Права и свободы в теории конституционализма


Конституционный статус личности. Институт гражданства

ТЕМА 4. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Конституционный статус личностиэто юридически закрепленное положение человека в обществе и государстве, которое определяется, прежде всего, конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, расы, пола, этнического и социального происхождения, политических и религиозных убеждений и т.п.). Он является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью и обобщенностью. Его содержание проявляется прежде всего в принципах, институте гражданства, собственно конституционных правах, свободах и их гарантиях.

В конституционном статусе личности важную роль играют его принципы, то есть исходные начала, на основе которых определяется содержание и условия реализации прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

К ним относятся: свободы человека; равенство конституционных прав и свобод; неотчуждаемость и нерушимость прав и свобод человека; гарантированность прав, свобод и обязанностей человека и гражданина; единство прав человека и его обязанностей перед обществом.

Наиболее важными принципами являются свобода и равноправие.

Принцип свободы отражает по существу идею концепции прав человека о его свободе, как естественном состоянии, о том, что все люди рождаются свободными, о естественном праве человека на свободное развитие своей личности.

Принцип равенства означает запрет на ограничение прав по расовым признакам, политическим взглядам, религиозным верованиям, этническому происхождению, социальному положению и др. При этом следует различать понятия «равенство» и «равноправие». На современном этапе развития общества невозможно полное социальное равенство. Кроме того, люди не равны по своим психологическим, физическим и другим возможностям.

Равноправие означает предоставление государством равных прав, одинаковых юридических возможностей пользоваться ими и установление равных обязанностей. Однако абсолютного равенства прав и возможностей, даже с точки зрения конституционного статуса, для различных групп людей (например, граждан, иностранцев, лиц без гражданства) быть не может. Они должны быть одинаковыми в пределах каждой группы лиц. Граждане всегда имеют больше прав и свобод, чем лица с иным статусом, но они несут и наибольшие обязанности.

Современное понятие гражданства исторически связано с французской революцией ХVIII в., в ходе которой была реализована политико-правовая концепция «свободного гражданина».

Необходимо отметить, что в наше время понятия «гражданство» и «подданство» практически перестали различаться. Осталась лишь некая традиция, которая сводится к тому, что в странах, где форма правления республиканская, применяется термин «гражданство», а там, где форма правления монархическая,- термин «подданство». Так, например, в США бытует термин «гражданство», а в Великобритании – «подданный Ее Величества».

От правового статуса лица: гражданин, иностранец, апатрид, лицо с множественным гражданством, зависит объем его прав и свобод. Особый статус могут иметь беженцы, перемещенные лица и др.

Граждане всегда имеют больше прав и свобод, чем лица с иным статусом, но они несут и наибольшие обязанности.

Подгражданствомпонимается устойчивая политико-правовая связь человека со своим государством в соответствии с которой на него распространяется суверенная государственная власть как внутри государства, так и вне его границ, обуславливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе.

Как правило, в законах определяется, кто является гражданином данного государства, устанавливаются принципы гражданства, определяется порядок приобретения и прекращения гражданства.

Наиболее распространенный способ приобретения гражданства – филиация - приобретение гражданства по рождению. (От лат. filia – дочь; filius – сын). В этом способе имеется 2 основания: право крови и право почвы. В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения; во втором – ребенок становится гражданином того государства, на территории которого родился, независимо от гражданства родителей. Однако у этого основания имеется и другое толкование (правом на получение гражданства по праву почвы имеют лица, родители которых или гражданство родителей неизвестно). В ряде стран Латинской Америки филиация не имеет прямого отношения к моменту рождения. Тут состояние гражданства может наступать с момента совершеннолетия и связано с наличием у лица политических прав, прежде всего - избирательного права. В большинстве стран могут использоваться оба основания.

Натурализация (ускорение, от лат. naturalis – подлинный, законный) – получение гражданства лицом (как правило, иностранцем или апатридом) по его заявлению. Она осуществляется уполномоченными на то органами и в подавляющем большинстве случаев связана с утратой прежнего гражданства. Обычно это делается от имени главы государства (президента, монарха), хотя в США гражданство по натурализации предоставляется на основе решений окружных федеральных судов, а в Японии – министром юстиции.

Восстановлениегражданства для бывших граждан данного государства. Речь идет о получении гражданства тем лицом, которое его имело, но утратило. Это болеем простая процедура, чем натурализация. Восстановить гражданство может лицо, которое выехало за рубеж, например, из-за революционных событий или изменения семейного положения, т.е. в связи с вынужденной эмиграцией.

Регистрация предполагает упрощенный порядок приобретения гражданства, если родители данного лица были или являются гражданами страны.

Оптациявыбор гражданства при переходе территории от одного государства к другому.

Трансфертпереход территории сопровождается изменением гражданства без права выбора.

Прекращение гражданствавозможно по 3 основаниям: выход из гражданства, утрата гражданства, лишение гражданства.

Выход из гражданства осуществляется в свободном либо разрешительном порядке. Заявление о выходе рассматривают компетентные органы, которые при определенных условиях могут в этом праве отказать.

В некоторых странах законодательно регулируются условия, при которых возможна автоматическая утрата гражданства. Чаще всего, это натурализация в другом государстве. По общему правилу, в странах с разрешительным порядком выхода из гражданства не допускается его автоматическая утрата; а в странах со свободным выходом – это обычная процедура.

Лишение гражданства, приобретенного в порядке филиации, называется денационализацией, а лишение натурализованного гражданства – денатурализация. Последняя встречается и применяется гораздо чаще, поскольку считается, что связь натурализованных граждан с государством менее стойкая, нежели у прирожденных граждан.

Бипатриды лица с множественным (двойным) гражданством. После заключения Маастрихтского договора 1992 г., преобразовавшего Европейское сообщество в Европейский союз, все граждане государств-членов являются гражданами Европейского союза, сохраняя национальное гражданство.

Иностранцы – граждане другого государства.

Апатриды – лица без гражданства. Их правовое положение сходно с положением иностранцев. Однако, в отличие от иностранцев, они не пользуются дипломатической защитой какого-либо государства.

В демократических странах конституция предусматривает предоставление иностранцам убежища, как правило, в политических целях.

В демократических странах часто предусматривается запрещение экспатриации -высылки из страны своих граждан и законно находящихся в стране иностранцев. Запрещается также экстрадиция - выдача иностранным государствам своих граждан и иностранцев, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами.

Права и свободы человека можно рассматривать как основу конституционализма. Ведь главный смысл создания конституций изначально состоял в защите прав и свобод личности.

Идея о том, что все люди от рождения равны и равноправны и что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых, естественных прав (прав человека), легла в основу первых конституций, принимавшихся в ходе Английской, Американской и Французской революций ХVII-ХVIII вв.

Права граждан связаны с принадлежностью лица к конкретному государству. Во многих конституциях различие между правами человека и гражданина проводится в самих формулировках («каждый», «все», «никто» - «граждане»).

Юридическое различие между правом (субъективным) и свободой провести трудно, так как и то и другое есть мера возможного поведения лица. К примеру, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 (ст. 4) гласит: «Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому».

Все же, когда речь идет о субъективном праве, предполагается наличие более или менее определенного субъекта, на котором лежит соответствующая этому праву обязанность. Например, право на охрану здоровья предполагает наличие определенных учреждений здравоохранения (прежде всего – государственных), дающих возможность реализовать такое право.

Когда говорится о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограничивать, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать данную свободу, то есть практически к любому нарушителю свободы. Лицо, чья свобода нарушена, вправе требовать защиты у государства от любого субъекта, нарушителя свободы.

Существует два основных способа конституционного формулирования прав и свободпозитивный и негативный.

При позитивномспособе конституция устанавливает или констатирует, что субъект обладает определенным правом.

Негативный способ представляет собой конституционное запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать определенное право или определенную свободу.

Поскольку права и свободы реализуются в обществе, то неизбежными являются определенные ограничения прав и свобод, которые диктуются необходимостью уважения таких же прав и свобод других людей. Формулы ограничений конституционных прав и свобод разнообразны.

Генеральные клаузулыэто общие оговорки в текстах конституций, предусматривающие возможность ограничений прав и свобод.

Существуют и конкретные оговорки, относящиеся к отдельным правам и свободам.

Вместе с тем, демократические государства не допускают дискриминацию,то есть законодательное ограничение прав, не соответствующее общечеловеческим ценностям. Наиболее существенными формами дискриминации являются апартеид – ограничение прав по расовому признаку и сегрегация – разделение белых и цветных в местах общественного пользования. Достаточно распространенным явлением, которое особенно характерно для мусульманских государств, является неравноправие женщин и мужчин. В слаборазвитых государствах распространено такое явление, как трайбализм, т.е. предоставление льгот по признаку принадлежности к определенному племени или племенному клану.

В демократических государствах обеспечиваются различные виды гарантий конституционных прав и свобод.

Социально-экономические гарантии связаны, прежде всего, с обладанием собственностью.

Политические гарантии принято связывать с различными формами осуществления власти народа.

Важнейшей юридической гарантией является существование правового государства. Особое значение придается судебной защите прав и свобод.

Защита конституционных прав граждан является обязанностью органов конституционного контроля и омбудсманов.

В случае, если государство является участником соответствующей международной конвенции и если исчерпаны все возможные способы защиты прав внутри государства, граждане могут обращаться в международные организации, такие как Комитет ООН по правам человека и Европейский суд в Страсбурге.