Конституционное регулирование судебной власти: основные принципы организации и деятельности


В странах, которые восприняли идею разделения властей, конституционному регулированию судебной власти уделяется большее внимание, чем в государствах, которые приняли концепцию единства государственной власти.

Основными направлениями конституционного и собственно законодательного регулирования проблем организации и деятельности суда являются:

- определение содержания судебной деятельности и правового статуса суда (в зависимости от формы государства);

- закрепленння судебных гарантий прав и свобод лица;

- определение статуса конкретных носителей судебной власти – судей.

Важнейшими принципами организации и деятельности судебной власти, закрепленными практически во всех современных конституциях являются следующие. («Основные принципы независимости судебных органов»: Резолюция Гененральной Ассмблеии ООН от 13 декабря в 1985 г.).

Принцип независимости, является отправным, таким, которое определяет положение суда в современном государстве.

Правовыми гарантиями осуществления данного принципа является:

- независимость судей и судебных органов должна быть не только провозглашена в полном объеме, но и гарантирована государством и закреплена в соответствующем конституционном и текущем законодательстве;

- все государственные и другие учреждения обязаны уважать и поддерживать независимость судей и судебных учреждений, не вмешиваясь в отправление правосудия ни в какой форме;

- государство обязано представлять соответствующие средства, которые позволяют судебным органам должным образом выполнять свои функции.

Принцип осуществления правосудия лишь должным судом и только надлежащими (законными, ординарными) судьями и надлежащими судами,другие государственные органы и должностные лица не вправе присваивать себе функции правосудия.

Его содержание в конституционных текстах закрепляется в двух основных формах:

- закрепляется правило, согласно которому правосудие осуществляется лишь учреждениями судебной власти и фиксируется требование об осуществлении правосудия лишь судом, созданным на основе прямого конституционного распоряжения или основанным на основе закона или специальным уполномоченным органом;

- предусматривается, что спор должен быть рассмотрен тем судьей и тем судом, к компетенции которых отнесен законом; то есть не допускается произвольное перераспределение подсудности и подведомственности.

В конституциях многих стран закреплено запрещение создания чрезвычайных судов.

Принцип публичности правосудия означает либо гласность судебного процесса, либо открытость суда для публики или заинтересованных по разным причинам лиц, которые не относятся непосредственно к процессу.

Принцип мотивированности судебных действий и мероприятий (включая решение).

Важность данного принципа обусловлена тем, что вызов человека в суд в любом качестве может иметь для него неблагоприятные последствия (проблемы на работе, отношение соседей и т.д.).

Принцип коллегиальности.

Он реализуется в двух основных проявлениях:

- во многих странах закреплен собственно принцип коллегиальности, или осуществление судебной функции несколькими профессиональными судьями (Беларусь, Япония, Португалия);

- в других странах под коллегиальностью понимается участие в нем представителей народа в виде шеффенов (народных заседателей) или присяжных.

Шеффены принимают участие в процессе на равных правах с профессиональным судьей, они совместно принимают решение.

В суде при участии присяжных они не вмешиваются в ход судебного следствия; перед ними ставится вопрос факта и вины (решение принимается на их закрытом заседании без участия судьи), а перед судьей – вопрос права.

Ведение судебного процесса на языке, понимаемом сторонами, или с обеспечением им переводчика за счет государства.

Возможность обжалования и пересмотра судебного решения путем аппеляции(повторное рассмотрение дела по существу по процедуре первой инстанции),кассации(при ревизии можно не только проверять законность и обоснованность решения нижестоящего суда, но и вернуть дело на новое рассмотрение).

Ответственность государства за судебную ошибку. Государство возмещает физическому или юридичемскому лицу ущерб, который причинен ему ошибочным решением, неправильным осуществлением правосудия.