III. Организационные компоненты ИС


Под организационными компонентами ИС (см. рис.) понимается совокупность методов и средств, позволяющих усовершенствовать организационную структуру объектов и управленческие функции, выполняемые структурными подразделениями; определить штатное расписание и численный состав каждого структурного подразделения; разработать должностные инструкции персоналу управления в условиях функционирования СОД.

 

Выделение организационных компонентов в самостоятельное направление обусловливается особой значимостью человеческого фактора (персонала) в успешном функционировании ИС. Прежде чем внедрять дорогостоящую систему обработки данных, должна быть проведена огромная работа по упорядочению и совершенствованию организационной структуры объекта; в противном случае эффективность ИС будет низкой. Главная проблема при этом заключается в выявлении степени соответствия существующих функции управления и организационной структуры, реализующей эти функции и стратегию развития фирмы. Средствами достижения цели — совершенствование организационных структур — являются различные методы моделирования.

Внедрение информационных систем способствует совершенствованию организационных структур, так как предполагает определение расчетной, то есть научно-обоснованной, численности аппарата управления по структурным подразделениям с обязательным решением таких проблем, как:

· достоверное отнесение каждого работника к соответствующему структурному подразделению (отделу, бюро и т. д.);

· установление четких служебных обязанностей каждого работника в пределах подразделения, в котором он работает. При этом определение круга обязанностей предполагает, что обязанности работников, занимающих ту или иную должность, не зависят от конкретного лица, их исполняющего, и совокупность совместных обязанностей должна гарантировать их непротиворечивость и возможность достижения общего результата;

· определение нормальной загрузки работника поручаемой ему работой в течение дня и на календарный период;

· разработка должностных инструкций персонала в условиях функционирования СОД, в частности в условиях аварийных ситуаций.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение структуры системы?

2. Что называется системным эффектом, приведите пример?

3. Дайте определение подсистемы? Приведите примеры?

4. Назовите основные компоненты, включаемые в состав ИС?

5. Поясните структурную схему состава ИС?

6. Что понимается под функциональными компонентами ИС?

7. Как осуществляется выбор состава функциональных задач функциональных подсистем?

8. Что понимается под организационными компонентами ИС?

9. Каковы особенности и проблемы внедрения организационных компонент?