Парламент и парламентаризм


ЛЕКЦИЯ 7. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

 

Термин “парламент” происходит от английского “parliament”, который, в свою очередь, произошел от французского “parler” - говорить.

Родиной парламента считается Англия, где с ХIII века собрание крупнейших феодалов (лордов), высшего духовенства (прелатов), представителей городов и графств ограничило власть короля.

Современный парламент - это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения, главным образом, путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.

В компетенцию парламента входят другие важнейшие вопросы.

Представительная природа парламента характеризуется, прежде всего, его выборностью, но не только выборностью. Во многих странах глава государства также избирается народом, однако, только парламент претендует на роль своеобразного “зеркала общества”. Это связано с важнейшей отличительной чертой всех парламентов - коллегиальностью в принятии решений.

В отличие от других общенациональных коллегиальных представительных органов (конституционных ассамблей, конвентов и др.) парламенты действуют на постоянной основе.

Понятие парламента тесно связано с понятием парламентаризма. Понятия эти взаимообусловленные, но не равнозначные.

Парламентаризм - это система взаимодействия государства и общества, для которой характерными являются признание ведущей или особенной и достаточно существенной роли в осуществлении государственно-властных функций законодательного коллегиального органа, действующего на постоянной основе.

Парламентаризм не связан с какими-либо конкретными формами государственного правления. В той или иной мере явление парламентаризма присуще любому современному демократическому государству. Основой парламентаризма является сильный полновластный парламент. Но парламентаризм есть в то же время высшее качество парламента, которое может им утрачиваться. Парламент может существовать без существенных элементов парламентаризма, что характерно для авторитарных политических режимов.

Юридическим выражением парламентаризма и его определяющей чертой является контроль парламента за деятельностью правительства. Именно в нем выражается привилегированное положение парламента. Формы парламентского контроля в значительной степени зависят от формы государственного правления.

Характеризуя современное состояние парламентаризма, следует отметить, что само государственно-правовое развитие стран мира обуславливает необходимость определенной корректировки роли представительных органов. Заинтересованные в сохранении имиджа этих органов и стабильности всего государственного механизма правящие круги многих стран проводят парламентские реформы. Например, расширяются полномочия этих органов в сфере контроля за деятельностью органов исполнительной власти. В некоторых странах возникли новые парламентские органы - специальные комиссии, которые контролируют деятельность органов исполнительной власти. Там, где такие органы существовали ранее, расширяется их компетенция.

Новацией является также введение в целом ряде стран должности парламентского уполномоченного по правам человека, в компетенцию которого входит рассмотрение жалоб на деятельность органов исполнительной власти.

Парламенты продолжают играть важную роль в сфере идеологического воздействия на общество. Это обусловлено направлением эволюции парламентаризма, которая, в свою очередь, вызвана процессами демократизации избирательного права, расширения полномочий парламентов. Процесс этот даже в демократических странах может переживать спады и подъемы.