, гражданской ответственности, не может быть задержан (хотя имело место осуждение и казнь короля Карла время английской революции). Монарх политически нейтрален, не является членом какой-либо партии, не подлежит политической ответственности в связи с управлением государством: за монарха отвечают его министры. С точки зрения религии монарх должен быть протестантом и не состоять в браке с католиком.

Формально монарху принадлежат достаточно обширные полномочия: он назначает премьер-министра и членов правительства, других должностных лиц (судей, офицеров армии, дипломатов, высших церковных служащих господствующей церкви), созывает и распускает парламент, может наложить вето на законопроект, принятый парламентом. Монарх обычно открывает сессии парламента, выступая с речью, в которой провозглашаются основные направления внутренней и внешней политики. Он является главнокомандующим вооруженными силами, представляет страну в международных отношениях, заключает и ратифицирует договоры с иностранными государствами, имеет право объявлять войну и заключать мир, осуществляет право помилования. Однако на деле практически все принадлежащие монарху полномочия осуществляются членами правительства. Они подписывают акты, издаваемые монархом, и несут за них ответственность.

С XIII века в Великобритании действует Тайный совет. В его состав входит 300 человек, представляющих различные ветви власти и англиканскую церковь. Собирается этот в особо торжественных случаях, например, по поводу коронации монарха и реального участия в управлении государственными делами в настоящее время не принимает.

Фактически страной руководитправительство, которое формируется по результатам парламентских выборов. Премьер-министром назначается лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин. По его представлению королева назначает остальных членов правительства.

В отличие от большинства других государств в Великобритании различаются понятия "правительство" и "кабинет".

Кабинет действует внутри правительства. В его состав входят премьер-министр и основные министры. Состав правительства гораздо шире (если число членов Кабинета 18-20 человек, то в правительстве около 100 человек). Правительство в полном составе никогда не собирается на заседание, и фактически все вопросы внутренней и внешней политики страны решаются на заседаниях Кабинета, который на деле осуществляет высшую исполнительную власть. Кабинет созывается на заседания и принимает решения. Обычно этот кабинет заседает в личной резиденции премьер-министра, на Даунинг-стрит, 10, в Лондоне. Чаще на эти заседания в доме премьера собирается «внутренний кабинет» – несколько министров, пользующихся особым доверием премьера. «Внутренний кабинет» принимает решения от имени кабинета.

Деятельность кабинета носит закрытый характер. Закон запрещает знакомиться с его протоколами в течение 30 лет. Решения на заседаниях кабинета принимаются без голосования.

Кабинет руководит деятельностью государственного аппарата, разрабатывает важнейшие законопроекты, руководит внешней политикой страны. Кабинет участвует в законотворческой деятельности. Он издает различные акты в соответствии с полномочиями, делегированными ему парламентом, создавая, таким образом, делегированное законодательство. Правительство ответственно перед нижней палатой парламента: в случае вынесения Палатой общин вотума недоверия оно должно подать в отставку.

В Великобритании существует институт импичмента в отношении министров, но последний раз применялся в 1805 г.

Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту. Срок его полномочий по Закону о парламенте 1911 г. не может превышать 5 лет.

По точному смыслу британской неписаной конституции парламент – триединое учреждение: юридическое понятие парламента в Великобритании включает главу государства (монарха), Палату лордов (исторически – палату знати и высшего духовенства) и Палату общин (исторически – палату простолюдинов). Чаще под парламентом понимают лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении – нижнюю, которая реально осуществляет законодательные функции.

Хотя глава государства по конституционной доктрине является составной частью парламента, с точки зрения концепции разделения властей он относится все же к исполнительной власти.

Палата общин состоит из 646 членов. Она избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства на пять лет, но часто бывают роспуск и досрочные выборы, поскольку правящая партия власти таким путем стремится увеличить численность своих депутатов. Минимальный возраст депутата нижней палаты – 21 год. Руководит заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом спикер,должность которого существует с 1377 года. Спикер обладает очень значительными полномочиями в решениии процедурных вопросов, связанных с работой палаты. Он имеет трех заместителей, которые, в частности, руководят заседаниями в том случае, когда палата преобразует себя в комитет всей палаты. Спикер назначается монархом на весь срок полномочий палаты (на деле избирается палатой, фракцией большинства) и выходит из состава своей партии (считается беспартийным), так как должен быть лицом беспристрастным. Спикер не может голосовать, он подает решающий голос только в том случае, если голоса членов палаты разделились поровну. Он не вправе комментировать выступления членов палаты и выступать сам. Избирается спикер с соблюдением конституционного обычая: он упирается, когда идет к председательскому месту его как бы силой ведут два дюжих депутата. В период абсолютизма действительно никто не хотел быть спикером, так как он должен передавать королю решения парламента, которые отнюдь не всегда нравились монарху, что нередко влекло печальные последствия для спикера.

В парламенте создаются партийные фракции (четыре фракции имеются даже в Палате лордов, но у них нет партийной дисциплины).

Палата лордов (верхняя) не избирается. В ее состав входят духовные лорды, судебные лорды, наследственные пэры и пожизненные пэры. С 1999 года началось реформирование Палаты лордов, рассчитанное на 10 лет. Ее численность сократили с 1200 до 665 человек. На переходный период в составе палаты осталось 192 наследственных пэра, остальные получили право балатироваться а Палату общин. После завершения реформы из 788 наследственных пэров только 90 из них и 2 должностных лица, связанных с церемониалами, смогут принимать участия в заседаниях палаты (их состав определяется голосованием всех наследственных пэров). Руководит заседаниями палаты лорд-канцлер. С 2004 года он не назначается монархом по представлению премьер-министрома и не входит в состав правительства. Его избирают депутаты верхней палаты. В 2003 году создано министерство по конституционным делам, к которому перешла значительная часть полномочий лорда-канцлера. Лорд-канцлер может принимать участие в дебатах и голсовании, но не решает процедурные вопросы. Это право осуществляется палатой самостоятельно при координации лидера палаты, которым является руководитель наиболее крупной фракции.

Депутаты создают различные комитеты (в верхней палате – только неспециализированные), которые занимаются рассмотрением вопросов, имеющих серьезное общественное значение. Среди наиболее важных функций парламента - принятие законов и контроль за деятельностью правительства. Правом законодательной инициативы пользуются члены парламента, а соответственно и члены правительства, так как министры должны быть обязательно депутатами одной из палат. Правительственные законопроекты имеют приоритет: депутаты, не являющиеся членами правительства, могут вносить законопроекты только один день в неделю (в пятницу), в то время как члены правительства вправе представлять законопроекты в любой день недели. Законопроекты могут быть внесены как в верхнюю, так и в нижнюю палату, но, как правило, сначала происходит обсуждение в Палате общин, затем в Палате лордов. Законопроект проходит три чтения. В ходе первого чтения оглашаются только наименование и цель билля, а также назначается время второго чтения. Во втором чтении законопроект рассматривается в целом и передается в один из комитетов для постатейного обсуждения. Затем разбирается доклад комитета, предлагаются поправки и дополнения к статьям билля. В ходе третьего чтения законопроект вновь обсуждается в целом и по нему проводится голосование. Законопроект, одобренный Палатой общин, направляется в Палату лордов. Финансовые законопроекты должны быть рассмотрены и одобрены не позже чем через 1 месяц с момента поступления в верхнюю палату, иначе билль подписывается королевой без одобрения Палаты лордов. Нефинансовые билли отсылаются на подпись королеве после одобрения их верхней палатой. Парламент осуществляет контроль за деятельностью правительства в следующих формах. Депутаты направляют вопросы членам правительства, на которые министры дают устные объяснения на заседаниях палат и подготавливают письменные ответы, публикуемые в парламентских отчетах. В начале каждой сессии депутаты проводят прения по поводу речи королевы, в которой излагаются основные направления деятельности правительства.