Компетенция парламентов


 

В соответствии с принципом разделения властей парламенты являются, прежде всего, органами законодательной власти.

В двухпалатных парламентах соответствующую компетенцию имеет каждая из палат. В большинстве стран полномочия нижней палаты гораздо шире, чем верхней. В США и Италии компетенция палат примерно одинаковая.

В зависимости от того, каков объем компетенции парламента можно выделить три ее вида.

В большинстве стран англосаксонского права, в связи с концепцией верховенства парламента считается, что парламенты обладают неограниченной компетенцией, то есть они могут принимать решение по любому вопросу. Однако и в таких странах есть королевская прерогатива. К примеру, в Великобритании это вопросы войны и мира. В этих странах принято жесткое разделение властей. Действуют органы конституционного контроля. Неограниченную компетенцию имели парламенты в странах тоталитарного социализма.

В тех странах, где компетенция парламентов ограниченная, ограничение может быть абсолютным и относительным.

Абсолютно ограниченная компетенция парламентов характерна для Франции и франкоязычных стран Африки. Конституции этих стран устанавливают точный перечень вопросов, по которым парламент может издавать законы.

Относительно ограниченная компетенция парламентов характерна для федеративных и децентрализованных унитарных государств. Ограничение здесь связано с наличием прав у субъектов федераций или иных территориальных образований.

В ряде мусульманских стран существуют консультативные парламенты. Они не издают законы, либо издают их с одобрения монархов.

По вопросу о классификации компетенций парламентов по видам существуют различные точки зрения. Чаще всего выделяют следующие виды:

1. Законодательная компетенция - это совокупность полномочий по принятию законов - главная компетенция парламентов.

Парламенты могут рассматривать только законопроекты, внесенные установленными субъектами законодательной инициативы. К ним, чаще всего, относятся: глава государства; правительство; палаты парламента, их постоянные комиссии, группы депутатов либо отдельные депутаты; некоторые органы государства, но только по предметам их ведения.

Процесс законотворчества состоит из нескольких стадий: внесение законопроекта, его обсуждение, принятие закона, промульгация.

Обсуждение законопроекта состоит, как правило, из трех стадий (чтений) и происходит только на пленарных заседаниях. Работа над законопроектом в постоянной комиссии называется комитетской стадией.

В первом чтении обсуждаются принципиальные положения проекта. Иногда зачитывается только заголовок или автор делает сообщение, за которым следует обсуждение. После этого происходит голосование. При отрицательном результате проект снимается с повестки дня. При положительном - проект передается в парламентскую комиссию соответствующего профиля.

Второе чтение происходит с докладом автора проекта и содокладом постоянной комиссии. На этой стадии обсуждается и голосуется каждая статья проекта, а также поправки к статьям.

В третьем чтении обсуждается и голосуется проект в целом. На этой стадии в него могут вноситься только редакционные поправки.

Принятие закона осуществляется большинством голосов депутатов (квалифицированным, конституционным либо присутствующих на данном заседании).

Промульгация закона главой государства включает следующие элементы: удостоверение закона и того факта, что он принят в соответствии с установленной процедурой; подписание закона; распоряжение о его опубликовании и исполнении.

2. Финансовая компетенция - это прежде всего полномочия парламентов утверждать роспись доходов и расходов государства, а также устанавливать налоги:

- утверждение государственного бюджета (Великобритания, США);

- принятие отдельных законов, регулирующих вопросы финансирования определенных государственных заданий социального, культурного и др. характера (Турция);

- установление налогов (Конституция Болгарии 1991 г.);

- создание внебюджетных фондов (ст. 267 Конституции Индии) и др.

3. Ратификация и денонсация международных договоров.

Ратификация - это окончательное согласие государства на заключение договора, выражаемое в установленной форме.

Денонсация – это выраженное в установленной форме волеизъявление государства, направленное на расторжение договора.

4. Назначение референдумов.

5. Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процессах. Круг таких органов и лиц различен в разных государствах:

- выборы Президента (Греция, Чехия);

- формирование правительства (Италия, Германия, КНР);

- формирование судебной власти (Франция – Высокий суд правосудия, Китай – Верховный народный суд) и др.

Выделяют следующие формы и способы участия парламентов в этой процедуре:

- по собственному усмотрению;

- по представлению других органов или должностных лиц;

- формирование органа целиком без определения его руководителя;

- формирование органа с назначением его руководителя;

- избрание или назначение только руководителя либо также его заместителей;

- формирование части органа;

- участие в составе более широких коллегий, формирующих орган;

- дача согласия на формирование органа или назначение должностного лица.

6. Контроль за деятельностью государственных органов, учреждений и должностных лиц. Формы парламентского контроля в президентских республиках (дуалистических монархиях) и в парламентарных республиках и монархиях различны.

Контроль парламента может иметь политический характер (например, выражение недоверия министру) и юридический (деятельность созданных парламентом следственных комиссий).

В.Е. Чиркин выделяет следующие формы парламентского контроля:

- вопросы к правительству. В регламентах парламентов многих государств предусмотрено особое время и установлена процедура рассмотрения данного вопроса. В президентских республиках и дуалистических монархиях эта форма контроля обычно не используется, хотя бывают исключения (например, Египет);

- дебаты по заранее определенным вопросам и общей политике правительства. Их тему, как правило, предлагает оппозиция, но такие предложения могут исходить и от правительства, стремящегося обеспечить себе поддержку общественного мнения;

- интерпелляция, которая используется только в парламентарных республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских республиках. Она предусматривает постановку какого-либо важного, общественно значимого вопроса на пленарном заседании, за которой следует объяснение главы правительства или министра, обсуждение и принятие решения путем голосования. Неудовлетворительная оценка ответа, выражение недоверия и т.п. могут повлечь отставку правительства. В свою очередь, правительство, действуя через главу государства, может добиться роспуска парламента;

- постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству (решается голосованием);

- доклады и отчеты правительства и министров о своей деятельности на пленарных заседаниях палат;

- парламентские слушания. Эта форма активно используется в президентских и полупрезидентских республиках и крайне редко - в парламентарных государствах;

- парламентские расследования, которые проводят специальные комиссии, созданные парламентом;

- деятельность парламентских комиссаров и других органов при парламенте;

- созыв специальных заседаний парламента для контроля за деятельностью органов исполнительной власти в особых ситуациях (например, при введении чрезвычайного положения);

- импичмент - как правило, это выдвигаемое нижней палатой обвинение президента согласно установленной процедуры, которая может завершиться устранением от власти главы государства;

- контроль за делегированным законодательством.

7. Полномочия в области обороны и безопасности:

- право объявления войны и заключения мира;

- объявление военного положения, полной или частичной мобилизации (Конституции Италии, Германии, США Франции, Швейцарии).

8. Судебные полномочия не типичны для парламентов, но встречаются. Например, палата лордов Великобритании сама является высшей судебной инстанцией. Следственными полномочиями наделены все комитеты парламента США.

Право парламента возбуждать обвинение перед судебными органами против высших должностных лиц.

В некоторых странах парламенты могут создавать специальные судебные органы из своего состава.

9. Право принимать иные нормативные акты помимо законов.

10. Право делегировать полномочия.