II. Режимы работы СОД.


I. Компоненты системы обработки данных

Тема 7.2. Структура и состав ИС

Система обработки данных (СОД), функции СОД. Основные режимы работы СОД. Компоненты СОД: информационное обеспечение, программное обеспечение, техническое обеспечение, правовое обеспечение, лингвистическое обеспечение.

После завершения занятия студент должен:

ü Иметь представление о структуре и составе ИС;

Знать:

ü Компоненты системы обработки данных

 

Система обработки данных (СОД) предназначена для информационного обслуживания специалистов разных органов управления предприятия, принимающих управленческие решения.

Основная функция системы обработки данных — реализация типовых операций обработки данных, каковыми являются:

· сбор, регистрация и перенос информации на машинные носители;

· передача информации в места ее хранения и обработки;

· ввод информации в ЭВМ, контроль ввода и ее компоновка в памяти компьютера;

· создание и ведение внутримашинной информационной базы;

· обработка информации на ЭВМ (накопление, сортировка, корректировка, выборка, арифметическая и логическая обработка) для решения функциональных задач системы (подсистемы) управления объектом;

· вывод информации в виде табуляграмм, видеограмм, сигналов для прямого управления технологическими процессами, информации для связи с другими системами;

· организация, управление (администрирование) вычислительным процессом (планирование, учет, контроль, анализ реализации хода вычислений) в локальных и глобальных вычислительных сетях.

 

Выделение типовых операций обработки данных позволило создать специализированные программно-аппаратные комплексы, их реализующие (различные периферийные устройства, оргтехнику, стандартные наборы программ, в том числе пакеты прикладных программ — ППП, — реализующих функциональные задачи ИС). Конфигурация аппаратных комплексов образует так называемую топологию вычислительной системы.

 

СОД могут работать в трех основных режимах:

· пакетном;

· интерактивном;

· реальном масштабе времени.

Для пакетного режима характерно, что результаты обработки выдаются пользователям после выполнения так называемых пакетов заданий.

В качестве примера систем, работающих в пакетном режиме, можно назвать системы статистической отчетности, налоговых инспекций, расчетно-кассовых центров (РКЦ), банков и т.д. Недостатком такого режима является обособленность пользователя от процесса обработки информации, что снижает оперативность принятия управленческих решений.

При интерактивном (диалоговом) режиме работы происходит обмен сообщениями между пользователем и системой. Пользователь обдумывает результаты запроса и принятые решения вводит в систему для дальнейшей обработки. Типичными примерами диалоговых задач можно считать многовариантные задачи использования ресурсов (трудовых, материальных, финансовых).

Режим реального времени используется для управления быстропротекающими процессами, например, передачей и обработкой банковской информации в глобальных международных сетях типа SWIFT, и непрерывными технологическими процессами.

Практически все системы обработки данных информационных систем независимо от сферы их применения включают один и тот же набор составных частей (компонентов), называемых видами обеспечения (см. рис.). Принято выделять информационное, программное, техническое, правовое, лингвистическое обеспечение.